Автор: Бойко Мария Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Вечер досуга
Тема: "Путешествие в страну красивой речи"
Раздел: дошкольное образование
Вечер досуга в подготовительной группе для детей с ТНР.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети под музыку входят в зал, где на переднем плане - вывеска «Страна красивая
речь», подальше расположена полянка из зеленой ткани с цветами, а также, река
из синей ткани, «Волшебное дерево»
Ведущий. Далеко-далеко на земле есть прекрасная страна, где все друг другу
улыбаются, говорят комплименты, приветствуют друг друга вежливыми словами,
разговаривают негромко и ласково, и страна эта называется «Красивая речь».
Ребята, а вы бы хотели побывать в этой стране?
(Ответы детей)
А, вы знаете, именно сейчас к нам прилетела, фея волшебных слов из этой
страны и мы её попросим, чтобы она нас сопровождала.
Входит Фея волшебных слов.
Фея волшебных слов. Я рада Вас приветствовать, дорогие ребята!
Ведущий. Здравствуй, милая Фея! Мы очень рады, что ты прилетела в наш
детский сад «Родничок», мы бы хотели познакомиться с жителями твоей страны и
посмотреть, как вы живете, как общаетесь, что у вас интересного. Не могла бы ты
перенести нас в свою страну?
Фея. Да, конечно, мне очень хочется, чтобы вы побывали в моей стране, но в нее
не так-то просто попасть, мы опасаемся неграмотных, невежественных людей:
ведь слова так быстро распространяются, сказал один неправильно, и вот уже
другие люди повторяют сказанное. Нас защищают реки, озера, леса и поля, они
не пропускают к нам людей, которые говорят громко, неправильно и поэтому,
чтобы к нам попасть, надо выполнить много трудных заданий, которые вам
приготовили мои помощники, Цветочная полянка, звонкая реченька и волшебное
дерево.
Ведущий. Наши ребята будут очень стараться, ведь в д/с они учат стихи,
скороговорки, отгадывают загадки, составляют рассказы и сказки, изучают
азбуку, учатся правильно разговаривать, чтобы быть грамотными и вежливыми.
Фея. Ну, хорошо тогда вперед, в нашу страну, у меня для вас будет много
заданий по развитию правильной речи. В Добрый путь, мои маленькие друзья!
Дети с ведущей и Феей проходят в зал под музыку звуков леса.
Фея: Ребята, а вот и первое задание для вас. Слышите, жужжат пчелы, стрекочут
кузнечики, радостно поют птицы, свежий запах трав наполняет наше дыхание,
видите цветочная полянка, на которой растут замечательные цветы, на которых
задания, я вам их сейчас прочитаю. Вы должны выполнить задания на каждом
цветочке, и тогда полянка нас пропустит дальше.
Задание на цветах.
1. «Составь слово» - прочитать начало слова на цветке и назвать слово.
Ла –
лапа, лампа, ландыш, лавка, ладонь;
Ло –
ложка, лодка, лов, локоть, лошадь;
Лу –
лужа, луна, луч, лук, лупа.
2. «Найти очень разные слова в стишке»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ….. (низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь …. (близко)
Скажу я слово трус, а ты ответишь ….. (храбрый).
Теперь начало я скажу, ну отвечай….. (конец).
3. «Закончите предложение»:
– Миша пошел гулять (когда?) …;
– Мише стало грустно (отчего?)…;
– Миша обрадовался (когда?)…;
Фея. Ребята, чтобы нашей полянке было приятно, мы сейчас для неё сделаем
цветы из наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце,
лепестки цветка медленно начинают раскрываться, (
пальцы начинают
расходиться в стороны
). Цветок распустился, смотрит на солнце, лишь его
лепестки слегка трепещут от легкого ветерка, (
пальцы расходятся полностью,
даже немного прогибаются; чуть- чуть шевелятся кончики пальцев).
Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно
закрывает лепестки и засыпает (
пальцы вновь медленно смыкаются).
Каждый раз
можно представлять себя новым цветком – ведь ромашка, роза или тюльпан
раскрываются, по-разному. Сейчас мы с вами будем выполнять пальчиковую
гимнастику со стихами.
Наши красные цветки
Расправляют лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Фея. Ну, вот ребята и закончились цветочки с заданиями на нашей волшебной
полянке, я очень довольна, как вы справились с этими заданиями и в
благодарность за это, я хочу преподнести вам вот это волшебное сердечко, это
сердечко вы будете передавать друг другу и говорить ласковые слова.
Игра «Назови друг друга ласково»
Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное
сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу.
Фея. Ребята, после ваших ласковых и добрых слов в зале стало радостнее,
веселее и теплее, спасибо вам за эти слова. Ну, а нам надо продолжать наше
путешествие. У нас на пути разлилась глубоководная река –
река слитного
произношения
. Чтобы продолжить путь, нам нужно выполнить задания.
Задания на «каплях воды»
1. Чистоговорки.
- Ребята, для того чтобы наша речь была чистая и плавная, нужно
тренироваться – проговаривать чистоговорки, и мы сейчас для реченьки
споем чистоговорки:
Пение чистоговорок со звуком «Р»:
Ра-ра-ра – на дворе у нас гора
Ру - ру-ру – собирайте детвору
Ры-ры-ры - покатаемся с горы
Ра-ра-ра –очень рада детвора
2. Скороговорки:
Ребята эта река волшебная: течение реки бывает быстрое (вода течет
быстро), а бывает вода в реке течет очень медленно, также и наша речь
может быть быстрой, а можно говорить медленно.
В реке есть волшебные капельки воды, на них скороговорки:
Проговаривание скороговорок вместе с взрослым в медленном и быстром
темпе.
Я произнесу волшебные слова:
«
Говори, не торопись, но смотри не ошибись»;
«Говори, торопись, но смотри не ошибись».
3. «Проделки Буквоеда»
Ребята, на берегу реки живет Буквоед, он не пропустит вас дальше, пока вы не
выполните все задания, которые он приготовил. Буквоед заколдовал слова так,
что заблудилась одна буква, и из-за этого поменялось слово, вам его надо
изменить, вставив подходящую букву.
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось.
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник:
Ой! Двери гонятся за мной!
(Звери)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами
(Жук)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом
(Сом)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке
(Маки)
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей
(Грачей)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву
(Лес)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом
(На коне)
На волке – сметана,
Творог, молоко,
И рад бы поесть,
Да достать нелегко
(На полке)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села
(С дочками)
Жучка будку не доела
Неохота. Надоело
(Булку)
Миша дров не напилил
Печку кепками топил.
(Щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(Чайки)
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном
(Капель)
Мы собирали васильки,
На головах у нас – щенки.
(Венки)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок.
(По кочкам)
Игра «Шифровальщик»
Буквоед зашифровал слова: детям и родителям предлагается «расшифровать»
слова на карточках по первым звукам слов-названий картинок.
Фея. Молодцы, и с этими заданиями вы очень хорошо справились, а теперь один
за другим давайте перейдем через мостик, Буквоед уже подобрел и доволен как,
вы выполнили его задания и пропустит нас дальше. Мы все ближе к моей стране.
Фея. Я очень довольна вами, а теперь нам надо отдохнуть, чтобы продолжить
путь дальше.
«Озеро спокойствия» -
релаксация.
Дети садятся на ковре вокруг озера и выполняют релаксационные
упражнения под музыку.
Игра вместе с родителями.
Фея. Вот теперь можно продолжать наш путь!
Волшебное дерево:
1. «Доскажи слово»
подобрать слово, подходящее по смыслу
Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёж.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зеленое – ель.
Есть каждое слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех.
2. Дерево пословиц.
Фея: в речи есть много пословиц, ребята, а вы знаете пословицы?
Предлагаю вам отгадать пословицы.
- «Отгадай пословицу по двум словам» -
на листочках дерева 2 слова,
отгадайте пословицу по двум словам:
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течет.
- Составить пословицы из двух частей на карточках.
Фея: - Молодцы, ребята, много пословиц знаете, а теперь это дерево
показывает нам дорогу в «Рощу звонких голосов».
«Роща звонких голосов»
Фея: Ребята, а вы любите петь? В «Роще звонких голосов» все поют очень
звонко.
Дети исполняют песни.
Фея: ребята, вы все задания выполнили правильно, и сейчас для вас
сюрприз: я вас приглашаю на «Поляну сказок»
Дети садятся на стулья, родители показывают для детей спектакль-сказку.
Фея речи.
Вы, все, молодцы!
И артисты, и чтецы,
И поэты, и певцы.
Говорите дружно, ладно,
Выразительно и складно.
Всем удачи пожелаю,
Всех вас в школу приглашаю!
Ведущий. Ребята, я надеюсь, вы поняли, как важно говорить правильно и
красиво. Любите русский язык, слушайте красивую речь и сами говорите только
хорошие и понятные слова. А дома вы можете нарисовать сегодняшних героев, и
мы обязательно устроим выставку ваших работ.