Напоминание

"Первичные учебные навыки"


Автор: Рыбакова Ольга Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГКУЗ ВО ОПБ №2
Населённый пункт: г.Владимира
Наименование материала: Конспект индивидуального занятия с ребенком с диагнозом "Ранний детский аутизм I группы"
Тема: "Первичные учебные навыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект индивидуального занятия с ребенком

с диагнозом «Ранний детский аутизм Ι группы»

логопеда Рыбаковой Ольги Александровны,

работающей в ГКУЗ ВО ОПБ №2, в отделении №9.

Владимир

2017 г.

Тема занятия: «Первичные учебные навыки»

Цель:

Формирование

предпосылок

для

развития

речи.

Развитие

способности понимать речь взрослого и подражать его действиям.

Задачи.

Образовательная:

Учить

понимать

обращенную

к

ребенку

речь

и

подражать действиям взрослого, развивать игровые навыки.

Воспитательная: Вызывание желания участвовать в играх с логопедом,

формировать правильное поведение ребенка на занятии.

Коррекционно-развивающие:

1.

Развитие слухового восприятия через звучащие предметы.

2.

Развитие устной речи с помощью звукоподражания.

3.

Развитие пространственного восприятия, через изучение схемы тела.

4.

Развитие импрессивной речи, через методику глобального чтения.

5.

Коррекция

и

развитие

навыков

организованного

поведения

на

занятии.

Оборудование: Практический и наглядно-демонстрационный материал.

Ход занятия.

Ι. Вводная часть.

Логопед приглашает в кабинет ребенка, здоровается, создает спокойную обстановку,

голосовыми

проявлениями

поддерживает

у

ребенка

положительное

эмоциональное

состояние.

ΙΙ. Основная часть.

1.

Работа над установлением зрительного контакта.

Логопед надевает маску медведя.

- Ы, ы. Я - медведь косолапый. Какая у меня шерсть? Пушистая! Погладь меня!

(Берем руку ребенка, гладим)

- Давай играть! (Берем за руку ребенка, читаем стихотворение и изображаем медведя,

раскачиваясь из стороны в сторону)

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою: «Топ!»

Больше я не буду шишки собирать.

Сяду я в машину и поеду спать.

Все делаем совместно. Руки ребенка в руках логопеда, если сам ребенок не подражает.

2.

Слежение взглядом за предметами.

Берем мячик с колокольчиком внутри.

- Ой, какой мячик! Покатился. Куда он покатился? Смотри, смотри, кати! Прикатился.

3.Соотнесение цвета.

И с п о л ь з у е м

д и д а к т и ч е с к у ю

и г р у,

с о с т о я щ у ю

и з

ш а р и к о в

и

отверстий, соответствующих друг другу по цвету.

-- Посмотри, шарики! Какие? Возьми шарик! Положи его в дырочку и стукни

молоточком. Молодец!

Следим за тем, чтобы ребенок правильно соотносил по цвету шарики и отверстия. Если ребенок

не выполняет задание сам, совершаем совместное действие (рука в руке).

4.

Развитие пространственного восприятия через изучение схемы тела.

- Давай играть в комариков!

Дарики, дарики! Хлопаем в ладоши.

Летели комарики,

Указательным пальцем показываем комариков.

З-з-з-з! Складываем пальцы в щепоть.

Вились, вились,

В носик вцепились! Комарики «вцепляются» в носик(в ручку, ножку, ит.д.)

5.

Работа у зеркала.

а)– Ой, кто там?

- Это Коля, а это - тетя Оля. Вот глазки, носик, рот, губы, язык, зубы и т.д.

б) Пачкаем помадой нос, щеку.

- Ой, испачкали нос, вытри нос. Ой испачкали щеку! Вытри щеку!

в) А теперь мы обезьянки. Работаем языком, выполняем артикуляционные упражнения,

требуем подражания.

6.

Вызывание звукоподражания.

На столике разложены разные игрушки: машина, самолет, поезд, корабль.

Обыгрывает с помощью звукоподражанияэти игрушки

Машина - би –би!

Самолет – в-в-в!

Поезд – у-у-у!

Корабль - ы-ы-ы!

7.

Глобальное чтении.

Подкладывание картинок с печатным текстом к игрушкам.

ΙΙΙ. Заключительная часть.

-Молодец! Хорошо мы поиграли, мишка пошел домой. Поощрение ребенка.

Самоанализ.

Тема занятия на данный период очень актуальна. Ранний детский аутизм - одно из

самых сложных нарушений аффективного развития ребенка. Развитие детей с аутизмом

своеобразно

и

характеризуется

прежде

всего

недостаточным

усвоением

способов

проработки аффективного взаимодействия с окружающим миром, с близкими.

Задачи коррекционной помощи я вижу в отлаживании форм эмоционального контакта

с

ребенком,

формировании

привязанности,

стимуляции

подражания

и

речевой

активности, смягчении аффективных проблем. Это длительная и кропотливая работа и

именно

эта

работа,

проводимая

совместно

с

родителями,

может

постепенно

сформировать аффективные механизмы организации его поведения.

Индивидуальное занятие с мальчиком 4,5 лет. Диагноз РДА Ι гр. (По О.С.Никольской)

Речи нет, мутизм. Понимания нет. Очень расторможен. На имя не отзывается. Игровых

навыков нет, манипуляция с игрушками. В поведении однообразные повторяющиеся

действия (прыжки, потряхивания руками). Аутостимуляции.

При постановке цели занятия учитывались возможности и особенности мальчика.

Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Тип занятия

-

стандартный. Были продемонстрированы различные виды деятельности и быстрое

переключение с одного вида деятельности на другой. На начальных этапах работы

необходима яркая эмоциональная окраска всего занятия, занимательность изложения,

богатство

интонаций,

выразительность

и

четкость

мимики,

что

и

было

продемонстрировано

на

данном

занятии

с

помощью

практического

и

наглядно-

демонстрационного материала.

Коррекционная направленность занятия выдержана. Велась четкая работа над

установлением зрительного контакта, развитием пространственного восприятия через

изучение

схемы

тела,

а

так

же

развитием

устной

речи

через

звукоподражание.

Коррегировались и закреплялись навыки организованного поведения. В соответствии со

складывающейся ситуацией проходило творческое переосмысление методов, приемов и

средств обучения. На занятии был использован новый прием – глобальное чтение.

Занятие проводилось по системе, и было направлено на выработку собственного стиля

работы.

Занятием удовлетворена, хотя на первый взгляд виды работ просты. У ребенка не

было активного негативизма, но присутствовала отстраненность, некое безразличие, но

в

некоторых

моментах

мальчик

поднимал

глаза.

Совместно

произвели

несколько

действий «рука в руке». Ребенок особенно был заинтересован динамической игрой,

игрой с тактильными ощущениями. При возникновении негативизма, когда ребенка

трудно

оторвать

от

захватывающего

впечатления,

аутостимуляций,

терпеливо

и

осторожно искала подходящий момент для обучения ребенка и включения его в занятие

и выполнение предлагаемых заданий.

Были соблюдены санитарно-гигиенические условия занятия, создана атмосфера

доброжелательности,

взаимопонимания.

Речевой

и

дидактический

материал,

использованный на занятии, соответствовал уровню развития ребенка.



В раздел образования