Авторы: Лукьянченко Ольга Александровна, Саенко Люмила Александровна
Должность: студентка группы Б4 ПДВ филиала СГПИ в г. Буденновске
Учебное заведение: филиал СГПИ
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие у старших дошкольников навыков сотрудничества со
сверстниками в процессе совместной деятельности
Лукьянченко О.А.
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт»
Аннотация.
Формирование
навыков
сотрудничества
дошкольников
на
педагогическом
уровне
определяется
социальным
заказом
общества
-
формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень
сформированности
навыков
сотрудничества,
умений
действовать
сообща,
являясь
одной
из
необходимых
составляющих
социально-культурного
взаимодействия, обеспечивает ему возможность успешной социализации.
Данная
проблема
стала
предметом
особого
внимания
педагогов
и
психологов. Изучение формирования навыков сотрудничества и совместной
деятельности раскрывается в трудах М.С. Соловейчика, А.В. Мудрика, Т.А.
Репкина, А.А. Бодалева.
Сфера
сотрудничества
детей
рассматривается
в
общем
контексте
социализации
с
учетом
особенностей
выстраивания
межличностных
взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко,
Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.).
Одной из важных исследовательских задач является разработка средств
развития навыков сотрудничества со сверстниками, что связано с разработкой
и
внедрением
эффективных
технологий,
при
которых
ребенок
способен
познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и
способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно
придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои
возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Имеющийся
опыт
использования
игровых
методик
в
отечественных
и
зарубежных исследованиях доказывает, что развивать навыки сотрудничества
со
сверстниками
целесообразно
в
процессе
игровой
деятельности
как
наиболее точной и доступной модели общения детей.
Игра, как основной вид деятельности дошкольников, необыкновенно
эмоционально насыщенная, является привлекательной для детей и приносит
ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической
деятельностью,
игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает
специфике
развития
его
психических
процессов.
Все
это
говорит
об
ее
широком развивающем потенциале, который позволяет использовать игровую
деятельность в образовательном и воспитательном процессе.
Исследования,
проведенные
педагогами
и
психологами
(О.А.
Александрова, Е.А. Аркин, А. Валлон, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, О.М.
Дьяченко, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Б.Д. Парыгин и др.), показали, что у
детей
в
период
дошкольного
возраста
происходит
бурное
становление
ли ч н о с т и .
К
с е ми
год а м
д е т и
уже
вла д е ют
п р и м и т и в н ы м и
интеллектуальными
операциями,
могут
правильно
сформулировать
свои
мысли, чувства. На данном этапе у них развиваются главные функции речи,
умение
при
общении
с
людьми
грамотно
излагать
мысли,
используя
различные языковые средства.
В развитии дошкольника начинают доминировать различные формы
коммуникаций.
Однако
главным
составляющим
непрерывности
и
успешности
становления
ребенка,
как
личности,
является
способность
к
сотрудничеству.
Ряд
современных
исследователей
рассматривает
способность
к
сотрудничеству личности как психосоциальное качество, означающее силу и
уверенность,
которые
появляются
от
осознания
своей
способности
эффективно взаимодействовать с окружением (Г.М. Андреева) .
Другие исследователи связывают развитие навыков сотрудничества с
умением
давать
социально-психологический
прогноз
коммуникативной
ситуации, определять направление коммуникации и адаптироваться в ней
(И.В. Дубровина, М.И. Лисина) .
Приобщение к совместной деятельности начинается с раннего возраста.
В
дошкольном
возрасте
ведущей
деятельностью
является
игра.
Н.П.
Аникеева
отмечает,
что
навыки,
полученные
ребенком
в
игровой
деятельности, сопровождают его всю жизнь. Именно в игре ребенок познает
себя и других, учится сравнивать, оценивать, изучать окружающий мир,
формируется
его
мировоззрение,
система
ценностей
и
установок.
Игра
позволяет детям накапливать навыки сотрудничества.
Некоторые ученые (Н.Я. Михайленко и др.) высказывают мнение, что
отсутствие навыков сотрудничества может быть основано слабым развитии
речи детей дошкольного возраста. Однако ученые выделяют и обратную
зависимость – низкий уровень развития речи может быть спровоцирован
недостаточным уровнем сотрудничества и, в дальнейшем, низким уровнем
коммуникативного поведения в целом.
Часть
детей
дошкольного
возраста
в
силу
различных
причин
испытывают трудности в овладении навыками сотрудничества. Обычно это
дети:
с
повышенной
агрессивностью,
мало
контактные
(застенчивые),
имеющие
речевые
нарушения
(заикание
и
т.п.),
проявляющие
эмоциональную неустойчивость, дети с заниженной самооценкой.
Начиная
с
двух
летнего
возраста,
дети
начинают
играть
в
самые
простые игры. Это новый шаг в психическом развитии ребенка, поскольку он
начинает осмысливать предметы и игрушки. Речевые символы в сознании
детей
начинают
сопровождаться
предметными
символами,
тем
самым
начинает развиваться воображение ребенка (его особая сфера психического
сознания).
А.К. Бондаренко и А.И. Матусик отмечают, что в это период, ребенок
не просто играет, а косвенным образом обращается ко взрослым, стремясь
получить одобрение или оценку своей деятельности.
Дети от трех до пяти лет начинают выстраивать уже более сложные игры.
Обычное воспроизведение простых действий с предметами уже не нравится
детям, они хотят сюжетной линии в игре. Начинают появляться роли, детская
игра становится коллективной.
Для
этого
возраста
детей
(3-5
лет)
основные
игры
–
это
воспроизведение
различных
отношений
между
людьми.
Психолог
А.В.
Запорожец
пишет: «Мир предстает перед детьми в самых ярких красках
взаимодействий. Дети замечают, что шофер не просто крутит руль и ведет
автобус, а вступает в некие взаимодействия с пассажирами; продавец не
просто подает товар, но и вступает в диалог с покупателем, общаясь при этом
определенным
образом
и
т.п.
Именно
эти
коллективные
взаимодействия,
особые отношения между взрослыми и становятся центральным звеном в
играх дошкольников».
И.А.
Ивакина
отмечает,
что
сюжеты
игр
дошкольников
весьма
разнообразны. Здесь и «дочки-матери», и «цирк», и «космонавты», и «в
поезде», «магазин». Все, что увидел ребенок в семье, в быту, в кино, по
телевизору,
становится
сюжетом
его
игры,
где
он
принимает
непосредственное участие, активное действие. Сценарий игры может также
быстро меняться или сменяться другим. Наиболее интересны для детей игры-
приключения, здесь ребенок может фантазировать.
Работа
педагога-воспитателя
по
развитию
сотрудничества
детей
старшего дошкольного возраста должна опираться на потенциал сюжетно-
ролевых
игр.
Учёные-педагоги
Менджерицкая
Д.В.,
Новоселова
С.Л.,
Зворыгина Е.В., Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. единодушны в мнении,
что игра для дошкольника это оптимальный способ воспитания и развития.
Применительно к детям термин «играть» в древности означал «жить» или
«дружить». На подсознательном уровне ребенок иногда говорит – Я с тобой
хочу играть (или Я с тобой не играю). В сущность он предполагает – Я с
тобой хочу дружить (или Я с тобой больше не дружу).
Игра
способствует
научению
детей
сотрудничеству
между
детьми,
умению подчинению своих интересов общей теме игры. В игре наибольшим
образом происходит развитие произвольного поведения детей. Также в игре
стимулируется управление поведением ребенка: он подчиняется правилам
игры, придерживается сюжета. Это качество (самоуправление) затем широко
применяется в других видах деятельности, например, в учебной.
В
научных
трудах
ряда
ученых
Петровского
В.А.,
Клариной
Л.М.,
Смывиной Л.А., Стрелковой Л.П. отражается роль игры в социальной жизни.
Авторы указывают, что детский игровой коллектив – это некий механизм
социального
сотрудничества,
который
формирует
навыки
коллективного
взаимодействия и коммуникативные умения ребенка.
Формы игрового сотрудничества с развитием ребенка тоже меняются.
Постепенно дети сами распределяют роли, опираясь на интересы и желание,
а также с учетом «эффективности» предыдущего опыта проживания данной
роли в прошедшей игре. Педагог-воспитатель должен использовать игру в
качестве средства формирования общительности, доброты, толерантности,
взаимопомощи и поддержки в детском коллективе.
Т.А. Репина
пишет, что воспитание в игре можно считать «школой
культурного сотрудничества». Поэтому эффективно будет использовать игру
в
качестве
механизма
воспитания
взаимопомощи
друг
другу,
чувства
коллективизма, ответственности, умения сообща взаимодействовать.
В игре и педагог и дети могут воздействовать на некоторых ребят,
которые проявляют агрессию, замкнутость, эгоизм.
В ходе игры, дети обычно переходят от простых сюжетов к более
сложным,
переход
этот
осуществляется
постепенно.
Поэтапно
дети
овладевают искусством воображения и им уже не нужны предметы для игры,
они их представляют и взаимодействуют с ними так, как будто они находятся
в игре. Помимо этого, дети начинают активно взаимодействовать в сюжетно-
ролевой игре друг с другом. Они учатся друг у друга правилам игры, узнают
сюжетную
линию
и
начинают
следовать
указанным
направлениям.
Чем
старше дети дошкольники, тем сложнее у них сюжет игры и тем легче они
обходятся без какой-либо специальной атрибутики для игр.
Александрова О.А. в работе «Формирование навыков сотрудничества»
отмечает,
что
дети,
которые
любят
играть,
всегда
найдут
средства
для
установления контакта со сверстниками. В связи с этим, педагогу следует
научить
ребенка
играть:
помочь
придумать
тему
игры,
организовать
интересный сюжет, распределить роли в игре и т.п. И тогда - успех в игре
-станет для ребенка наилучшим достижением, даже важнее похвалы.
В старшем дошкольном возрасте основное содержание сюжетной игры
– широкая социальная действительность: профессиональный труд взрослых,
бытовые особенности, семейные отношения. В игре происходит интеграция
игровой и трудовой деятельности. Например, в игре дети воспроизводят
знания о различных профессиях, повторяют трудовые процессы, моделируют
взаимоотношения взрослых.
Педагоги указывают, что если следовать структуре, правилам сюжетно-
ролевой игры (выполнять поставленные задачи, игровые правила, игровые
действия),
то
это
большой
педагогический
потенциал
развития
многих
качеств социальной активности и социальной компетентности, в том числе и
способности коммуникативного взаимодействия. В сюжетно-ролевой игре
заложен потенциал конструирования (моделирования) своего поведения в
сотрудничестве.
Таким
образом,
игра
является
ведущей
деятельностью
детей
дошкольного
возраста.
Наиболее
эффективной
в
развитии
навыков
сотрудничества являются сюжетно-ролевые игры дошкольников, поскольку в
них
формируется
социальное
поведение
детей.
Необходимо
использовать
потенциал сюжетно-ролевых игр в развитии навыков сотрудничества детей и
развития общения у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1.
Александрова
О.А.
Формирование
навыков
сотрудничества
у
дошкольников / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2015.
2.
Алифанова
Е.М.
Формирование
навыков
общения
детей
дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных
игр: дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2011.
3.
Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности развития коммуникации у
детей дошкольного возраста. - М., 2014.
4.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2014.
5.
Возрастные особенности развития детей в коллективе сверстников /
отв. ред. Дубровина, И.В., Лисина М.И. - М.: Просвещение, 2012.