Напоминание

"Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 88»

муниципальное образование города Братска.

Статья «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного

возраста»

Подготовил

воспитатель:

Чижова С.А

г. Братск 2017г

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного

возраста»

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей, а обще-

ние является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком

культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими

людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функ-

ций. Проблема общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях

философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколе-

ния умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать

состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать

свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие. От того, как сло-

жатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во

многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая

судьба. Адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно: недоста -

точное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую

роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрос -

лыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделя -

ется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими

проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо со -

всем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят

слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным

уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонация-

ми, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий»

становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мульт-

фильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.

Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы

можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Тра-

диционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались

в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей

отвечать на вопросы и не выделялись как отдельная задача.

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного

возраста в детском саду будет эффективнее, если:

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способно -

стей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различ -

ных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и

строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с посте-

пенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятель-

ности.

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков:

знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на

практике невербальные средства общения.

Современные подходы, средства и приемы к решению проблемы развития коммуника-

тивных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у

детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит

от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает

определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные

цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает

ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую

включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы

деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять не-

которым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и дея-

тельности. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые поло-

жительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовле -

творения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе,

без принуждений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возмож-

ности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он пре-

следовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый

им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и

разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из

форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное под -

крепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его

присутствии другим педагогам, психологу и его родителям. Коммуникативные способности и

умения (представления, поступки), которые формируются на занятиях, закрепляются или

несколько видоизменяются в свободное время (во время игровой деятельности), должны

быть объединены в сознании ребенка.

Игровая деятельность. Игра- это одно из ведущих средств воспитания и формирова-

ния коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жиз -

ни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром,

со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивает -

ся грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в

том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, ко -

торые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные

навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игро -

вая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном воз -

расте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию - игра-фантазиро -

вание, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки.

При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фраг-

ментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера

и развить его дальше с целью получения общего продукта - рассказа. Общение разворачива-

ется полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое

значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благо-

даря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способно-

сти):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального

состояния. Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребён-

ка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развива-

ются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизиру -

ются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизноше -

нии, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность

речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивает -

ся чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного

поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Цель развития речи в детском саду - помочь ребенку освоить родной язык. В процессе дея-

тельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фо -

нетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет

обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методиче-

ское пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).

2. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.:

Речь, 2004. - 272 с.

3. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.

4. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.:

Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001. – 447 с.



В раздел образования