Напоминание

Деревья нашего участка


Автор: Суровцева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Поисково - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Деревья нашего участка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 137»

Поисково – исследовательский

проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Деревья нашего участка»

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во

взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их

взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и

вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать

функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от

времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление,

умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным

путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к

представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и

умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды

отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического,

познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию

исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту,

формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья

человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви,

уважения к природе Башкортостана.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и

заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно

с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе

с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных

деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом

исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности

– организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На

музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка»,

прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных

лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми

беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним.

Предложить детям схему знакомства:

Как зовут тебя дерево?

Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно

называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое

имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит.

Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги,

другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего

людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними?

Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за

окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у

дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и

постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева.

Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая,

гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое,

обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она

защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют

вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны

ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть

дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в

стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о

деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа

на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и

неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш

проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых

обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы

построили по следующей системе.

Занятия

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина

«Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык

стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к

природе, деревьям.

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте

и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Дидактические игры:

«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с

другим.

«Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель,

ромашка).

«Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

«Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины –

осиновый и т.д.).

«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы,

экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе,

закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах

природы.

Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению,

по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность

аппликация «Осенний ковер», рисование «Деревья осенью», «Гроздья рябины»,

выставка поделок «Осенняя рапсодия»

Чтение художественной литературы:

«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям,

что многому можно научиться у них.

«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные

свойства.

Заключительный, обобщающий этап

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья».

Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное

отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей

работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе

деревьев. К участию в проекте привлекли родителей. Вместе с детьми они изготовили

книжки – малышки «Мое любимое дерево».



В раздел образования