ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Advanced Grapher НА
УРОКАХ АЛГЕБРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
П. Н. Ермолина,
МОУ – СОШ № 3 (г. Можайск Московской обл.)
В статье рассказывается, как используя программу Advanced Gra-
pher можно строить графики алгебраических и тригонометрических
функций в декартовой системе координат, исследовать функции, нахо-
дить производную, первообразную, вычислять площади замкнутых
фигур. Приводятся примеры решения типичных задач на уроке алге-
бры в старших классах и
показываются преимущества программы
при исследованиях функции. .
Ключевые слова: программа Advanced Grapher, графики, исследо-
вание функций.
Учитель,
располагающий
компьютером,
имеет
уникальную
возмож-
ность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным с помощью
графической программы Advanced Grapher. Программа строит графики в по-
лярной системе координат, а также линии, заданные параметрически, что
упрощает работу ученика при построении графиков.
Цели: 1. Закрепить умение строить графики в различных системах координат
2. Закрепить знания школьного алгоритмического языка
3. Закрепить математические знания по теме: “Исследования функции”
4. Развивать внимательность, логику мышления
Тип урока: интегрированный
Задачи урока:
образовательные:
1)
усвоение учащимися понятий алгоритмического языка, математиче-
ского языка, знание темы исследование функции;
2)
формирование у учащихся умений и навыков работы с программой
Advanced Grapher;
3)
развивать умение считывать информацию и пользоваться ею.
развивающие:
1)
развитие познавательного интереса учащихся;
2)
развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания;
3)
формирование информационной культуры учащихся.
воспитательные:
1)
воспитание трудолюбия;
2)
прививание учащимся навыков самостоятельной работы.
Ход урока
I. Учет знаний:
а) вспомнить ключевые слова из школьного алгоритмического языка:
- абсолютная величина: abs;
- корень: sqrt;
- запись тригонометрический функций: sin(x), cos(x) и т. д.;
- степень 2
x
, 2^
x
, sin
2
x – (sin(x))^2.
II. Работа в классе
№ 1. Исследовать функцию y = (x
2
– 1)/ x, построив её график [1].
РЕШЕНИЕ
Используя график построенной функции определим:
1. Область определения.
Область значений.
2. Монотонность функции (т.е. промежутки возрастания или убывания
функции)
3. Промежутки знакопостоянства:
а) f(x) > 0
б) f(x) < 0
4. Чётность или нечётность, т.е. f(-x) = f(x) - симметрично относительно
оси координат
f(-x) = - f(x) - симметрично относительно
начала координат
5. Нули функции (точки пересечения графика):
а) с осью Оx:
б) с осью Оy:
6. Точки экстремума: max y = min y =
[ ] [ ]
Каждый учитель и ученик знает, как однообразны и трудоёмки уроки
исследования функций, как порой нелегко объяснить некоторые этапы иссле-
дования:
особенности окрестности точки, в которых происходит перегиб;
асимптоты графика и другие. Данная программа облегчает объяснение мате-
риала, а ученикам позволяет быстрее усвоить трудные места этого материала,
поскольку дает возможность увеличить размеры графика, выполнить допол-
нительные построения, более детально и полно производить исследование
функции.
Выполнение работы:
1) Вводим на алгоритмическом языке функцию:
y = (x^2 – 1)/ x
(График→Добавить график→Cвойства y(x)→(вносим формулу (x^2 – 1)/ x)
(рис. 1). Полученный график представлен на рис. 2.
Рис. 1
Рис. 2
2) Вычисления→Исследования функции→(вносим функцию целиком)
→Нули
функции
+
экстремумы
функции
+ min
+ max (+ использование
производной). (Рис. 3)
Рис.3
3) Результат исследования (по производной):
а) нули функции;
б) экстремумы (рис. 4).
Рис.4
4) Результат исследования без производной:
а) нули функции;
б) max;
в) min.
5) Вычисления→Пересечения→y(x
1
) = (x^2 – 1)/ x (рис. 5)
y(x
2
);
x = -1, y = 0.
x = 1, y = 0.
Рис.5
6) Касательная y(x) = (x^2 – 1)/ x, точка касания x = -1.
Касательная→Добавить график→Свойства→
OK(формула)
Результат решения показан на рис. 6.
Рис. 6
График любой функции можно построить и по точкам, т.е. по таблице.
Таблица значений→формула (x^2 – 1)/ x от -10 до 10 с шагом 1.
→Вычисления функции→ формула (x^2 – 1)/ x → Считать .
Мы рассмотрели подробно пример решения №1, так же были исследо-
ваны и построены графики функций примеров №2 - №4.
№2. Построить график функции: y =
׀
2 x + 3
׀
+
3
׀
x-1
׀
–
׀
x+2׀
№3. Построить график функции: y = 2
x
·cosx.
(Графики→Наборы свойств→Тригонометрический набор)
(y(x) = 2^x * cos(x)) →
OK→Получаем график
(Вид→Панели инструментов→Стандартная)
№4. Построить график функции: (не на одном)
а) y = 1 + sinx;
б) y = x + 2sinx;
в) y = 1+ cos2x.
С помощью программы можно построить графики и в полярной систе-
ме координат, а также линии, заданные параметрически. Кроме того, она чер-
тит графики и направления, которые задаются с помощью уравнений или не-
равенств, выполнение которых на уроках занимают большое количество вре-
мени. Рассмотрим пример построения такого графика.
№5. В полярных координатах построить графики следующих функций
(выполнить построение последовательно на одном графике):
1) R(a) = 4sin4a;
2) x(t) = 8cost – 2cos4t и y(t) = 8sint – 2sin4t;
3) (x
2
+ y
2
)
2
– 54(x
2
- y
2
) = 0 – в декартовой системе координат [2].
Рис.7
№6. Для самостоятельного выполнения. Построить график функции:
1)
y
=
׀ x
2
– 5x+ 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 – 5*x +6))
2)
y = ׀ x
2
– 5 ׀ x
׀
+
6
׀
, (y(x) = abs(x^2 – 5abs(x) +6)
3)
y = ׀׀ x
2
׀
-
5
׀
x
׀
+
6
׀
, (y(x) = abs(abs(x^2) – 5abs(x) +6)
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: записать алгоритм построения графиков задания № 6.
Литература
1.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.(в двух частях). Ч.1:
учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина,
2005.
2.
Азевич А.И. Advanced Grapher на уроке и после него // Математика в
школе. – 2001. - №6. – С. 69.