Автор: Фоменко Ольга Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ СОШ №511 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Ролевая игра в обучении иностранному языку Раздел: среднее образование
Ролевая игра в обучении иностранному языку
Проблема использования игр в методике обучения иностранным языкам не
нова. Ее актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным
мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в
новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
Ролевая игра-методический прием, относящийся к группе активных способов
обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками
реальной практической деятельности людей, создает условия реального
общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь
взрывом мотивации, повышениям интереса к предмету. Она эффективна как
на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. Ролевая игра
мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в
ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить,
выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Игра дает возможность робким , неуверенным в себе учащимся говорить и
тем самым преодолеть барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-
лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают
отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть
активным в общении. Игры положительно влияют на формирование
познавательных интересов школьников, способствуют осознанному
освоению иностранного языка. Учащиеся работают активно, увлеченно,
помогают друг другу. Учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Е. И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре:
Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором
будут действовать дети, а так же ролей и игровых предметов;
Обязательного осознания детьми игрового результата;
Осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь
требуемый результат;
Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком,
что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной
форме игры
При этом важно учесть следующие обстоятельства:
1.
Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется
в игре;
2.
Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительного
усилия;
3.
В обучении младших школьников не следует пользоваться системой
отметок;
4.
Выбор игры должен органически вплетаться в план занятий.
Наблюдения показывают, что школьники сохраняют в себе
потребность игры, которая была их основным видом деятельности в
детском возрасте. Способность играть выражается в том, что ученики
охотно принимают воображаемую игровую ситуацию. Ролевая игра
строится на межличностных отношениях, которые реализуются в
процессе общения. Являясь моделью межличностного общения,
ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к
участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она
выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в
значительной степени определяет выбор языковых средств,
способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет
моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.
Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнения для
овладения навыками и умениями в условиях межличностного
общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую
функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина,
трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в
разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою
точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в
определенных условиях, т.е говорить о воспитательной функции
ролевой игры. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а
ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста
деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний
подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную
функцию.
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при
изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное
начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным,
творческим и коллективным.
Примеры ролевых игр
1.
Ролевая игра «Близнецы». Упражнение в имитации.
Задание первому партнеру. Вы-участник школьной художественной
самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером.
Интересуетесь театральными жанрами. Задание второму партнеру. Вы
одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете
ему. Вас прозвали близнецами.
I`m interested in opera. I`m interested in opera, too.
Примеры варьируемых элементов, набранных курсивом:
1.
Opera and ballet
2.
Drama
3.
Comedy
4.
Tragedy
5.
Musical comedy
6.
Variety show
7.
Classical music
8.
Pop music
2.
Ролевая игра «Интервью»
Задание
первому
партнеру:
Вы-репортер
газеты
«Культура».
После
спектакля
побеседуйте
с
театральным
критиком,
выясните,
понравилось ли ему представление. Задание второму партнеру: Вы-
известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился.
Did you enjoy the ballet «Swan Lake» by Tchaikovsky?
Not very much. I didn`t like the dancing.
3.
Ролевая игра «Послы»
Класс делится на группы не менее 5 человек. Каждая группа
загадывает, например, профессию или животного и т.д. Приняв на себя
данную роль, один представитель идет в другую группу и отвечает там
на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются кто он, его
берут в плен, а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа,
которая взяла в плен большее количество пленников.
Список используемой литературы:
Маслыко Е.А Настольная книга преподавателя иностранного
языка/Издательство «Вышейшая школа» 2014
Методика преподавания иностранных языков. Общий курс.- Издание
второе переработанное и дополненное/Отв. Редактор А.Н. Шамов
Новгород НГЛУ им.Добролюбова 2005
Ольга Александровна Фоменко
ГБОУ СОШ №511
Г.Санкт-Петербург