Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 88»
муниципальное образование города Братска.
Статья «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного
возраста»
Подготовил
воспитатель:
Чижова С.А
г. Братск 2017г
Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного
возраста»
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей, а обще-
ние является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком
культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими
людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функ-
ций. Проблема общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях
философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколе-
ния умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать
состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать
свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие. От того, как сло-
жатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во
многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая
судьба. Адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно: недоста -
точное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую
роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрос -
лыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделя -
ется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими
проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо со -
всем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят
слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным
уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонация-
ми, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий»
становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мульт-
фильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.
Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы
можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Тра-
диционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались
в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей
отвечать на вопросы и не выделялись как отдельная задача.
Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного
возраста в детском саду будет эффективнее, если:
- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способно -
стей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различ -
ных видах деятельности;
- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и
строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с посте-
пенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятель-
ности.
- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков:
знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на
практике невербальные средства общения.
Современные подходы, средства и приемы к решению проблемы развития коммуника-
тивных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у
детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит
от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает
определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные
цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает
ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую
включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы
деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять не-
которым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и дея-
тельности. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые поло-
жительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовле -
творения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе,
без принуждений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возмож-
ности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он пре-
следовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый
им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и
разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из
форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное под -
крепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его
присутствии другим педагогам, психологу и его родителям. Коммуникативные способности и
умения (представления, поступки), которые формируются на занятиях, закрепляются или
несколько видоизменяются в свободное время (во время игровой деятельности), должны
быть объединены в сознании ребенка.
Игровая деятельность. Игра- это одно из ведущих средств воспитания и формирова-
ния коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жиз -
ни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром,
со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивает -
ся грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в
том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, ко -
торые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные
навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игро -
вая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном воз -
расте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию - игра-фантазиро -
вание, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки.
При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фраг-
ментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера
и развить его дальше с целью получения общего продукта - рассказа. Общение разворачива-
ется полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое
значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благо-
даря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способно-
сти):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального
состояния. Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребён-
ка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развива-
ются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизиру -
ются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизноше -
нии, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность
речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивает -
ся чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного
поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.
Цель развития речи в детском саду - помочь ребенку освоить родной язык. В процессе дея-
тельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фо -
нетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет
обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.
Список литературы:
1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методиче-
ское пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).
2. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.:
Речь, 2004. - 272 с.
3. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
4. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.:
Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001. – 447 с.