Напоминание

Нарушение прав ребенка


Автор: Литвяк Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Звездочка" СП №94
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: семинар
Тема: Нарушение прав ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение д/с «Звездочка» СП д/с № 94 комбинированного вида

Круглый стол для педагогов

на тему: «Нарушение прав ребенка»

Воспитатели 2 младшей группы:

Волосникова Татьяна Геннадьевна

Литвяк Елена Александровна

г. Нижний Тагил 2016г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались для того,

чтобы поговорить о воспитании детей в семье и ОУ, о наших правах и

обязанностях.

СЛАЙД 1

Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а

уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить.

Поэтому я приглашаю вас к диалогу.

XXI век — Век ребенка. 20 ноября — Всемирный день прав ребенка.

10 декабря — День прав человека. Именно поэтому я бы хотела с вами

поговорить о правах наших детей, о наших правах и обязанностях.

СЛАЙД 2

Цель.

Изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и

нормативно-законодательные акты Российской Федерации. Направить

усилия коллектива дошкольного учреждения на выполнение охраны прав

детей.

Задачи.

1.

Повысить педагогическую компетентность по проблеме охраны прав

детей в ДОУ.

2.

Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

3.

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность

принимать точку зрения собеседника).

Завершилось XX столетие, вся планета вступила в новый век и

новое тысячелетие. Есть ли шанс у России занять достойное место в

истории, стать благополучным государством? Думаем , есть, если

сейчас, в наши тревожные времена задуматься о своѐм будущем – о

детях. Кто они-дети? Они такие же граждане, как и все взрослые и

требуют такого же внимания к своим правам. Может ли современное

общество обеспечить ребѐнку столь необходимую ему защиту? Что

нужно сделать, чтобы обратить внимание общественности на

проблемы прав детей? Вопрос регулирования прав детей возник в

России во второй половине XIX в. После проведения крестьянской

реформы. На страницах газет, журналов- педагоги, врачи учѐные,

литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и

равноправии, достоинстве человека и необходимости защиты прав

взрослых и детей.

СЛАЙД 3

Международные документы о правах ребёнка

.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их

физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого

направления. Основным международным документом , касающихся прав

детей, относится:

- Декларация прав ребѐнка (1959 год)

- Конвенция ООН о правах ребѐнка (1989 год)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и

развития детей (1990 год).

Декларация прав ребѐнка является первым международным

документом, в котором родители, а также добровольные организации,

местные власти, национальные правительства призываются к признанию и

соблюдению прав детей путѐм законодательных и других мер. На основе

декларации прав ребѐнка был разработан другой важнейший

международный документ – Конвенция о правах ребѐнка. Здесь впервые

ребѐнок рассматривается не только как объект, требующий специальной

защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав

человека.

Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их

объединили в отдельные группы:

I группа прав – на жизнь, на имя.

II группа прав – на семейное благополучие.

III группа прав – свободное развитие личности.

IV группа прав – обеспечивает здоровье детей.

V группа прав - способствует образованию детей.

VI группа прав – защита ребѐнка от разных видов эксплуатации.

СЛАЙД 4

Права ребёнка

- свод прав детей, зафиксированных в

международных документах по правам ребёнка.

Ребенок имеет право на семью.

Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства,

если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

Ребенок имеет право на равенство.

Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребенок имеет право на собственное мнение.

Ребенок имеет право на имя и гражданство.

Ребенок имеет право на получение информации.

Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого

обращения.

Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны

государства, если есть особые потребности (например, у детей с

ограниченными возможностями).

Вопрос

«Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном

возрасте! »

Ответ

Действительно уже в раннем возрасте дети начинают усваивать

ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте

закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки

физического, умственного развития. По существу нравственное воспитание,

знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с

вопросов: «Что такое хорошо? что такое плохо?»

Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его

надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка.

СЛАЙД 5

Методы работы с детьми

Для формирования у дошкольников элементарных представлений о

своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и

их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их

практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на

ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-

продуктивную.

Рекомендуется проводить:

- ролевые, театрализованные и дидактические игры ( «Семья»,

«Больница», «Школа», «Колобок», «Заюшкина избушка»..)

- игры и упражнениия на развитие эмоциональной сферы ( «Помоги себе

сам», «Ласковые имена»).

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в

противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка . И так

часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся

самые близкие люди - родители.

СЛАЙД 6

Нарушение прав ребенка.

Лишение свободы движения;

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка

одного(ст. 156 Уголовного Кодекса РФ: запирание на длительное время

квалифицируется как не исполнение обязанностей по воспитанию

несовершеннолетнего).

Применение физического насилия;

Унижение достоинства ребенка (грубые замечания, высказывания в его

адрес), воспитывает в нем озлобленность, неуверенность в себе,

комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость,

трусость.

Угрозы в адрес ребенка;

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его

нуждами;

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования,

медецинской помощи;

Отсутствие должного внимания и заботы, любви;

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с

семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком

полагались на детский сад и школу, то в настоящее время, согласно

Семейному кодексу РФ, в ст. 63 оговариваются права и обязанности

родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается

ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное

и нравственное развитие ребенка.

Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с

каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими

нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия,

застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) – по статистике те или иные

проблемы имеет каждый третий ребенок.

Установлено, что 58%педагогов не только не в состоянии установить

причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт

нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка. Кроме того,

значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и

«отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении

дошкольного детства практически не меняется.

Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка

защищенным лишь от физического насилия.

Работа по формированию правового сознания у родителей должна

проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах:

анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, памятки,

консультации , дискуссионные клубы.

Задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года в

год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы

взаимодействия с родителями и влияния на них.

Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его

квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном

образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого

обращения в семье.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-

правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав

ребенка в дошкольном возрасте. Мы поговорим о повседневной жизни, в

которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему

необходима защита.

Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать

нарушение прав ребенка.

Предлагаем вам рассмотреть несколько ситуаций

и высказать свое мнение.

Раздаются коллегам ситуации и дается время на обсуждение

СЛАЙД 7

Итак ,ситуация первая:

В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители

обладают высоким социальным статусом и сразу заявили об этом

воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения

требованиям, обязательным для всех детей.

Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »

Ответ.

Воспитатель: Конечно, применяется индивидуальное отношение к

каждому ребенку, но требования ко всем детям одинаковые, независимо от

социального статуса семьи.

СЛАЙД 8

Ситуация вторая:

Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке

ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это связанно с

возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорирует Вашу

просьбу.

Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос? »

Ответ.

Воспитатель: Вывод. Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и

будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем

самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение. А родителям

предложить принести старую курточку, в которой ребенку удобно двигаться,

играть и которую он не боится испачкать.

СЛАЙД 9

Ситуация третья:

Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен

заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».

Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей,

родители или все же детский сад? »

Ответ

Воспитатель: Вывод. Конечно, воспитанием должны заниматься родители.

В Конвенции ООН записано, что воспитание - это права и обязанности

родителей. Детский сад нужен для общения, познавательного развития.

Детский сад помощник родителям в воспитании детей.

СЛАЙД 10

Ситуация четвертая:

Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое

легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама предлагает надеть теплое

шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается.

Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »

Ответ.

Воспитатель: Вывод. Из самых лучших побуждений взрослые порой,

забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость,

что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. Ребенка надо

убедить, а не командовать и требовать исполнения. Конвенция о правах

ребенка признает за каждым ребенком право на индивидуальность, свободу

выражать свое мнение.

Игра «Волшебный сундучок»

Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать

предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо

определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении - Что это за документ? О каком праве он

напоминает? (право на имя)

Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и

любовь)

Домик - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве

он напоминает? (право на имущество)

Конверт - О чѐм напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать

чужие письма и подглядывать)

Букварь - О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учѐбу)

Картинка медведицы с медвежонком - О чѐм напоминает эта

картинка? (о праве ребѐнка быть вместе с мамой)

Таблетки - О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на

получение медицинской помощи)

Паспорт - Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право

на гражданство).

Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не

вправе их нарушать.

В заключении хочется сказать, что мы не хозяева жизни своих детей.

Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что

плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях,

которые могут повлиять на путь ребенка

А закончить наш круглый стол мы хотим очень хорошим

стихотворением А.Вознесенского:

В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажѐнной солнце достать

И подарить его людям

Памятка для родителей.

Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в

воспитании ребенка, в налаживании добрых

взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета,

взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей

семье:

Доверие - основное правило.

Всегда ребенку Вы говорите правду.

Стараетесь быть примером для ребенка.

Уважаете ребенка как личность, имеющую право на

свою точку зрения.

Советуйтесь с ребенком.

Не обманывайте ребенка.

Учите правильно оценивать свои поступки и

поступки других людей.

Не ставьте целью добиться полного послушания с

первого слова, дайте возможность убедиться

ребенку, в чем он прав или не прав.

Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на

потом.

Выход из безвыходного положения - шутка.

Телевизор хорошо, а природа лучше.

Познание, чтение - радость для всей семьи.

Постоянно читайте вслух.

Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в

его возрасте.

Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в

дом.

Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

1

В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его

родители обладают высоким социальным статусом и сразу заявили

об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от

новенького подчинения требованиям, обязательным для всех

детей.

Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »

2

Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке

ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это

связанно с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель

игнорирует Вашу просьбу.

Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос? »

3

Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен

заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».

Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием

детей, родители или все же детский сад? »

4

Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть

любимое легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама

предлагает надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не

соглашается.

Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »



В раздел образования