Автор: Литвяк Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Звездочка" СП №94
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: семинар
Тема: Нарушение прав ребенка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение д/с «Звездочка» СП д/с № 94 комбинированного вида
Круглый стол для педагогов
на тему: «Нарушение прав ребенка»
Воспитатели 2 младшей группы:
Волосникова Татьяна Геннадьевна
Литвяк Елена Александровна
г. Нижний Тагил 2016г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались для того,
чтобы поговорить о воспитании детей в семье и ОУ, о наших правах и
обязанностях.
СЛАЙД 1
Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а
уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить.
Поэтому я приглашаю вас к диалогу.
XXI век — Век ребенка. 20 ноября — Всемирный день прав ребенка.
10 декабря — День прав человека. Именно поэтому я бы хотела с вами
поговорить о правах наших детей, о наших правах и обязанностях.
СЛАЙД 2
Цель.
Изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и
нормативно-законодательные акты Российской Федерации. Направить
усилия коллектива дошкольного учреждения на выполнение охраны прав
детей.
Задачи.
1.
Повысить педагогическую компетентность по проблеме охраны прав
детей в ДОУ.
2.
Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
3.
Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность
принимать точку зрения собеседника).
Завершилось XX столетие, вся планета вступила в новый век и
новое тысячелетие. Есть ли шанс у России занять достойное место в
истории, стать благополучным государством? Думаем , есть, если
сейчас, в наши тревожные времена задуматься о своѐм будущем – о
детях. Кто они-дети? Они такие же граждане, как и все взрослые и
требуют такого же внимания к своим правам. Может ли современное
общество обеспечить ребѐнку столь необходимую ему защиту? Что
нужно сделать, чтобы обратить внимание общественности на
проблемы прав детей? Вопрос регулирования прав детей возник в
России во второй половине XIX в. После проведения крестьянской
реформы. На страницах газет, журналов- педагоги, врачи учѐные,
литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и
равноправии, достоинстве человека и необходимости защиты прав
взрослых и детей.
СЛАЙД 3
Международные документы о правах ребёнка
.
Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их
физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого
направления. Основным международным документом , касающихся прав
детей, относится:
- Декларация прав ребѐнка (1959 год)
- Конвенция ООН о правах ребѐнка (1989 год)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей (1990 год).
Декларация прав ребѐнка является первым международным
документом, в котором родители, а также добровольные организации,
местные власти, национальные правительства призываются к признанию и
соблюдению прав детей путѐм законодательных и других мер. На основе
декларации прав ребѐнка был разработан другой важнейший
международный документ – Конвенция о правах ребѐнка. Здесь впервые
ребѐнок рассматривается не только как объект, требующий специальной
защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав
человека.
Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их
объединили в отдельные группы:
I группа прав – на жизнь, на имя.
II группа прав – на семейное благополучие.
III группа прав – свободное развитие личности.
IV группа прав – обеспечивает здоровье детей.
V группа прав - способствует образованию детей.
VI группа прав – защита ребѐнка от разных видов эксплуатации.
СЛАЙД 4
Права ребёнка
- свод прав детей, зафиксированных в
международных документах по правам ребёнка.
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства,
если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого
обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны
государства, если есть особые потребности (например, у детей с
ограниченными возможностями).
Вопрос
«Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном
возрасте! »
Ответ
Действительно уже в раннем возрасте дети начинают усваивать
ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте
закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки
физического, умственного развития. По существу нравственное воспитание,
знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с
вопросов: «Что такое хорошо? что такое плохо?»
Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его
надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка.
СЛАЙД 5
Методы работы с детьми
Для формирования у дошкольников элементарных представлений о
своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и
их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их
практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на
ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-
продуктивную.
Рекомендуется проводить:
- ролевые, театрализованные и дидактические игры ( «Семья»,
«Больница», «Школа», «Колобок», «Заюшкина избушка»..)
- игры и упражнениия на развитие эмоциональной сферы ( «Помоги себе
сам», «Ласковые имена»).
В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в
противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка . И так
часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся
самые близкие люди - родители.
СЛАЙД 6
Нарушение прав ребенка.
Лишение свободы движения;
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка
одного(ст. 156 Уголовного Кодекса РФ: запирание на длительное время
квалифицируется как не исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего).
Применение физического насилия;
Унижение достоинства ребенка (грубые замечания, высказывания в его
адрес), воспитывает в нем озлобленность, неуверенность в себе,
комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость,
трусость.
Угрозы в адрес ребенка;
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его
нуждами;
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования,
медецинской помощи;
Отсутствие должного внимания и заботы, любви;
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с
семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком
полагались на детский сад и школу, то в настоящее время, согласно
Семейному кодексу РФ, в ст. 63 оговариваются права и обязанности
родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается
ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное
и нравственное развитие ребенка.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с
каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими
нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия,
застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) – по статистике те или иные
проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58%педагогов не только не в состоянии установить
причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт
нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка. Кроме того,
значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и
«отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении
дошкольного детства практически не меняется.
Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка
защищенным лишь от физического насилия.
Работа по формированию правового сознания у родителей должна
проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах:
анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, памятки,
консультации , дискуссионные клубы.
Задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года в
год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы
взаимодействия с родителями и влияния на них.
Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его
квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном
образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого
обращения в семье.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-
правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав
ребенка в дошкольном возрасте. Мы поговорим о повседневной жизни, в
которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему
необходима защита.
Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать
нарушение прав ребенка.
Предлагаем вам рассмотреть несколько ситуаций
и высказать свое мнение.
Раздаются коллегам ситуации и дается время на обсуждение
СЛАЙД 7
Итак ,ситуация первая:
В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители
обладают высоким социальным статусом и сразу заявили об этом
воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения
требованиям, обязательным для всех детей.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »
Ответ.
Воспитатель: Конечно, применяется индивидуальное отношение к
каждому ребенку, но требования ко всем детям одинаковые, независимо от
социального статуса семьи.
СЛАЙД 8
Ситуация вторая:
Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке
ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это связанно с
возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорирует Вашу
просьбу.
Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос? »
Ответ.
Воспитатель: Вывод. Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и
будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем
самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение. А родителям
предложить принести старую курточку, в которой ребенку удобно двигаться,
играть и которую он не боится испачкать.
СЛАЙД 9
Ситуация третья:
Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен
заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».
Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей,
родители или все же детский сад? »
Ответ
Воспитатель: Вывод. Конечно, воспитанием должны заниматься родители.
В Конвенции ООН записано, что воспитание - это права и обязанности
родителей. Детский сад нужен для общения, познавательного развития.
Детский сад помощник родителям в воспитании детей.
СЛАЙД 10
Ситуация четвертая:
Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое
легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама предлагает надеть теплое
шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »
Ответ.
Воспитатель: Вывод. Из самых лучших побуждений взрослые порой,
забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость,
что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. Ребенка надо
убедить, а не командовать и требовать исполнения. Конвенция о правах
ребенка признает за каждым ребенком право на индивидуальность, свободу
выражать свое мнение.
Игра «Волшебный сундучок»
Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать
предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо
определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении - Что это за документ? О каком праве он
напоминает? (право на имя)
Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и
любовь)
Домик - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве
он напоминает? (право на имущество)
Конверт - О чѐм напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать
чужие письма и подглядывать)
Букварь - О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учѐбу)
Картинка медведицы с медвежонком - О чѐм напоминает эта
картинка? (о праве ребѐнка быть вместе с мамой)
Таблетки - О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на
получение медицинской помощи)
Паспорт - Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право
на гражданство).
Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не
вправе их нарушать.
В заключении хочется сказать, что мы не хозяева жизни своих детей.
Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что
плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях,
которые могут повлиять на путь ребенка
А закончить наш круглый стол мы хотим очень хорошим
стихотворением А.Вознесенского:
В жизни можно по–разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажѐнной солнце достать
И подарить его людям
Памятка для родителей.
Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в
воспитании ребенка, в налаживании добрых
взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета,
взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей
семье:
Доверие - основное правило.
Всегда ребенку Вы говорите правду.
Стараетесь быть примером для ребенка.
Уважаете ребенка как личность, имеющую право на
свою точку зрения.
Советуйтесь с ребенком.
Не обманывайте ребенка.
Учите правильно оценивать свои поступки и
поступки других людей.
Не ставьте целью добиться полного послушания с
первого слова, дайте возможность убедиться
ребенку, в чем он прав или не прав.
Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на
потом.
Выход из безвыходного положения - шутка.
Телевизор хорошо, а природа лучше.
Познание, чтение - радость для всей семьи.
Постоянно читайте вслух.
Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в
его возрасте.
Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в
дом.
Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
1
В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его
родители обладают высоким социальным статусом и сразу заявили
об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от
новенького подчинения требованиям, обязательным для всех
детей.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »
2
Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке
ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это
связанно с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель
игнорирует Вашу просьбу.
Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос? »
3
Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен
заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».
Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием
детей, родители или все же детский сад? »
4
Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть
любимое легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама
предлагает надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не
соглашается.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »