Автор: Илларионова Ольга Геннадьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
Населённый пункт: Город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Большинство
крупных
исследователей
(Л.И.
Божович,
Л.А.
Венгер,
И.В.Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова и др) в области
отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, затрагивали
проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной
связью
данного
феномена
с
общим
ходом
фи з и ол о г и ч е с ко го ,
психологического,
социально-личностного
развития
ребенка
дошкольного
возраста и его индивидуальных особенностей.
По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному
обучению
представляет
собой
определенный
уровень
мотивационного
развития
ребенка,
включающий
познавательные
и
социальные
мотивы
учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной
сферы.
Основным
критерием
готовности
к
школе
выступает
такое
новообразование, как внутренняя позиция школьника, представляющая собой
сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми
на новом уровне [1].
В работах А.И. Запорожца готовность к обучению в школе понимается
как
целостная
система
взаимосвязанных
качеств
детской
личности,
включающая
особенности
мотивации,
уровень
развития
познавательной,
аналитико-синтетической деятельности, уровень формирования механизмов
волевой регуляции действий [3].
М.М. Безруких определяет готовность ребенка к систематическому
обучению в школе как тот уровень морфологического, функционального и
психического развития ребенка, при котором требования систематического
обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья [4].
В структуре психологической готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе, по данным Л.А. Венгера , Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и
др., выделяются следующие компоненты готовности:
- личностная;
- интеллектуальная;
- эмоционально-волевая;
- социальная (коммуникативная).
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего
круг прав и обязанностей.
Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное
восприятие (перцептивная зрелость); концентрация внимания; аналитическое
мышление,
выражающееся
в
способности
постижения
основных
связей
между
явлениями;
возможность
логического
запоминания;
умение
воспроизводить
образец,
а
также
развитие
тонких
движений
руки
и
сенсомоторную координацию.
Эмоционально-волевая
готовность
среди
специалистов
чаще
обозначается понятием произвольность (от
слова
воля).
Произвольность
проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело
до конца, она помогает ему организовать свои действия.
Д.Б.
Эльконин
считал,
что
произвольное
поведение
рождается
в
ролевой
игре
в
коллективе
детей.
Коллективная
игра
позволяет
ребенку
подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в
игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в
подражании
предполагаемому
образцу,
тогда
как
самостоятельно
осуществить
такой
контроль
ребенку
бывает
еще
очень
трудно.
Именно
поэтому игру можно считать «школой произвольного поведения» [5].
Игра
-
эмоционально
насыщенная
деятельность,
она
захватывает
ребенка целиком. Экспериментирование во время игры, дает пищу детской
фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в
структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных
форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как
универсальную
способность,
обеспечивающую
успешное
выполнение
разнообразных видов деятельности. С позиций подхода именно с игровой
деятельностью на данном этапе психического развития связано появление
важнейших психических новообразований, в игре развиваются другие виды
деятельности.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со
сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а
также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Недостатки
зрительного
восприятия,
способствуя
формированию
нечетких,
недифференцированных
образов-представлений,
отрицательно
влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и
т.д.)
детей
с
нарушениями
зрения,
что
значительно
затрудняет
их
деятельность.
В
процессе
различных
видов
деятельности
дети
с
нарушениями
зрения
испытывают
серьёзные
трудности,
в
определении
формы,
величины,
пространственного
расположения
предметов.
Дети
испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством
выполнения заданий.
Для данной категории детей характерными являются:
- трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно
принимать
содержание
сюжетной
картины,
композиции,
включающей
большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
-
трудности
в
узнавании
предметов,
изображенных
в
различных
модальностях (контур, силуэт, модель);
-
нечеткие
пространственные
представления
и
низкий
уровень
сформированности умения ориентироваться в пространстве;
- длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
Для каждого ребенка переход из детского сада в школу является одним
из самых главных моментов в его жизни. Освоение новой деятельности
(учебной), образование и адаптация к новым взаимоотношениям, вхождение
в новые условия деятельности – это небольшая часть того с чем столкнется
ребенок.
Анализ литературы показал, что успешному формированию готовности
к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением
зрения будут
способствовать
нижеприведенные
психолого-педагогические
условия:
- развитие интереса к школе,
-формирование
познавательной
потребности
через
пробуждение
любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством
развивающих игр, формированием интереса к экспериментированию;
- систематическое взаимодействие специалистов детского дошкольного
учреждения и родителей.
Опираясь
на
возрастные
особенности
детей
старшего
дошкольного
возраста
лет,
необходимо
учитывать
широкую
палитру
индивидуальных
различий возможностей и их способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
учебное пособие [Текст] /Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2006. – 390 с.
2. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? : учебное пособие
[Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 2004. – 140 с.
3. Леонтьев
А.Н.,
Запорожец
А.В.
Вопросы
психологии
ребенка
дошкольного возраста. Сб.ст/под ред. Леонтьев А.Н. и Запорожец А.В. -М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144
с.
4. Безруких, М.М. Книга для педагогов и родителей [Текст] / М. М.
Безруких. – М., Дрофа, 2010. – 53 с.
5.
Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пособие [Текст] / Д. Б.
Эльконин. 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.