Автор: Костина Татьяна Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: Приморский край. Партизанский район, с. Золотая Долина
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прогулка в зимнюю тайгу
Раздел: дошкольное образование
ПРОГУЛКА В ЗИМНЮЮ ТАЙГУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данное музыкальное занятие составлено в соответствии с примерной основной
общеобразовательной программой дошкольного образования Н. Е. Вераксы « От рождения до
школы», а также образовательной программы ДОУ. Занятие составлено и проведено с детьми
старшей группы. На занятии присутствовало 20 детей.
Представленный конспект – занятие является авторской разработкой, построенный в соответствии
с дидактическими и общепедагогическими принципами.
Принцип непрерывности ( занятие построено на основе совместных действий воспитателя и
детей).
Принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес).
Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).
Принцип психологической комфортности.
Моя задача состоит в том, чтобы шире и доступнее познакомить детей с дальневосточной тайгой,
с ее флорой и фауной через музыкальную деятельность. Поэтому я подготовила занятие «
Прогулка в зимнюю тайгу». На этом занятии я познакомила детей с красотой и неповторимостью
приморской тайги, дала понятие слова « тайга», особенностями природы , жизнью животных.
Через разучивание и пение песен, слушание музыки приморских композиторов, чтение
стихотворений местных поэтов прививаю любовь к малой родине, бережное отношение к
родной природе, чувство патриотизма , гордость за край, в котором мы живем.
Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы:
1. Наглядный метод( демонстрация фотографий);
2. Словесный метод ( рассказ педагога).
Занятие проходило поэтапно: Музыкально – ритмические упражнения, слушание музыки,
музыкально – дидактическая игра, пение знакомой песни, чтение стихотворений ,
физкультминутка, танец с использованием знакомых танцевальных движений.
Решение задач осуществляется через следующие образовательные области:
Социализация ( рассказ воспитателя, игры).
Познание ( расширение музыкального кругозора детей).
Предварительная работа:
1. Подборка музыкального и художественного материала.
2. Подготовка наглядных пособий, реквизита.
Критерии подбора музыкального материала:
1. Художественность ( единство формы и содержания).
2.Доступность ( по содержанию, характера, настроения).
3. Близость данной темы миру ребенка.
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация и заинтересованность. Дети
активно участвовали во всех видах деятельности.
ПРОГУЛКА В ЗИМНЮЮ ТАЙГУ.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей дальневосточной тайги, ее фауной и флорой,
произведениями приморских композиторов и поэтов. Расширить слушательский опыт детей на
основе слушания музыкальных произведений. Способствовать формированию общей духовной
культуры.
ЗАДАЧИ: Прививать любовь к музыке, родному краю, родной природе. Развивать эстетический
вкус, чувства, эмоции. Учить детей высказываться о музыке, используя разнообразные
определения. Развивать фантазию, воображение, музыкальную память, речь, образную
выразительность. Совершенствовать коммуникативные навыки.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальный центр, нотные партитуры, диски, фото.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в зал и становятся полукругом.
Вед: Все белым – бело! дороги спят – ни луж тебе, ни пыли,
Снежным пухом чародейка по утру укрыла путь.
И березки – недотроги в белых варежках застыли,
И пушистый на скамейке сел сугробик отдохнуть.
В новой белой чистой шубке станет горкой наша сопка,
Только с санками попробуй вверх забраться на холмы,
Где снежок веселый, хрупкий вслед летит. И ворон робко-
В черном платье по сугробу нарушает блеск зимы.
О каком времени года я прочитала вам стихотворение?( ответы детей). Вот так написала о нашей
приморской зиме наша золотодолинская поэтесса И. Ларина. А я приглашаю вас сегодня на
прогулку в зимний лес. Но на Дальнем Востоке как называется лес? Кто мне ответит?( ответы
детей). Да, в Приморье лес называется тайгой. Значит, мы с вами отправимся в зимнюю тайгу.
Тайга – это полоса диких труднопроходимых хвойных лесов. В России тайга занимает обширные
пространства Сибири и Дальнего Востока. В основном там растут хвойные деревья. Это ель,
пихта, сосна, кедр, лиственница. Я предлагаю вам отправиться на прогулку на лыжах. ( дети
имитируют надевание лыж).
По тропиночке пойдем друг за дружкою «гуськом» ( ходьба змейкой),
Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем,( ходьба с высоким подниманием колен),
Осторожней все шагайте, только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас, просят « Берегите нас!».( ходьба на полуприседание).
Вед: Вот мы и пришли с вами в зимний лес – тайгу. Посмотрите, какая кругом красота! Могучие
кедры надели белоснежные шапки, в теплых зимних шубках стоят стройные ели, снежное
покрывало накрыло землю до самой весны. Многие композиторы посвятили музыкальные
произведения красавице – зиме. А мы сейчас послушаем произведение итальянского
композитора Антонио Вивальди, которое так и называется « Зима».
Исполняется « Зима» А. Вивальди.
Вед: Вам понравилась эта музыка? ( ответы детей). Да, в этой музыке слышны звуки вьюги,
легкого падающего снежка, морозного зимнего воздуха. Слушая эту музыку, я думаю, каждый из
вас представляет себе зимнюю картину . А мы не только представляем эту картину , но и озвучим.
Интересную игру – стихотворение написала наша поэтесса из с. Золотая долина Л. Столяренкова.
Проводится логоритмическая игра «Зима».
Здравствуй, матушка – зима! Любим очень мы тебя.
И хохочем до упада от большого снегопада.
Любим мы гулять зимой- белоснежной, озорной.
Обожаем забавляться и в сугробах поваляться.
А снежки бросаем в друга, чтобы не было недуга.
Чтобы щечки заалели, ну а мы все песни пели.
Вед: Ребята, а вы знаете, что на Дальнем Востоке России находится Уссурийская тайга.
Называется она так по имени дальневосточной реки Уссури. В уссурийской тайге очень
многообразен животный мир. Каких обитателей тайги вы знаете? ( ответы детей). Да - это бурые
медведи, лоси, сибирские косули, кабаны, лисы, соболи, белки. Есть еще очень красивое
животное, которое обитает только в дальневосточной тайге - это кабарга( показать фото). Это
небольшое животное относится к парнокопытным оленевидным. Но по сравнению с оленем, у
кабарги отсутствуют рога. Шерсть у этого животного густая и длинная. Кабарга – великолепный
прыгун, способная на скаку менять направления и , подобно зайцу, запутывать следы. Вика И.
выучила интересное стихотворение про это животное. Его написала тоже наша золотодолинская
поэтесса И. Ларина. Давайте послушаем его.
Исполняется стихотворение « Кабарга».
Засмотрелась кабарга у ручья, и была она одна и ничья.
На беду ее там тигр пробегал, и добычу у ручья увидал…
Ой, беги, беги скорее сюда, тебя тигру не поймать никогда.
Мы поилку принесем кабарге, и отгоним злого тигра в тайге,
Чтобы он подальше в чащу залез, не пугал родной и ласковый лес.
Шепчут сосны да березы кругом, что сюда ещё не раз мы придем.
Будешь нашей ты всегда, кабарга, и с тобою будет краше тайга.
Вед: Вам понравилось это стихотворение? ( ответы детей).
Вед: А я специально для нашего занятия написала песню . Мы с вами ее выучили и сейчас я хочу,
чтобы вы её исполнили.
Исполняется песня « Зимняя тайга».
1. Мы попали в зимний лес, полон сказок и чудес.
Лес зовется наш тайгой, лишь в Приморье он такой.
2.Много водится зверей в нашей матушке – тайге.
Тихо – тихо ты ступай, братьев меньших не пугай.
3.Вот какие здесь следы у изящной кабарги.
В чаще бродит грозный тигр. Он хозяин всей тайги.
4. Есть медведи и изюбры, хоровод веселый птиц.
Надо всем любить природу, землю милую любить.
Вед: Вот какую веселую песенку мы спели с вами. Ребята, а вы знаете, что уссурийский тигр –
единственный вид тигров на территории России и он занесен в Красную книгу. Поэтому этот вид
животных охраняется и оберегается в нашей тайге. И с тиграми живут их маленькие детки –
тигрята. Давайте сейчас все превратимся в тигрят и проведем веселую физкультминутку.
Проводится физминутка « Тигрята».
Прибежали все тигрятки и все начали зарядку.
Вот раздался страшный рык – на лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны, начинаем мы наклоны.
Появился царь зверей – приседаем поскорей.
А теперь все дружно вместе начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой, начинаем мах ногой.
Вот пришел конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.
Вед: Мы с вами замечательно повеселились и погрелись на нашей полянке. Ребята, а что вам
нравится зимой?( ответы детей). Вот мы сейчас с вами исполним веселый танец – игру « Что нам
нравится зимой?».
Исполняется танец – игра « Что нам нравится зимой?»
Вед: Вот и подходит наша прогулка в зимний лес- тайгу. Мы с вами узнали много нового и
интересного, повеселились, послушали красивую зимнюю музыку, а главное, я думаю, еще больше
полюбили наш родной Приморский край. Ведь он красив и прекрасен в любое время года.
Поэтому надо любить все то, что тебя окружает, беречь и преумножать эти богатства, которые нам
дарит матушка – природа! А сейчас мы возвращаемся в детский сад и говорим красавице – тайге «
До новых встреч!».
Используемая литература.
1. Музыкальная палитра, № 6, 2011г.
2. Избранное. Ирина Ларина.
3. Энциклопедия. Животный мир Приморского края.
4. Каплунова И. В. и Новоскольцева О. В. Праздник каждый день.
5. Л. Столяренкова. Сборник стихов « С любовью».