Автор: Суровцева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Поисково - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Деревья нашего участка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 137»
Поисково – исследовательский
проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Деревья нашего участка»
Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во
взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их
взаимосвязях в природе.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и
вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать
функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от
времени года.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление,
умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным
путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к
представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и
умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды
отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического,
познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию
исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту,
формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья
человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви,
уважения к природе Башкортостана.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и
заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно
с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе
с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных
деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом
исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности
– организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На
музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка»,
прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных
лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми
Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми
беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним.
Предложить детям схему знакомства:
Как зовут тебя дерево?
Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно
называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое
имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит.
Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги,
другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего
людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними?
Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за
окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у
дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и
постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева.
Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая,
гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое,
обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она
защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют
вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны
ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть
дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в
стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о
деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа
на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и
неповторимость богатства родного края.
Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш
проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых
обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы
построили по следующей системе.
Занятия
Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина
«Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык
стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к
природе, деревьям.
Занятие 2. «Деревья нашего двора».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте
и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Дидактические игры:
«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с
другим.
«Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель,
ромашка).
«Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
«Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины –
осиновый и т.д.).
«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы,
экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе,
закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах
природы.
Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению,
по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность
аппликация «Осенний ковер», рисование «Деревья осенью», «Гроздья рябины»,
выставка поделок «Осенняя рапсодия»
Чтение художественной литературы:
«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям,
что многому можно научиться у них.
«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные
свойства.
Заключительный, обобщающий этап
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья».
Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное
отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей
работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе
деревьев. К участию в проекте привлекли родителей. Вместе с детьми они изготовили
книжки – малышки «Мое любимое дерево».