Автор: Копылова Алевтина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребенка - Медведевский детский сад №6 "Колокольчик" Населённый пункт: пгт. Медведево РМЭ Наименование материала: статья и конспекты Тема: ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ В ИГРОТЕРАПИИ Раздел: дошкольное образование
Копылова Алевтина Александровна, воспитатель
МДОБУ «Центр развития ребенка - Медведевский детский сад №6
«Колокольчик»
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ В ИГРОТЕРАПИИ
Наблюдая за общением детей в детском саду и анализируя причины
эмоциональной напряженности, конфликтности в их отношениях, я пришла
к
выводу,
что
агрессивность
является
одной
из
наиболее
часто
встречающихся проблем детского коллектива. Дети, склонные к агрессии,
существенно
отличаются
от
своих
миролюбивых
сверстников
и
создают
массу трудностей не только окружающими, но и самим себе. Агрессивность,
сложившаяся в детском возрасте, остается устойчивой чертой и нередко
сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
На мой взгляд, в большей степени нуждаются в помощи взрослого дети
четвертого
года
жизни.
Ведь
ни
для
кого
не
секрет,
что
становление
дошкольного
возраста
начинается
с
кризиса
человеческих
отношений
–
кризиса трех лет.
Наиболее эффективным методом коррекции агрессивного поведения
дошкольников
является
игра,
как
ведущий
вид
деятельности.
Используя
психотерапевтические свойства детской игры, взрослый имеет уникальную
возможность
моделирования
положительного
отношения
ребенка
к
окружающему
миру
и
своевременной
коррекции
негативного
проявления
агрессивности.
Идея
ранней
профилактики
агрессивного
поведения
посредством
игровой
деятельности
нашла
отражение
в
занятиях
кружка
«Любимые
игрушки»,
где
игровая
деятельность
построена
на
основе
произведений
А.Барто, В них игрушки полноправные участники детской жизни, друзья
детей.
Каждое
стихотворение
имеет
свое
лицо.
И
речь
идёт
о
каких-то
хороших и плохих поступках детей, что помогает утверждать в малышах
положительные
черты
характера,
усвоение
моральных
норм
и
правил
поведения, развитие эмпатии, чувства ответственности за плохое поведение.
Основным методом профилактики определены игровые упражнения
( п а л ьч и ко в ы е
и г р ы ,
и г р ы
с
п р а в и л а м и ,
п од в и ж н ы е
и г р ы ) ,
психогимнастические этюды, релаксационное упражнения, моделирование
проблемных
ситуаций.
Их
использование
позволяет
демонстрировать
последствия
негативных
форм
поведения,
знакомить
с
простыми
проявлениями
человеческих
чувств,
снимать
психоэмоциональное
напряжение, обучать навыкам распознания и контроля негативных эмоций,
тренировать социально-приемлемые формы поведения.
Я
предлагаю
темы
занятий
кружка
по
произведениям
А.
Барто
и
несколько развернутых конспектов игровых занятий с детьми.
Занятие 1. «Уронили мишку на пол…»
Занятие 2. «Идет бычок качается…»
Занятие 3. «Зайку бросила хозяйка…»
Занятие 4. «Наша Таня громко плачет…»
Занятие 5. «Я люблю свою лошадку»
Занятие 6. «Мой пес простудился»
Занятие 7. «Кораблик»
Занятие 8. «Машенька»
Занятие 9. «Игра в стадо»
Занятие 10. «Зайка»
Занятие 11. «Котенок»
Занятие 12. «В пустой квартире»
Занятие 13. «Грузовик»
Занятие 14 (итоговое). « Любимые игрушки»
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятие 1. «Уронили мишку на пол…».
Задачи:
знакомить детей с эмоциями и чувствами, учить определять собственное
эмоциональное состояние с опорой на пиктограмму, делать комплименты;
учить
детей
понимать
и
описывать
чувство
боли,
формировать
способность к сочувствию, сопереживанию;
способствовать
снижению
агрессивности
детей
через
стимуляцию
двигательной активности, танец;
учить детей выплескивать гнев, боксируя мягкую игрушку;
развивать внимание, навыки самоконтроля, умение играть по правилам.
Оборудование и материалы:
пиктограммы «грустный», «веселый», «спокойный» по количеству детей,
мольберт, эстафетная палочка – «мостик дружбы»;
крупные мягкие игрушки по количеству детей;
стихотворение А.Барто «Мишка», мягка игрушка Мишка с оторванной
лапой, булавки;
аудиозапись со спокойной мелодией;
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
- Дети, выберите ту карточку, которая подходит вашему настроению и
поставьте на мольберт (дети выбирают соответствующую пиктограмму и
объясняют свой выбор).
- Вот какие у нас разные ребятки!
Поздороваемся мы так (поздороваться с соседом)
А потом еще вот так
(хлопнуть друг друга ладошка об
ладошку)
Дружно все мы обнялись
(обняться за плечи в круге)
И за дело принялись!
2. Игровое упражнение «Бокс».
- Ребята, посмотрите, сколько мягких игрушек нас встречают! К нам в
гости пришли, хотят с вами в «Бокс» поиграть и приглашают на ринг. А какая
у вас сила? (Дети разводят руки в стороны, резко сгибают их в локтях.
Ведущий «проверяет силу». Потом боксируют мягкие игрушки)
3 .Создание проблемной ситуации.
- Слышите? Кто-то плачет. Ой, это мишка плачет. Как Мишка плачет?
(дети изображают плачущего Мишку). Почему? (Ответы детей. Ведущий
подводя итог, зачитывает стихотворение А.Барто «Мишка»)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
- Как ему помочь можно? (Ответы детей – погладить по голове,
пришить лапу, сказать добрые слова, успокоить и др.)
4. Танец-полька «Мишка с куклой бойко топают».
-
Не плачь, Мишутка. (Ведущий прикрепляет медведю лапу булавками
и
приглашает
всех
на
танец.
Дети
поют,
выполняя
движения
по
содержанию)
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают – посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают – раз, два, три.
Мишке весело, ох, как весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой.
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку станцевать,
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать
5. Подвижная игра «У медведя во бору».
-
Наплясались? А Мишка еще хочет с вами поиграть – в игру «У
медведя во бору». (Перед началом игры выбирается «медведь», который
садится в «берлогу» и притворяется спящим. Остальные дети идут в лес за
грибами и ягодами и дружно говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь» пытается поймать кого-нибудь из
детей. Тот, кто будет пойман, меняется с «медведем» ролями.)
6. Пальчиковая гимнастика.
- Спасибо тебе, Мишка, - развеселил нас. А мы тебя научим пальчиками
играть (дети садятся за столы).
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие
пальцы опущены вниз, и как бы прыжками
двигаются по коленкам)
А вторые – догонять.
(Рит мичес кие
движе ния
по
с т ол у
указательными пальцами)
Третьи пальчики – бегом,
(Движение
средних
пальцев
в
быстром
темпе)
А четвертые – пешком.
(Медленные движения безымянных пальцев)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное
касание
поверхности
стола
обоими мизинцами)
И в конце пути упал
(Хлопок обеими руками по коленям)
-
Вот видишь, Мишутка, не только с тобой случается, что ты падаешь.
7. Релаксационное упражнение.
-
А вы знаете ребята, где медведи проводят зиму? (Ответы детей)
Правильно, зимой медведи спят в берлоге и сосут лапу. Мы тоже сейчас
превратимся с вами в мишек и будем спать в берлоге. (Дети сворачиваются
клубочком и, лежа с закрытыми глазами, слушают спокойную мелодию).
8. Ритуал прощания.
-
Ребята, пришло время прощаться. Давайте скажем Мишутке и друг
другу
на
прощание
ласковые
слова
–
комплименты. (Ритуал
прощания
проводится в виде игры «Комплимент». Со словами: «Мостик дружбы я
держу
и
что-то
приятное
тебе
скажу»
ребенок
подает
эстафетную
палочку соседу справа и говорит ему комплимент).
- До свидания, ребята.
Занятие 2.
«Идет бычок качается…».
Задачи:
способствовать сплочению детского коллектива, учить детей оказывать
поддержку и согласовывать действия между собой;
закреплять
умение
детей
определять
собственное
эмоциональное
состояние с опорой на пиктограмму, делать комплименты;
учить
детей
понимать
и
описывать
чувство
страха,
формировать
способность к сочувствию, сопереживанию;
учить
детей
выплескивать
гнев
в
приемлемой
форме
(раскидывать
и
собирать пластмассовые кубики);
учить детей расслабляться мышцы живота, дышать диафрагмой.
Оборудование и материалы:
пиктограммы «грустный», «веселый», «спокойный» по количеству детей,
мольберт, эстафетная палочка – «мостик дружбы».
стихотворение А. Барто «Бычок», игрушка Бычок, кубик и доска (брусок)
из напольного строительного материала;
2 корзинки с пластмассовыми кубиками.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Создание проблемной ситуации.
-
Ребята, сегодня в гости к нам пришел бычок, но он чем-то расстроен.
(Ведущий
обращает
внимание
детей
на
постройку,
на
которой
стоит
игрушка Бычок).
-
Покажите, как расстроился бычок? Вот какой он грустный (Ведущий
читает стихотворение А.Барто «Бычок»).
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
-
Как Бычок грустит? (дети изображают на лице грусть). Как можно
помочь
Бычку? (Ответы
детей:
на
руки
взять,
мостик
построить,
подставить
лестницу,
построить
ступеньки
из
кубиков
и
др.
Бычок
спускается и благодарит детей.)
3. Игровое упражнение «Построим мост для бычка».
-
Посмотрите, ребята. У бычка мостик шаткий, не надежный (кубики
разбрасывают по залу). Но без мостика бычку никак нельзя. Давайте новый
мост
построим (дети собирают кубики в корзину, строят новый мост,
который при проверке снова рушится и так несколько раз). Наконец-то мы
построили крепкий, надежный мост. Как рад наш бычок!
Релаксационное упражнение «Доброе животное».
- Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки (ведущий говорит
тихим
таинственным
голосом).
Мы
как
будто
одно
большое,
доброе
животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе!
На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. Так не только дышит
животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. И наши
сердца тоже бьются одинаково, потому что мы одна дружная семья.
4. Физкультминутка «Липучка».
-
Бычок
предлагает
поиграть
еще
в
одну
игру.
Она
называется
«Липучка». Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать. (Под быструю
музыку ведущий с бычком ловят детей. Кого поймали – тот прилип к ним и,
крепко держась за руки, помогает ловить остальных. Когда все дети станут
«липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки).
5. Пальчиковая гимнастика.
-
Ну,
липучка-приставучка (ведущий обращается к бычку), отдохни,
полежи вместе с ребятами. А они научат тебя с пальчиками играть.
В гости к пальчику большому (Выставлять вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединять под углом кончики пальцев
обеих рук)
Указательный и средний
(Называемые
пальцы
п о оч е р е д н о
соединять
Безымянный и последний.
с большим на обеих руках одновременно)
Сам мизинчик-малышок
(Пальцы сжаты в кулак)
Постучался на порог.
(Вверх выставляется только мизинец)
Вместе пальчики – друзья,
(Кулачки стучат друг о друга)
Друг без друга им нельзя
(Ритмичное сжатии пальцев в кулак)
- Вот как пальчикам друг без друга нельзя. Так и нам все надо быть
дружными и не обижать друг друга.
6. Игровое упражнение «Мирись-мирись».
-
А уж если поссорились – надо обязательно помириться. (Со словами
«Мирись-мирись, больше не дерись» дети держаться мизинчиками, потом
улыбаются, обнимаются, целуют друг друга в щечку).
7. Ритуал прощания.
Занятие 3.
«Зайку бросила хозяйка…».
Задачи:
формировать у детей конструктивные навыки общения;
закреплять
умение
детей
определять
собственное
эмоциональное
состояние с опорой на пиктограмму, делать комплименты;
учить детей понимать и описывать чувства других (холодно после дождя),
развивать способность к эмпатии, формировать желание помочь другому
в трудной ситуации;
дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения
(напряжение кистей рук, напряжение мышц шеи), научить задерживать
внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их, способствовать
снятию психомышечной напряженности в области рук и шеи;
развивать игровую деятельность детей с учетом элементарных правил
игры, развивать воображение, внимание и навыки самоконтроля.
Оборудование и материалы:
пиктограммы «грустный», «веселый», «спокойный» по количеству детей,
мольберт, эстафетная палочка – «мостик дружбы».
игрушка (рисунок) Солнце; султанчик-«дождик»;
стихотворение
А.
Барто
«Зайка»,
игрушки
Зайчик,
полотенце,
чашка,
кроватка детская для кукол;
игрушка Белочка, грецкие орехи, корзинка с шишками, корзинки по числу
детей;
аудиозаписи: «Колыбельная», запись со спокойной музыкой.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Игровое упражнение «Солнце и дождик».
-
Ой,
ребятки,
посмотрите
какие
тучи
надвигаются
–
дождик
начинается.
Спрячемся
под
крышей.
(Проводится
игровое
упражнение:
«дождик» - ведущий машет султанчиком, дети садятся на стульчики, ручки
над головой в виде крыши; «солнце» - ведущий показывает солнышко, дети
свободно перемещаются по залу).
3. Создание проблемной ситуации.
-
Посмотрите,
а
кто
это
сидит
на
скамейке? (Ведущий
читает
стихотворение)
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
-
Покажите, как Зайке холодно (дети дрожат от холода). Как можно
помочь
Зайке? (Ответы
детей:
занести
домой,
обсушить
полотенцем,
напоить горячим чаем, уложить спать. Вместе со взрослым дети сушат
полотенцем Зайчика, поят его чаем, укладывают спать).
4. Релаксационное упражнение «Фея сна».
- Давайте вместе с Зайчиком поспим (Дети сидят на стульях, стоящих
по
кругу
на
достаточно
большом
расстоянии
друг
от
друга.
Звучит
«Колыбельная».
Фея
сна
–
ведущая
-
касается
плеча
одного
из
детей
палочкой, тот «засыпает». Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной
палочкой.
Через
1-2
минуты
взрослый
говорит:
«Доброе
утро!»
и
все
просыпаются.)
5. Психогимнастическое упражнение «Дождь в лесу».
- Вот зайка наш проснулся. Он приглашает вас в лес на прогулку.
(Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку).
-
В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки
(дети
тянутся
вверх).
Тянутся
высоко-высоко,
чтобы
каждый
листочек
согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные
стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только
раскачиваются (дети покачиваются из стороны в сторону). Ветер принес
дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети
легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья
стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями
(дети
ласково
поглаживают
друг
друга).
Но
вот
появилось
солнышко.
Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни
(дети радуются солнцу).
6. Снятие напряжения в руках.
-
Посмотрите, сколько здесь шишек и орешков! Возьмите орешки в
руки и сильно-сильно сожмите их в ладонях, потрите, а потом опять сожмите.
Давайте положим их в корзинку и поставим на солнышко. Солнышко заберет
нашу плохую энергию и подарит бодрость и радость взамен.
7. Игровое упражнение «Белочка».
-
А
шишки
положив
в
эту
корзинку.
Кто
и
лесных
зверей
любит
шишки? (Белочка). Я буду Белочкой. Когда я отвернусь – вы берете шишки из
корзинки.
Когда
я
повернусь
–
вы
замираете
на
месте.
Посмотрим,
кто
больше шишек наберет свою корзинку?
8. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
- Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Белка убежала от нас. Вон она
высоко
скачет
на
дереве,
а
вот
она
спустилась.
Мышцы
шеи
сильно
напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже
дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
9. Ритуал прощания.
Занятие 4.
«Наша Таня громко плачет…».
Задачи:
закреплять
умение
детей
определять
собственное
эмоциональное
состояние с опорой на пиктограмму, делать комплименты;
развивать
у
детей
умение
взаимодействовать
со
сверстниками,
способствовать сплочению детского коллектива, поддерживать радостное
настроение и уверенное поведение;
учить детей понимать и описывать чувства других (грусть); закреплять
навык
описания
эмоционального
состояния
другого;
формировать
способность к сочувствию, сопереживанию ;
способствовать
снятию
негативных
эмоций
через
игры
с
водой,
способствовать
снятию
психомышечной
напряженности,
дать
детям
возможность испытать чувства напряжения и расслабления мышц живота,
учить задерживать внимание на этих ощущениях, различать, сравнивать
их;
развивать умение детей играть под руководством взрослого, учитывать
элементарные правила игры; тренировать воображение, внимание, память
детей, навыки самоконтроля.
Оборудование и материалы:
пиктограммы «грустный», «веселый», «спокойный» по количеству детей,
мольберт, эстафетная палочка – «мостик дружбы»;
стихотворение А. Барто «Мячик», кукла Таня, большой таз с водой и
теннисным
мячами,
деревянные
палочки
по
числу
детей,
бумажные
салфетки или полотенце;
корзинка с мячами среднего размера (d = 10 см).
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Создание проблемной ситуации.
-
Слышите? Кто-то громко плачет (ведущий читает стихотворение
А.Барто «Мячик»).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
-
Как плачет Таня? (дети имитируют плач). Как же можно помочь
Тане, успокоить ее? (Ответы детей).
3. Игровое упражнение «Достань мячик».
-
Посмотрите-ка, детишки, наши мячики-шалунишки тоже укатились в
лужу.
Давайте
достанем
их. (Дети
подгоняют
деревянными
палочками
теннисные мячики к «берегу» - краю таза с водой. Спасенные мячики сушат
на бумажными салфетками и укладывают в корзинку).
4. Психогимнастическое упражнение «Мокрый мячик».
Мячик-шалунишка в лужицу упал (дети падают на палас-«лужу»)
От воды весь мокрый мячик сразу стал
(«стряхивают» с себя воду)
Из воды мы мячик до-ста-ем
(дети поднимаются)
Полотенцем вытрем
(«обтираются полотенцем»)
Вот теперь наш мячик какой:
(поглаживают себя по телу)
И красивый, и сухой
(красуются друг перед другом)
5. Физкультминутка «Мой веселый звонкий мяч».
-
Таня благодарит вас и хочет поиграть с вами в новую игру. (Во время
проговаривания
стихотворения
дети
прыгают
как
мячики,
а
ведущий
имитирует отбивание мяча от земли. В конце дети разбегаются. Игра
повторяется 3 раза).
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой –
Не угнаться за тобой.
6. Подвижная игра «Кто быстрее?».
- Пока мы с вами играли, наши мячики-шарики разбежались кто куда.
Давайте быстро-быстро соберем их обратно в корзинку. (Ведущий несколько
раз рассыпает мячики по полу, а дети собирают их).
7. Релаксационное упражнение «Шарик».
- А сейчас мы сами превратимся в шарик. (Ведущий показывает и
объясняет). Садитесь на палас, ноги скрестно. Представим, что мы надуваем
воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар.
Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух –
будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я. Вот так
шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы
расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко.
8. Ритуал прощания.