Напоминание

Прогулка в зимнюю тайгу


Автор: Костина Татьяна Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: Приморский край. Партизанский район, с. Золотая Долина
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прогулка в зимнюю тайгу
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГУЛКА В ЗИМНЮЮ ТАЙГУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данное музыкальное занятие составлено в соответствии с примерной основной

общеобразовательной программой дошкольного образования Н. Е. Вераксы « От рождения до

школы», а также образовательной программы ДОУ. Занятие составлено и проведено с детьми

старшей группы. На занятии присутствовало 20 детей.

Представленный конспект – занятие является авторской разработкой, построенный в соответствии

с дидактическими и общепедагогическими принципами.

Принцип непрерывности ( занятие построено на основе совместных действий воспитателя и

детей).

Принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности.

Моя задача состоит в том, чтобы шире и доступнее познакомить детей с дальневосточной тайгой,

с ее флорой и фауной через музыкальную деятельность. Поэтому я подготовила занятие «

Прогулка в зимнюю тайгу». На этом занятии я познакомила детей с красотой и неповторимостью

приморской тайги, дала понятие слова « тайга», особенностями природы , жизнью животных.

Через разучивание и пение песен, слушание музыки приморских композиторов, чтение

стихотворений местных поэтов прививаю любовь к малой родине, бережное отношение к

родной природе, чувство патриотизма , гордость за край, в котором мы живем.

Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы:

1. Наглядный метод( демонстрация фотографий);

2. Словесный метод ( рассказ педагога).

Занятие проходило поэтапно: Музыкально – ритмические упражнения, слушание музыки,

музыкально – дидактическая игра, пение знакомой песни, чтение стихотворений ,

физкультминутка, танец с использованием знакомых танцевальных движений.

Решение задач осуществляется через следующие образовательные области:

Социализация ( рассказ воспитателя, игры).

Познание ( расширение музыкального кругозора детей).

Предварительная работа:

1. Подборка музыкального и художественного материала.

2. Подготовка наглядных пособий, реквизита.

Критерии подбора музыкального материала:

1. Художественность ( единство формы и содержания).

2.Доступность ( по содержанию, характера, настроения).

3. Близость данной темы миру ребенка.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация и заинтересованность. Дети

активно участвовали во всех видах деятельности.

ПРОГУЛКА В ЗИМНЮЮ ТАЙГУ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей дальневосточной тайги, ее фауной и флорой,

произведениями приморских композиторов и поэтов. Расширить слушательский опыт детей на

основе слушания музыкальных произведений. Способствовать формированию общей духовной

культуры.

ЗАДАЧИ: Прививать любовь к музыке, родному краю, родной природе. Развивать эстетический

вкус, чувства, эмоции. Учить детей высказываться о музыке, используя разнообразные

определения. Развивать фантазию, воображение, музыкальную память, речь, образную

выразительность. Совершенствовать коммуникативные навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальный центр, нотные партитуры, диски, фото.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Вед: Все белым – бело! дороги спят – ни луж тебе, ни пыли,

Снежным пухом чародейка по утру укрыла путь.

И березки – недотроги в белых варежках застыли,

И пушистый на скамейке сел сугробик отдохнуть.

В новой белой чистой шубке станет горкой наша сопка,

Только с санками попробуй вверх забраться на холмы,

Где снежок веселый, хрупкий вслед летит. И ворон робко-

В черном платье по сугробу нарушает блеск зимы.

О каком времени года я прочитала вам стихотворение?( ответы детей). Вот так написала о нашей

приморской зиме наша золотодолинская поэтесса И. Ларина. А я приглашаю вас сегодня на

прогулку в зимний лес. Но на Дальнем Востоке как называется лес? Кто мне ответит?( ответы

детей). Да, в Приморье лес называется тайгой. Значит, мы с вами отправимся в зимнюю тайгу.

Тайга – это полоса диких труднопроходимых хвойных лесов. В России тайга занимает обширные

пространства Сибири и Дальнего Востока. В основном там растут хвойные деревья. Это ель,

пихта, сосна, кедр, лиственница. Я предлагаю вам отправиться на прогулку на лыжах. ( дети

имитируют надевание лыж).

По тропиночке пойдем друг за дружкою «гуськом» ( ходьба змейкой),

Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем,( ходьба с высоким подниманием колен),

Осторожней все шагайте, только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас, просят « Берегите нас!».( ходьба на полуприседание).

Вед: Вот мы и пришли с вами в зимний лес – тайгу. Посмотрите, какая кругом красота! Могучие

кедры надели белоснежные шапки, в теплых зимних шубках стоят стройные ели, снежное

покрывало накрыло землю до самой весны. Многие композиторы посвятили музыкальные

произведения красавице – зиме. А мы сейчас послушаем произведение итальянского

композитора Антонио Вивальди, которое так и называется « Зима».

Исполняется « Зима» А. Вивальди.

Вед: Вам понравилась эта музыка? ( ответы детей). Да, в этой музыке слышны звуки вьюги,

легкого падающего снежка, морозного зимнего воздуха. Слушая эту музыку, я думаю, каждый из

вас представляет себе зимнюю картину . А мы не только представляем эту картину , но и озвучим.

Интересную игру – стихотворение написала наша поэтесса из с. Золотая долина Л. Столяренкова.

Проводится логоритмическая игра «Зима».

Здравствуй, матушка – зима! Любим очень мы тебя.

И хохочем до упада от большого снегопада.

Любим мы гулять зимой- белоснежной, озорной.

Обожаем забавляться и в сугробах поваляться.

А снежки бросаем в друга, чтобы не было недуга.

Чтобы щечки заалели, ну а мы все песни пели.

Вед: Ребята, а вы знаете, что на Дальнем Востоке России находится Уссурийская тайга.

Называется она так по имени дальневосточной реки Уссури. В уссурийской тайге очень

многообразен животный мир. Каких обитателей тайги вы знаете? ( ответы детей). Да - это бурые

медведи, лоси, сибирские косули, кабаны, лисы, соболи, белки. Есть еще очень красивое

животное, которое обитает только в дальневосточной тайге - это кабарга( показать фото). Это

небольшое животное относится к парнокопытным оленевидным. Но по сравнению с оленем, у

кабарги отсутствуют рога. Шерсть у этого животного густая и длинная. Кабарга – великолепный

прыгун, способная на скаку менять направления и , подобно зайцу, запутывать следы. Вика И.

выучила интересное стихотворение про это животное. Его написала тоже наша золотодолинская

поэтесса И. Ларина. Давайте послушаем его.

Исполняется стихотворение « Кабарга».

Засмотрелась кабарга у ручья, и была она одна и ничья.

На беду ее там тигр пробегал, и добычу у ручья увидал…

Ой, беги, беги скорее сюда, тебя тигру не поймать никогда.

Мы поилку принесем кабарге, и отгоним злого тигра в тайге,

Чтобы он подальше в чащу залез, не пугал родной и ласковый лес.

Шепчут сосны да березы кругом, что сюда ещё не раз мы придем.

Будешь нашей ты всегда, кабарга, и с тобою будет краше тайга.

Вед: Вам понравилось это стихотворение? ( ответы детей).

Вед: А я специально для нашего занятия написала песню . Мы с вами ее выучили и сейчас я хочу,

чтобы вы её исполнили.

Исполняется песня « Зимняя тайга».

1. Мы попали в зимний лес, полон сказок и чудес.

Лес зовется наш тайгой, лишь в Приморье он такой.

2.Много водится зверей в нашей матушке – тайге.

Тихо – тихо ты ступай, братьев меньших не пугай.

3.Вот какие здесь следы у изящной кабарги.

В чаще бродит грозный тигр. Он хозяин всей тайги.

4. Есть медведи и изюбры, хоровод веселый птиц.

Надо всем любить природу, землю милую любить.

Вед: Вот какую веселую песенку мы спели с вами. Ребята, а вы знаете, что уссурийский тигр –

единственный вид тигров на территории России и он занесен в Красную книгу. Поэтому этот вид

животных охраняется и оберегается в нашей тайге. И с тиграми живут их маленькие детки –

тигрята. Давайте сейчас все превратимся в тигрят и проведем веселую физкультминутку.

Проводится физминутка « Тигрята».

Прибежали все тигрятки и все начали зарядку.

Вот раздался страшный рык – на лужайку прыгнул тигр.

Звери делают поклоны, начинаем мы наклоны.

Появился царь зверей – приседаем поскорей.

А теперь все дружно вместе начинаем бег на месте.

Тигрята вертят головой, начинаем мах ногой.

Вот пришел конец зарядке,

Разбежались все тигрятки.

Вед: Мы с вами замечательно повеселились и погрелись на нашей полянке. Ребята, а что вам

нравится зимой?( ответы детей). Вот мы сейчас с вами исполним веселый танец – игру « Что нам

нравится зимой?».

Исполняется танец – игра « Что нам нравится зимой?»

Вед: Вот и подходит наша прогулка в зимний лес- тайгу. Мы с вами узнали много нового и

интересного, повеселились, послушали красивую зимнюю музыку, а главное, я думаю, еще больше

полюбили наш родной Приморский край. Ведь он красив и прекрасен в любое время года.

Поэтому надо любить все то, что тебя окружает, беречь и преумножать эти богатства, которые нам

дарит матушка – природа! А сейчас мы возвращаемся в детский сад и говорим красавице – тайге «

До новых встреч!».

Используемая литература.

1. Музыкальная палитра, № 6, 2011г.

2. Избранное. Ирина Ларина.

3. Энциклопедия. Животный мир Приморского края.

4. Каплунова И. В. и Новоскольцева О. В. Праздник каждый день.

5. Л. Столяренкова. Сборник стихов « С любовью».



В раздел образования