Напоминание

"Развитие у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности"


Авторы: Лукьянченко Ольга Александровна, Саенко Люмила Александровна
Должность: студентка группы Б4 ПДВ филиала СГПИ в г. Буденновске
Учебное заведение: филиал СГПИ
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие у старших дошкольников навыков сотрудничества со

сверстниками в процессе совместной деятельности

Лукьянченко О.А.

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт»

Аннотация.

Формирование

навыков

сотрудничества

дошкольников

на

педагогическом

уровне

определяется

социальным

заказом

общества

-

формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень

сформированности

навыков

сотрудничества,

умений

действовать

сообща,

являясь

одной

из

необходимых

составляющих

социально-культурного

взаимодействия, обеспечивает ему возможность успешной социализации.

Данная

проблема

стала

предметом

особого

внимания

педагогов

и

психологов. Изучение формирования навыков сотрудничества и совместной

деятельности раскрывается в трудах М.С. Соловейчика, А.В. Мудрика, Т.А.

Репкина, А.А. Бодалева.

Сфера

сотрудничества

детей

рассматривается

в

общем

контексте

социализации

с

учетом

особенностей

выстраивания

межличностных

взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко,

Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.).

Одной из важных исследовательских задач является разработка средств

развития навыков сотрудничества со сверстниками, что связано с разработкой

и

внедрением

эффективных

технологий,

при

которых

ребенок

способен

познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и

способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно

придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои

возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Имеющийся

опыт

использования

игровых

методик

в

отечественных

и

зарубежных исследованиях доказывает, что развивать навыки сотрудничества

со

сверстниками

целесообразно

в

процессе

игровой

деятельности

как

наиболее точной и доступной модели общения детей.

Игра, как основной вид деятельности дошкольников, необыкновенно

эмоционально насыщенная, является привлекательной для детей и приносит

ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической

деятельностью,

игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает

специфике

развития

его

психических

процессов.

Все

это

говорит

об

ее

широком развивающем потенциале, который позволяет использовать игровую

деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

Исследования,

проведенные

педагогами

и

психологами

(О.А.

Александрова, Е.А. Аркин, А. Валлон, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, О.М.

Дьяченко, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Б.Д. Парыгин и др.), показали, что у

детей

в

период

дошкольного

возраста

происходит

бурное

становление

ли ч н о с т и .

К

с е ми

год а м

д е т и

уже

вла д е ют

п р и м и т и в н ы м и

интеллектуальными

операциями,

могут

правильно

сформулировать

свои

мысли, чувства. На данном этапе у них развиваются главные функции речи,

умение

при

общении

с

людьми

грамотно

излагать

мысли,

используя

различные языковые средства.

В развитии дошкольника начинают доминировать различные формы

коммуникаций.

Однако

главным

составляющим

непрерывности

и

успешности

становления

ребенка,

как

личности,

является

способность

к

сотрудничеству.

Ряд

современных

исследователей

рассматривает

способность

к

сотрудничеству личности как психосоциальное качество, означающее силу и

уверенность,

которые

появляются

от

осознания

своей

способности

эффективно взаимодействовать с окружением (Г.М. Андреева) .

Другие исследователи связывают развитие навыков сотрудничества с

умением

давать

социально-психологический

прогноз

коммуникативной

ситуации, определять направление коммуникации и адаптироваться в ней

(И.В. Дубровина, М.И. Лисина) .

Приобщение к совместной деятельности начинается с раннего возраста.

В

дошкольном

возрасте

ведущей

деятельностью

является

игра.

Н.П.

Аникеева

отмечает,

что

навыки,

полученные

ребенком

в

игровой

деятельности, сопровождают его всю жизнь. Именно в игре ребенок познает

себя и других, учится сравнивать, оценивать, изучать окружающий мир,

формируется

его

мировоззрение,

система

ценностей

и

установок.

Игра

позволяет детям накапливать навыки сотрудничества.

Некоторые ученые (Н.Я. Михайленко и др.) высказывают мнение, что

отсутствие навыков сотрудничества может быть основано слабым развитии

речи детей дошкольного возраста. Однако ученые выделяют и обратную

зависимость – низкий уровень развития речи может быть спровоцирован

недостаточным уровнем сотрудничества и, в дальнейшем, низким уровнем

коммуникативного поведения в целом.

Часть

детей

дошкольного

возраста

в

силу

различных

причин

испытывают трудности в овладении навыками сотрудничества. Обычно это

дети:

с

повышенной

агрессивностью,

мало

контактные

(застенчивые),

имеющие

речевые

нарушения

(заикание

и

т.п.),

проявляющие

эмоциональную неустойчивость, дети с заниженной самооценкой.

Начиная

с

двух

летнего

возраста,

дети

начинают

играть

в

самые

простые игры. Это новый шаг в психическом развитии ребенка, поскольку он

начинает осмысливать предметы и игрушки. Речевые символы в сознании

детей

начинают

сопровождаться

предметными

символами,

тем

самым

начинает развиваться воображение ребенка (его особая сфера психического

сознания).

А.К. Бондаренко и А.И. Матусик отмечают, что в это период, ребенок

не просто играет, а косвенным образом обращается ко взрослым, стремясь

получить одобрение или оценку своей деятельности.

Дети от трех до пяти лет начинают выстраивать уже более сложные игры.

Обычное воспроизведение простых действий с предметами уже не нравится

детям, они хотят сюжетной линии в игре. Начинают появляться роли, детская

игра становится коллективной.

Для

этого

возраста

детей

(3-5

лет)

основные

игры

это

воспроизведение

различных

отношений

между

людьми.

Психолог

А.В.

Запорожец

пишет: «Мир предстает перед детьми в самых ярких красках

взаимодействий. Дети замечают, что шофер не просто крутит руль и ведет

автобус, а вступает в некие взаимодействия с пассажирами; продавец не

просто подает товар, но и вступает в диалог с покупателем, общаясь при этом

определенным

образом

и

т.п.

Именно

эти

коллективные

взаимодействия,

особые отношения между взрослыми и становятся центральным звеном в

играх дошкольников».

И.А.

Ивакина

отмечает,

что

сюжеты

игр

дошкольников

весьма

разнообразны. Здесь и «дочки-матери», и «цирк», и «космонавты», и «в

поезде», «магазин». Все, что увидел ребенок в семье, в быту, в кино, по

телевизору,

становится

сюжетом

его

игры,

где

он

принимает

непосредственное участие, активное действие. Сценарий игры может также

быстро меняться или сменяться другим. Наиболее интересны для детей игры-

приключения, здесь ребенок может фантазировать.

Работа

педагога-воспитателя

по

развитию

сотрудничества

детей

старшего дошкольного возраста должна опираться на потенциал сюжетно-

ролевых

игр.

Учёные-педагоги

Менджерицкая

Д.В.,

Новоселова

С.Л.,

Зворыгина Е.В., Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. единодушны в мнении,

что игра для дошкольника это оптимальный способ воспитания и развития.

Применительно к детям термин «играть» в древности означал «жить» или

«дружить». На подсознательном уровне ребенок иногда говорит – Я с тобой

хочу играть (или Я с тобой не играю). В сущность он предполагает – Я с

тобой хочу дружить (или Я с тобой больше не дружу).

Игра

способствует

научению

детей

сотрудничеству

между

детьми,

умению подчинению своих интересов общей теме игры. В игре наибольшим

образом происходит развитие произвольного поведения детей. Также в игре

стимулируется управление поведением ребенка: он подчиняется правилам

игры, придерживается сюжета. Это качество (самоуправление) затем широко

применяется в других видах деятельности, например, в учебной.

В

научных

трудах

ряда

ученых

Петровского

В.А.,

Клариной

Л.М.,

Смывиной Л.А., Стрелковой Л.П. отражается роль игры в социальной жизни.

Авторы указывают, что детский игровой коллектив – это некий механизм

социального

сотрудничества,

который

формирует

навыки

коллективного

взаимодействия и коммуникативные умения ребенка.

Формы игрового сотрудничества с развитием ребенка тоже меняются.

Постепенно дети сами распределяют роли, опираясь на интересы и желание,

а также с учетом «эффективности» предыдущего опыта проживания данной

роли в прошедшей игре. Педагог-воспитатель должен использовать игру в

качестве средства формирования общительности, доброты, толерантности,

взаимопомощи и поддержки в детском коллективе.

Т.А. Репина

пишет, что воспитание в игре можно считать «школой

культурного сотрудничества». Поэтому эффективно будет использовать игру

в

качестве

механизма

воспитания

взаимопомощи

друг

другу,

чувства

коллективизма, ответственности, умения сообща взаимодействовать.

В игре и педагог и дети могут воздействовать на некоторых ребят,

которые проявляют агрессию, замкнутость, эгоизм.

В ходе игры, дети обычно переходят от простых сюжетов к более

сложным,

переход

этот

осуществляется

постепенно.

Поэтапно

дети

овладевают искусством воображения и им уже не нужны предметы для игры,

они их представляют и взаимодействуют с ними так, как будто они находятся

в игре. Помимо этого, дети начинают активно взаимодействовать в сюжетно-

ролевой игре друг с другом. Они учатся друг у друга правилам игры, узнают

сюжетную

линию

и

начинают

следовать

указанным

направлениям.

Чем

старше дети дошкольники, тем сложнее у них сюжет игры и тем легче они

обходятся без какой-либо специальной атрибутики для игр.

Александрова О.А. в работе «Формирование навыков сотрудничества»

отмечает,

что

дети,

которые

любят

играть,

всегда

найдут

средства

для

установления контакта со сверстниками. В связи с этим, педагогу следует

научить

ребенка

играть:

помочь

придумать

тему

игры,

организовать

интересный сюжет, распределить роли в игре и т.п. И тогда - успех в игре

-станет для ребенка наилучшим достижением, даже важнее похвалы.

В старшем дошкольном возрасте основное содержание сюжетной игры

– широкая социальная действительность: профессиональный труд взрослых,

бытовые особенности, семейные отношения. В игре происходит интеграция

игровой и трудовой деятельности. Например, в игре дети воспроизводят

знания о различных профессиях, повторяют трудовые процессы, моделируют

взаимоотношения взрослых.

Педагоги указывают, что если следовать структуре, правилам сюжетно-

ролевой игры (выполнять поставленные задачи, игровые правила, игровые

действия),

то

это

большой

педагогический

потенциал

развития

многих

качеств социальной активности и социальной компетентности, в том числе и

способности коммуникативного взаимодействия. В сюжетно-ролевой игре

заложен потенциал конструирования (моделирования) своего поведения в

сотрудничестве.

Таким

образом,

игра

является

ведущей

деятельностью

детей

дошкольного

возраста.

Наиболее

эффективной

в

развитии

навыков

сотрудничества являются сюжетно-ролевые игры дошкольников, поскольку в

них

формируется

социальное

поведение

детей.

Необходимо

использовать

потенциал сюжетно-ролевых игр в развитии навыков сотрудничества детей и

развития общения у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.

Александрова

О.А.

Формирование

навыков

сотрудничества

у

дошкольников / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2015.

2.

Алифанова

Е.М.

Формирование

навыков

общения

детей

дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных

игр: дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2011.

3.

Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности развития коммуникации у

детей дошкольного возраста. - М., 2014.

4.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2014.

5.

Возрастные особенности развития детей в коллективе сверстников /

отв. ред. Дубровина, И.В., Лисина М.И. - М.: Просвещение, 2012.



В раздел образования