Автор: Шистерова Татьяна Афанасьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Задержка речевого развития – это задержка в
сроках усвоения языка. Само же усвоение родного
языка идет по закономерностям развития нормы.
К причинам задержки речевого развития можно
отнести:
Недостаточность речевого общения с ребенком.
Неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоционально-положительного
окружения; проблемы с нервно-психическим здоровьем семьи; индивидуальные
особенности
семьи:
мнительность,
тревожность,
эмоциональная
холодность
со
стороны матери; неприятие ребенка со стороны матери или отца; неполная семья;
резкая смена стратегий воспитания).
Сверхшумное окружение.
Психические травмы: испуг; переживания из-за разлуки с родителями; долгая и
психотравмирующая обстановка в семье.
Травмы, инфекции, интоксикации.
Внутриутробная патология (инфекционные и соматические заболевания матери
во время беременности; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания, курение
матери).
Повреждения при родах (акушерская патология; асфиксии и родовые травмы;
недоношенность).
Травмы черепа.
Наследственные факторы.
Иммунологическая несовместимость матери и плода.
Если Вы обнаружили у ребенка:
Отсутствие
зрительного
контакта
с
Вами.
Отсутствие
социальной
улыбки
или
комплекса оживления.
Отсутствие, бедность, однообразие гуления, лепета.
Отсутствие подражания.
Постоянное беспокойство, частый внезапный плач.
Ваши действия:
Дополнительно проверьте, как он воспринимает жесты и мимику.
Обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу.
Старайтесь больше общаться с ребенком и развивать его двигательную сферу.
Как
можно
больше
общайтесь
с
ребенком
посредством
речи,
проявляйте
настойчивость в своем желании услышать от ребенка слова, не удовлетворяясь
получением ответа посредством жестов.
Играя,
проводите
с
ребенком
специальную
гимнастику
по
развитию
и
укреплению мышц речевого аппарата.
При разговоре с ребенком не подражайте его речи, старайтесь четко произносить
слова и правильно строить предложения. Не говорите очень быстро или очень
медленно.
Некоторые рекомендации родителям по развитию речи детей первого
года жизни:
Стремитесь
к
созданию
комфортных
условий
для
Вашего малыша. Обращайте внимание на особенности его плача. С
первых
часов
жизни
для
младенца
важно
присутствие
мамы,
физический и эмоциональный контакт с ней. Стремитесь создать
для ребенка максимально комфортные условия – берите малыша на
руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с
ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.
Соблюдайте режим кормления. Нормализация процесса
кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого
развития. Во время сосания ребенок осуществляет движениями губами и языком,
которые затем будут использоваться им при произнесении звуков.
Поощряйте
произнесение
ребенком
любых
звуков.
Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка
должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка
и губ. Звуковая игра – это основа для дальнейшего развития четкости и легкости
произнесения
звуков
и
слов,
тренировка
его
речевого
аппарата.
Для
ребенка
важно
не
только
слышать обращенную к нему речь взрослого. Но и видеть
его лицо, иметь возможность следить за движениями губ,
изменяющейся мимикой.
Шумовое
окружение
негативно
влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец
долгое
время
находится
в
помещении
с
высоким
уровнем
шума,
при
громкой
музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне,
его речевое развитие замедляется.
Разнообразьте
звуково е
окружение
р е б е н к а .
Разговаривайте с малышом, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с Вашим
голосом, ребенку полезно слушать и другие звуки. Чем богаче языковое окружение
Вашего малыша, тем активнее развивается речевая деятельность ребенка.
Чем
чаще
Вы
будете
разговаривать
с
малышом
о
знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.
При
разговоре
с
ребенком
учитывайте
его
речевые
возможности.
Способность
ребенка
искать
взглядом
предмет,
о
котором
его
спрашивает
взрослый,
свидетельствует о том, что он начал понимать значение слов.
Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за
Вами. Только с Вашей помощью ребенок может начать соотносить окружающие его
предметы с правильным словесным обозначением.
Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук,
используйте развивающие игры.
Важным
условием
обучения
ребенка
правильному
произношению звуков и слов является правильность речи родителей.
Некоторые рекомендации родителям по развитию речи детей
второго-третьего года жизни:
Разговаривая с ребенком, следите, чтобы Ваша речь
была четкой, грамотной, простой и выразительной.
Исправляйте все ошибки в речи Вашего ребенка.
Читайте
малышу
сказки,
показывайте
книги
с
картинками.
Ребенку
в
этом
возрасте
нужно
дать
почувствовать,
что
чтение
–
это
серьезное
занятие.
Подбирайте
для
чтения
книги
с
описанием
сценок,
которые
может
наблюдать
ребенок в повседневной жизни.
Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что
это?»
«Где?»
«Что
делает?».
Подсказывайте
ребенку,
если
у
него
возникают
трудности с ответом.
Обращайте
внимание
ребенка
на
различные
объекты,
которые
издают
звуки.
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со
всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения по дому, а
потом обязательно поблагодарите его за помощь.
Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему
речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ребенком то, что
вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные ее моменты.
Развивайте
у
ребенка
потребность
речевого
общения
со
взрослыми
и
другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания,
отвечать на вопросы или задавать их.
Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка.
Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет
жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.
Следите
за
развитием
двигательной
сферы
своего
ребенка.
Ходьба,
прыжки, бег дают отдых утомленным мозговыми центрами мышцам, продлевают
время активного восприятия ребенком информации, которую Вы пытаетесь донести
до него.
Поощряйте употребление ребенком различных интонаций.
Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с
Вами. Если ребенок использует в общении с Вами множество индивидуальных,
эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо,
это повод для беспокойства о качестве развития его речи.
Оценивая
реч евые
спо соб но сти
р е б е н к а ,
сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком,
со словарным запасом его сверстников, а число разных слов,
произносимых
им
вчера
и
сегодня.
Важна
динамика
пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной
динамики необходимо обратиться к специалистам.
Постепенно
усложняйте
задания,
адресованные
ребенку, по содержанию и по форме. Хвалите малыша, это будет стимулировать его
к освоению нового.
Литература:
1.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979г.
2.
Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. – М., 2003г.
3.
Ляксо Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. – С-Пб, 2010г.