Напоминание

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ


Автор: Илларионова Ольга Геннадьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
Населённый пункт: Город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В

ШКОЛЕ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Большинство

крупных

исследователей

(Л.И.

Божович,

Л.А.

Венгер,

И.В.Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова и др) в области

отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, затрагивали

проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной

связью

данного

феномена

с

общим

ходом

фи з и ол о г и ч е с ко го ,

психологического,

социально-личностного

развития

ребенка

дошкольного

возраста и его индивидуальных особенностей.

По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному

обучению

представляет

собой

определенный

уровень

мотивационного

развития

ребенка,

включающий

познавательные

и

социальные

мотивы

учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной

сферы.

Основным

критерием

готовности

к

школе

выступает

такое

новообразование, как внутренняя позиция школьника, представляющая собой

сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми

на новом уровне [1].

В работах А.И. Запорожца готовность к обучению в школе понимается

как

целостная

система

взаимосвязанных

качеств

детской

личности,

включающая

особенности

мотивации,

уровень

развития

познавательной,

аналитико-синтетической деятельности, уровень формирования механизмов

волевой регуляции действий [3].

М.М. Безруких определяет готовность ребенка к систематическому

обучению в школе как тот уровень морфологического, функционального и

психического развития ребенка, при котором требования систематического

обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья [4].

В структуре психологической готовности детей старшего дошкольного

возраста к школе, по данным Л.А. Венгера , Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и

др., выделяются следующие компоненты готовности:

- личностная;

- интеллектуальная;

- эмоционально-волевая;

- социальная (коммуникативная).

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к

принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего

круг прав и обязанностей.

Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное

восприятие (перцептивная зрелость); концентрация внимания; аналитическое

мышление,

выражающееся

в

способности

постижения

основных

связей

между

явлениями;

возможность

логического

запоминания;

умение

воспроизводить

образец,

а

также

развитие

тонких

движений

руки

и

сенсомоторную координацию.

Эмоционально-волевая

готовность

среди

специалистов

чаще

обозначается понятием произвольность (от

слова

воля).

Произвольность

проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело

до конца, она помогает ему организовать свои действия.

Д.Б.

Эльконин

считал,

что

произвольное

поведение

рождается

в

ролевой

игре

в

коллективе

детей.

Коллективная

игра

позволяет

ребенку

подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в

игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в

подражании

предполагаемому

образцу,

тогда

как

самостоятельно

осуществить

такой

контроль

ребенку

бывает

еще

очень

трудно.

Именно

поэтому игру можно считать «школой произвольного поведения» [5].

Игра

-

эмоционально

насыщенная

деятельность,

она

захватывает

ребенка целиком. Экспериментирование во время игры, дает пищу детской

фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в

структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных

форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как

универсальную

способность,

обеспечивающую

успешное

выполнение

разнообразных видов деятельности. С позиций подхода именно с игровой

деятельностью на данном этапе психического развития связано появление

важнейших психических новообразований, в игре развиваются другие виды

деятельности.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со

сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а

также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Недостатки

зрительного

восприятия,

способствуя

формированию

нечетких,

недифференцированных

образов-представлений,

отрицательно

влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и

т.д.)

детей

с

нарушениями

зрения,

что

значительно

затрудняет

их

деятельность.

В

процессе

различных

видов

деятельности

дети

с

нарушениями

зрения

испытывают

серьёзные

трудности,

в

определении

формы,

величины,

пространственного

расположения

предметов.

Дети

испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством

выполнения заданий.

Для данной категории детей характерными являются:

- трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно

принимать

содержание

сюжетной

картины,

композиции,

включающей

большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

-

трудности

в

узнавании

предметов,

изображенных

в

различных

модальностях (контур, силуэт, модель);

-

нечеткие

пространственные

представления

и

низкий

уровень

сформированности умения ориентироваться в пространстве;

- длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.

Для каждого ребенка переход из детского сада в школу является одним

из самых главных моментов в его жизни. Освоение новой деятельности

(учебной), образование и адаптация к новым взаимоотношениям, вхождение

в новые условия деятельности – это небольшая часть того с чем столкнется

ребенок.

Анализ литературы показал, что успешному формированию готовности

к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением

зрения будут

способствовать

нижеприведенные

психолого-педагогические

условия:

- развитие интереса к школе,

-формирование

познавательной

потребности

через

пробуждение

любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством

развивающих игр, формированием интереса к экспериментированию;

- систематическое взаимодействие специалистов детского дошкольного

учреждения и родителей.

Опираясь

на

возрастные

особенности

детей

старшего

дошкольного

возраста

лет,

необходимо

учитывать

широкую

палитру

индивидуальных

различий возможностей и их способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте:

учебное пособие [Текст] /Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2006. – 390 с.

2. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? : учебное пособие

[Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 2004. – 140 с.

3. Леонтьев

А.Н.,

Запорожец

А.В.

Вопросы

психологии

ребенка

дошкольного возраста. Сб.ст/под ред. Леонтьев А.Н. и Запорожец А.В. -М.:

Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144

с.

4. Безруких, М.М. Книга для педагогов и родителей [Текст] / М. М.

Безруких. – М., Дрофа, 2010. – 53 с.

5.

Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пособие [Текст] / Д. Б.

Эльконин. 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.



В раздел образования