Напоминание

Е.Г. Сусой "Народные обычаи и традиции"


Автор: Кораблева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: Педагогическая консультация по региональному компоненту
Тема: Е.Г. Сусой "Народные обычаи и традиции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Региональный компонент

Е. Г. Сусой «Народные обычаи и традиции ненцев».

Традиции- своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Ненецкие обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей

человека с суровой природой родного края, они- исток сыновей любви северянина к

родному чумовищу, чуму, оленю, звону бубенцов на упряжке, скрипу полозьев нарт,

сиянию полярного неба, которое рассеивает печаль и тоску, рождает в сердцах людей

чувство

любви

к

родной

тундре-

частице

большой

Родины.

Тундра

для

ненца-

это

огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнаёт по

известным только ему приметам, шёпоту земли и полярную ночь в стужу. Большие и

малые реки, цветы и травы, ягель многоцветный- всё имеет для него своё название и

назначение.

Северяне

бережно

чтут

природу

родного

края,

чтобы

сохранить

её

для

будущих поколений. У ненецкого народа сложились добрые традиции по отношению к

природе. Благодаря такому складу характера, человек тундры в далёком прошлом создал

чум, удобный для кочевого образа жизни; нарты, надёжнее и прочнее любой техники в

арктических условиях; одежду-индивидуальное жилище в экстремальных ситуациях под

куполом неба, удобную обувь-кисы с яркими, выразительными узорами.

Издавна не принято стрелять в линных гусей. Охота на них могла быть организована

пешим способом, на лёгкой нарте или на вёслах, то есть на лодке-галданке. В таком

поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые ещё не

окрепли, и не смогли бы перенести долгие перелёты в тёплые края. Неслучайно издавна в

тундре существуют постоянные места для чумовищ, строго определены и места кочевий-

древние

дороги,

по

которым

ведут

аргиши,

а

остальное

пространство

отведено

под

пастбище для оленей и других обитателей тундры.

Огонь для ненцев –это образ рода, имени, племени, фамилии и славных дел. Огонь-это

знак глубокой памяти о предках. Вот почему у ненцев отношение к огню особое: они не

разведут костёр на случайных местах, а только там, где в нём есть жизненная потребность.

Огонь разрешается разводить в чуме, на кладбище и по краям стоянки оленей около чумов

в комариную пору. И больше на всём протяжении огромной тундры нигде мы не заметили

следов огня, оставленных северянином. Такое отношение к огню прежде всего подсказано

бережным отношением к природе. Огонь для ненца-это образ жизни, Родины. В связи с

кочевым образом жизни ненцев сложились традиции. Например, не принято у ненцев

делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов. Грибы ненцами в пищу никогда

не употреблялись. Ненцы заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не

отнимать у них это вкусное явство. Тем более что грибной период в тундре длится всего

несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и

оленям. Лучше получить от оленя в виде вкусной пищи, тёплой шкуры и выносливого,

сильного оленя в упряжке. Велика сила любви человека тундры к оленю. Забота о нём у

ненцев закрепила многие привычки бережного отношения к природе: ненец зря не сорвёт

ни одной травинки. Поэтому мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым

букетом

или

же

собирающего

с

цветками

и

листьями

неспелую

морошку.

И

это

объясняется не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает чуткое

отношение к природе, боязнь нарушить первозданную красоту в окружающем мире.

Добрым традициям хозяйского отношения ко всему, что их окружает, следуют взрослые и

дети. Например, нельзя выкапывать дождевых червей из-за опасения вызвать проливные

дожди, бесцельно постукивать палкой или колотушкой по нюкам-покрышкам чума, так как

из-за этого может начаться пурга.

Запретов в жизни тундры, которые должны выполнять беспрекословно взрослые и дети,

выработано не мало:

-Не мучай зверя, животного, насекомого-тебя могут постигнуть страшные мучения.

-Не кидай камнями или комьями земли, снега в реку, озеро, водоём-ты ослепишь жителя

подводного мира, и сам ослепнешь.

-Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени-твоя стрела может поразить тебя самого

или другого человека.

-Не учись сквернословить-плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.

-Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли

-это боль сердца.

Своеобразен у ненцев обряд, связанный с похоронами: умершего одевают во всё зимнее,

тёплое и лучшее, что было у него при жизни. Для наземных захоронений с давних пор

выбирают сухие яры на берегу озёр, рек, высокие сопки недалеко от кочевий. Ненцы не

когда не скажут о близком человеке, что он умер, а скажут, что его не стало.

Привычки

ненцев,

ставшие

основой

обычаев,

вырабатывались

веками

в

тесном

содружестве с природой. Их принципы-доверие к земле, животным, людям. Собаку в

тундре не стесняются ласкать, придумывать для неё песни. Ласки проявляются в такой

форме, чтобы её не поставить на одну ступень с человеком. Трудно представить жителя

тундры без оленя. Он даёт человеку всё: пищу, одежду, обувь, жильё, он используется как

транспортное средство. Домашний олень-это уют тундры, чума, как подарок он даёт

радость общения между людьми, создаёт условия для уважительного отношения друг к

другу.

Качества подлинного хозяина тундры ненцы начинают развивать в ребёнке с малых лет

через

игры

и

выполнения

несложных

трудовых

операций.

У

мальчиков

занятиями

являются

охота,

выпас

оленей

и

поимка

их

арканами.

Распространённым

занятием

мальчиков в тундре является и игра в охотника. Их первое оружие-лук. Во время занятия в

метании аркана и стрельбы из лука главной целью является выработка меткости глаз,

ловкости рук и тела.

Девочки

через

игру

учатся

элементам

трудовых

операций,

выполняемых

женщиной-

хозяйкой,

женщиной-матерью,

соблюдению

определённых

правил

поведения.

Следуя

вековым традициям, будущие хозяйки приобретают навыки приготовления жил-ниток,

выделки шкур, шитья одежды и обуви, сушки меховых изделий.

В

тундре

существует

строгое

распределение

обязанностей.

Традиционные

занятия

мужчины-оленеводство, охота, рыболовство. Женщина является хранителем семейного

очага и создателем всего доброго и тёплого. Каждый охотник, рыбак, оленевод обязан

знать места не только своего промысла и кочевий, но и соседей. Оленеводы должны

помнить многочисленные и разнообразные фамильные знаки-отметки на ушах и зимней

шкуре оленей других хозяев. Часто владельца заблудившегося и попавшего в чужое стадо

оленя узнают по этим меткам. Хозяин стойбища должен немедленно сообщить об этом

соседу. Так поступают и при обнаружении чужих вещей.

У

ненцев

нет

традиционных

праздников,

но

есть

дни

большой

радости.

Это-день

рождения ребёнка. День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того,

как отпадёт пуповина у младенца. Это праздник для взрослых, и сам именинник до конца

своей жизни не будет знать, как проходили его именины и ни разу не отметит день своего

рождения. Замечательным радостным днём является создание новой семьи-свадьба.

Звенящие металлические предметы оказывают большое психологическое воздействие на

самочувствие человека в тундре. Звон колокольчиков, бубенцов, металлических колец на

упряжке

отводит

тревожные

мысли,

помогает

перебороть

страх,

создаёт

хорошее

настроение, придаёт уверенности в себе.

Благодаря женщине ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по

которым жили наши предки не одно столетие. И как важно, чтобы сегодня, в такое

стремительное

и

переменчивое

время,

новым

поколением

они

не

были

утрачены.

Несоблюдение обычаев в семьях происходит в основном по двум причинам: одни из них

под предлогом того, что они якобы относятся к высоко-цивилизованным. Образованным

людям, не считают нужным знать и выполнять их, а другие боятся получить осуждение

первых.

Задача

педагогов

заключается

в

том,

чтобы

наша

молодёжь

после

учёбы

вернулась

обязательно к родному очагу не с обнищавшей душой, а полной сил, знаний и умений для

больших совершений. Как важно, чтобы молодые стали разумными последователями

народных традиций в родном краю.



В раздел образования