Напоминание

"Странички Красной книги"


Автор: Килина Екатерина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 202
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Странички Красной книги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №202

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников»

Конспект занятия по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Странички Красной книги Кемеровской области.

Знакомство с лосем»

Составила:

Килина Екатерина Константиновна,

воспитатель МДОУ №202

г.Кемерово, 2015 год.

Занятие из серии «Знакомство с Красной книгой Кемеровской области»

В течении года педагог проводит занятия по ознакомлению с редкими

представителями животного и растительного мира Кемеровской области, и вместе с

детьми составляет свою Красную книгу.

«Знакомство с лосем»

Цель: расширение знаний о животных из Красной книги Кемеровской области.

Задачи: уточнить и расширить представления о лосе; способствовать появлению

положительных эмоций в отношении этого животного, побуждать к состраданию, к

желанию помочь. Закрепить умения классифицировать деревья по внешней форме листа.

Материалы

и

оборудование:

картины

с

изображением

весны;

иллюстрации,

картины

из

жизни

лося;

дидактическая

игра

«С

какого

дерева

листик»;

карта-схема

«Странички Красной книги», схематичные рисунки для ее заполнения по теме «Лось» - по

количеству детей.

Предварительная работа: Дети приносят картинки с изображением лося, педагогом

готовится карта – схема.

2

Воспитатель с детьми подходят к карте Сибири.

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по страницам красной книги

Кемеровской области. Ребята, а как вы думаете где находится Кемеровская область на

карте? Кто мне покажет (ответы детей). Наша Кемеровская область богата лесами. Лес у

нас называется – тайга – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. На

каком транспорте можно туда попасть? (ответы детей) А по лесу мы будем путешествовать

пешком.

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

По ходу игры происходит описание весенних картин, отображающих особенности

в лесу. Имитация движения по лесной тропинке (перепрыгивание через ручей, ходьба по

камешкам, по узкой дорожке в лесу.)

-Ребята, посмотрите куда мы попали? Какое сейчас время года? (ответы детей)

А вы знаете, кто здесь живет? Здесь живет – лось!

Это самый крупный современный олень. И мы с вами сейчас с ним познакомимся.

(педагог показывает картину с изображением лося и ведет по ней беседу)

Лось – это дикий зверь. У него длинные ветвистые рога. На ногах есть копыта. Он

поедает траву и листья. Это травоядный зверь, для человека не опасен. Заметив человека,

он быстро убегает.

По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Верхняя губа вздутая

и

сильно

нависает

над

нижней.

Рога

лося

состоят

из

короткого

ствола

и

широкой

уплощенной, несколько вогнутой лопаты. От лопаты вперед, наружу и назад отходят

отростки, более или менее равномерно обрамляющие лопату (на роге может быть до 18

отростков). (Воспитатель одновременно показывает все детали на картинах.) Окраска

лося буровато-черная. Летом лоси предпочитают гари и лесосеки, где богатая поросль

лиственных деревьев, буйно разрастается высокотравье, в том числе любимый корм лося –

кипрей (иван-чай). Большое значение для лося имеют леса с болотами, тихими реками,

р у ч ь я м и

и

о з е р а м и ,

г д е

о н и

к о р м я т с я

в о д н о й

р а с т и т е л ь н о с т ь ю .

3

Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском или хорошим

подростом молодняка, особенно сосны, осины или березы, рябины и др.

–Ребята, а знаете, как лось кушает? Захватив ветку губами, он обрывает с нее все

листья. Лучше всего лоси поедают листья осин, рябин, ив, берез, черемухи, кленов, ясеня.

Давайте вспомним, как выглядят эти деревья и их листочки.

Детям предлагается дидактическая игра

«С какого дерева листик»

Посмотрите, какие рога у самца лося. Первые рога вырастают у самцов через год –

в апреле – мае; в конце июля – августе они отвердевают. Эти рога обычно не имеют еще

отростков. Рога с хорошо выраженной лопатой появляются только на пятом году жизни.

Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре – декабре, редко позже. Новые рога начинают

расти в апреле – мае. Пока рога мягкие, они чувствительны к ударам и укусам насекомых.

Твердеют они в июле, а в августе – сентябре самцы очищают их от кожи.

Лоси живут до 20-25 лет, но большинство животных в природе погибает значительно

раньше. Так, в многоснежных районах, ранней весной, когда медведи выходят из берлог,

они часто нападают на лосей.

Очень опасными для лосей могут быть волки. Но на взрослых лосей волки

нападают только стаей, да и то избегают бросаться спереди. Но молодых и подростков

погибает от волков очень много. В отличие от медведя, волки нападают на лосей в

малоснежный период, поскольку по рыхлому и высокому снегу волкам трудно угнаться не

только за взрослым лосем, но и подростком.

Много маленьких лосят погибает в затяжные весны с возвратом холодов и снега.

Немало их ломает свои хрупкие ножки о бурелом в тайге или тонет при переправах через

реки во время ледохода.

А еще взрослые лоси часто страдают от браконьеров. Поэтому численность

животных значительно уменьшилась и это грациозное животное занесено в Красную

книгу.

Но пора нам возвращаться домой в детский сад.

Физкультминутка.

Я по лесу пойду, я бруснику найду

.Если нет лукошка – наберу в ладошку.

Прыгну через лужицу, голова закружится,

И в траву брусника…. Тут ее найди-ка!

Вдруг мы видим – у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем

4

И назад в гнездо кладем.

Итог занятия (Практическая работа).

А теперь ребята, давайте повторим, с каким животным мы встретились в лесу

и заполним страничку нашей Красной книги.

Педагог задает вопросы:

Как называют нашего животного? (дети отвечают и наклеивают в центральный круг

изображение лося)

Какие особенности во внешнем виде лося. (дети называют и наклеивают рога и

копыта)

Чем питается лось в летнее и зимнее время года? (дети наклеивают листочки,

травинки, кору и веточки – заготовленные картинки)

Какие сезонные изменения в жизни лося вы знаете? (дети наклеивают рога и

объясняют)

Какие у лося враги? (дети наклеивают картинки медведя и волка)

В свободное время можно провести рисование лося.

5



В раздел образования