Автор: Кораблева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: Педагогическая консультация по региональному компоненту
Тема: Е.Г. Сусой "Народные обычаи и традиции"
Раздел: дошкольное образование
Региональный компонент
Е. Г. Сусой «Народные обычаи и традиции ненцев».
Традиции- своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.
Ненецкие обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей
человека с суровой природой родного края, они- исток сыновей любви северянина к
родному чумовищу, чуму, оленю, звону бубенцов на упряжке, скрипу полозьев нарт,
сиянию полярного неба, которое рассеивает печаль и тоску, рождает в сердцах людей
чувство
любви
к
родной
тундре-
частице
большой
Родины.
Тундра
для
ненца-
это
огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнаёт по
известным только ему приметам, шёпоту земли и полярную ночь в стужу. Большие и
малые реки, цветы и травы, ягель многоцветный- всё имеет для него своё название и
назначение.
Северяне
бережно
чтут
природу
родного
края,
чтобы
сохранить
её
для
будущих поколений. У ненецкого народа сложились добрые традиции по отношению к
природе. Благодаря такому складу характера, человек тундры в далёком прошлом создал
чум, удобный для кочевого образа жизни; нарты, надёжнее и прочнее любой техники в
арктических условиях; одежду-индивидуальное жилище в экстремальных ситуациях под
куполом неба, удобную обувь-кисы с яркими, выразительными узорами.
Издавна не принято стрелять в линных гусей. Охота на них могла быть организована
пешим способом, на лёгкой нарте или на вёслах, то есть на лодке-галданке. В таком
поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые ещё не
окрепли, и не смогли бы перенести долгие перелёты в тёплые края. Неслучайно издавна в
тундре существуют постоянные места для чумовищ, строго определены и места кочевий-
древние
дороги,
по
которым
ведут
аргиши,
а
остальное
пространство
отведено
под
пастбище для оленей и других обитателей тундры.
Огонь для ненцев –это образ рода, имени, племени, фамилии и славных дел. Огонь-это
знак глубокой памяти о предках. Вот почему у ненцев отношение к огню особое: они не
разведут костёр на случайных местах, а только там, где в нём есть жизненная потребность.
Огонь разрешается разводить в чуме, на кладбище и по краям стоянки оленей около чумов
в комариную пору. И больше на всём протяжении огромной тундры нигде мы не заметили
следов огня, оставленных северянином. Такое отношение к огню прежде всего подсказано
бережным отношением к природе. Огонь для ненца-это образ жизни, Родины. В связи с
кочевым образом жизни ненцев сложились традиции. Например, не принято у ненцев
делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов. Грибы ненцами в пищу никогда
не употреблялись. Ненцы заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не
отнимать у них это вкусное явство. Тем более что грибной период в тундре длится всего
несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и
оленям. Лучше получить от оленя в виде вкусной пищи, тёплой шкуры и выносливого,
сильного оленя в упряжке. Велика сила любви человека тундры к оленю. Забота о нём у
ненцев закрепила многие привычки бережного отношения к природе: ненец зря не сорвёт
ни одной травинки. Поэтому мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым
букетом
или
же
собирающего
с
цветками
и
листьями
неспелую
морошку.
И
это
объясняется не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает чуткое
отношение к природе, боязнь нарушить первозданную красоту в окружающем мире.
Добрым традициям хозяйского отношения ко всему, что их окружает, следуют взрослые и
дети. Например, нельзя выкапывать дождевых червей из-за опасения вызвать проливные
дожди, бесцельно постукивать палкой или колотушкой по нюкам-покрышкам чума, так как
из-за этого может начаться пурга.
Запретов в жизни тундры, которые должны выполнять беспрекословно взрослые и дети,
выработано не мало:
-Не мучай зверя, животного, насекомого-тебя могут постигнуть страшные мучения.
-Не кидай камнями или комьями земли, снега в реку, озеро, водоём-ты ослепишь жителя
подводного мира, и сам ослепнешь.
-Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени-твоя стрела может поразить тебя самого
или другого человека.
-Не учись сквернословить-плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
-Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли
-это боль сердца.
Своеобразен у ненцев обряд, связанный с похоронами: умершего одевают во всё зимнее,
тёплое и лучшее, что было у него при жизни. Для наземных захоронений с давних пор
выбирают сухие яры на берегу озёр, рек, высокие сопки недалеко от кочевий. Ненцы не
когда не скажут о близком человеке, что он умер, а скажут, что его не стало.
Привычки
ненцев,
ставшие
основой
обычаев,
вырабатывались
веками
в
тесном
содружестве с природой. Их принципы-доверие к земле, животным, людям. Собаку в
тундре не стесняются ласкать, придумывать для неё песни. Ласки проявляются в такой
форме, чтобы её не поставить на одну ступень с человеком. Трудно представить жителя
тундры без оленя. Он даёт человеку всё: пищу, одежду, обувь, жильё, он используется как
транспортное средство. Домашний олень-это уют тундры, чума, как подарок он даёт
радость общения между людьми, создаёт условия для уважительного отношения друг к
другу.
Качества подлинного хозяина тундры ненцы начинают развивать в ребёнке с малых лет
через
игры
и
выполнения
несложных
трудовых
операций.
У
мальчиков
занятиями
являются
охота,
выпас
оленей
и
поимка
их
арканами.
Распространённым
занятием
мальчиков в тундре является и игра в охотника. Их первое оружие-лук. Во время занятия в
метании аркана и стрельбы из лука главной целью является выработка меткости глаз,
ловкости рук и тела.
Девочки
через
игру
учатся
элементам
трудовых
операций,
выполняемых
женщиной-
хозяйкой,
женщиной-матерью,
соблюдению
определённых
правил
поведения.
Следуя
вековым традициям, будущие хозяйки приобретают навыки приготовления жил-ниток,
выделки шкур, шитья одежды и обуви, сушки меховых изделий.
В
тундре
существует
строгое
распределение
обязанностей.
Традиционные
занятия
мужчины-оленеводство, охота, рыболовство. Женщина является хранителем семейного
очага и создателем всего доброго и тёплого. Каждый охотник, рыбак, оленевод обязан
знать места не только своего промысла и кочевий, но и соседей. Оленеводы должны
помнить многочисленные и разнообразные фамильные знаки-отметки на ушах и зимней
шкуре оленей других хозяев. Часто владельца заблудившегося и попавшего в чужое стадо
оленя узнают по этим меткам. Хозяин стойбища должен немедленно сообщить об этом
соседу. Так поступают и при обнаружении чужих вещей.
У
ненцев
нет
традиционных
праздников,
но
есть
дни
большой
радости.
Это-день
рождения ребёнка. День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того,
как отпадёт пуповина у младенца. Это праздник для взрослых, и сам именинник до конца
своей жизни не будет знать, как проходили его именины и ни разу не отметит день своего
рождения. Замечательным радостным днём является создание новой семьи-свадьба.
Звенящие металлические предметы оказывают большое психологическое воздействие на
самочувствие человека в тундре. Звон колокольчиков, бубенцов, металлических колец на
упряжке
отводит
тревожные
мысли,
помогает
перебороть
страх,
создаёт
хорошее
настроение, придаёт уверенности в себе.
Благодаря женщине ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по
которым жили наши предки не одно столетие. И как важно, чтобы сегодня, в такое
стремительное
и
переменчивое
время,
новым
поколением
они
не
были
утрачены.
Несоблюдение обычаев в семьях происходит в основном по двум причинам: одни из них
под предлогом того, что они якобы относятся к высоко-цивилизованным. Образованным
людям, не считают нужным знать и выполнять их, а другие боятся получить осуждение
первых.
Задача
педагогов
заключается
в
том,
чтобы
наша
молодёжь
после
учёбы
вернулась
обязательно к родному очагу не с обнищавшей душой, а полной сил, знаний и умений для
больших совершений. Как важно, чтобы молодые стали разумными последователями
народных традиций в родном краю.