Автор: Курякина Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56 "Солнышко"
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Конспект музыкального занятия
Тема: "Путешествие по Родному Белогорью- края детского фольклора".
Раздел: дошкольное образование
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Г О Р О Д А
Б Е Л Г О Р О Д А
У П Р А В Л Е Н И Е
О Б Р А З О В А Н И Я
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 56
«Солнышко» г. Белгорода
Конспект
музыкального занятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по Родному Белогорью-
края детского фольклора».
Курякина Татьяна Викторовна,
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
г. Белгород 2017год.
Тема: «Родное Белогорье - край детского фольклора».
Цель занятия:
1.Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине на основе культурных
традиций родного края через народные обряды, песни, пляски.
2.Формировать музыкальные способности дошкольников средствами русского
музыкального фольклора.
Обучающие задачи:
- учить двигаться в соответствии с характером музыки простым хороводным
шагом; двигаться по орнаментальному узору;
- учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;
- формировать вокально-певческие навыки, умение интонировать, выразительно
исполнять звукоподражания;
- учить различать темп в музыке, передавать его в игре на инструментах.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, метра, закреплять умение передавать ритмические
особенности через игру на музыкальных инструментах;
- развивать музыкальную память;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать творческое воображение, импровизировать под плясовую музыку, в
соответствии с приобретёнными навыками.
Воспитательные задачи:
-воспитывать духовные и нравственно-патриотические чувства дошкольников
через музыкальный и устный фольклор;
-приобщать к русской народной музыке;
- воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.
Активизация слова:
Подговорки, орнаментальный узор, коробейники.
Материалы и оборудование:
демонстрационный:
- веретено;
интерактивная доска,
- мультимедийная презентация к занятию.
раздаточный:
музыкальные
инструменты:
ложки
(по
количеству
детей),
трещотка,
бубен,
свистульки, маракасы, детская гармошка.
ТСО:
- музыкальный центр,
- карта памяти,
- ИКТ – мультимедийное устройство
Предварительная работа:
- чтение пословиц и поговорок, разучивание потешек, поговорок, небылиц.
- разучивание песни, ходьба по орнаментальному узору;
- беседы о добре, рассматривание тематических иллюстраций: пряха, ярмарка,
игры, забавы.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: приобщение детей к
русской народной музыке через пение, движения, игры, знакомство с бытом
русской деревни.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе музыкального занятия:
создание развивающей среды, использование художественного слова.
3. Приемы организации практической деятельности детей: разучивание
музыкального репертуара.
4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов музыкальной
деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное (педагогом и детьми)
определение качества исполнительской деятельности детей, взаимопомощь
детей.
Создание среды для организации и проведения муз. занятия:
аудиозаписи народных произведений и произведений современных
композиторов, написанных в народном стиле, декоративное оформление
музыкального зала.
Виды детской деятельности:
- музыкально-художественная (пение, движение, игра на русских музыкальных
инструментах в ансамбле с музыкальным руководителем);
- игровая;
- коммуникативная.
Планируемые результаты:
развитие у детей интереса к музыкальной культуре русского народа, проявление
эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера и содержания,
воспитание нравственных качеств, развитие навыков выразительного
исполнительства, чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности,
расширение и активизация словарного запаса.
Ход занятия.
Слайд№1 Белогорье.
1.Вводная часть.
Трек№1.
Дети входят в зал под звучание Русской народной песни.
Встают около стульев.
Музыкальный руководитель: Ребята! Я рада приветствовать вас на нашем
занятии! Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.
Девочки: Здравствуйте, ребята! Поют.
Мальчики: Здравствуйте, девчата! Отвечают.
Все: Рады очень мы гостям! Здравствуйте и вам! (поклон)
Музыкальный руководитель: Ребята! В каком городе мы живём?
Дети: Мы живем в городе Белгороде.
Музыкальный руководитель: Вы знаете, что Белгород, это сердце и душа
нашего Белогорья. Наш край богат полями, лесами, озёрами и реками,.
А какие люди живут на Белгородчине?
Дети: Гостеприимные, добрые, трудолюбивые, задорные и весёлые.
Музыкальный руководитель: Правильно. Но наш край богат еще и народным
фольклором, танцами и песнями. Ребята! Вы хотите отправиться в путешествие
по родному краю, по славной Белгородчине?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А на чём же мы отправимся?
Ответ детей: Автобус. Машина.
Музыкальный руководитель: А я предлагаю отправиться в путешествие на
тройке вороных коней.
Слайд№2. Тройка коней.
Дети едут по залу, имитируя езду на тройке запряжённых коней. Встают в круг.
Слайд№3 Деревня «Подговоркино»
Музыкальный руководитель: И приехали мы с вами в село «Подговоркино»,
где очень любят танцевать, при этом себе подговаривать, как это делать.
Вспомним, что такое «Подговорки».
Ответы детей: «Подговорки» – это малый фольклорный жанр, где в
стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального
движения и его название, где в стихах раскрывается исполнение
танцевальных движений.
Затем дети показывают самостоятельно «Подговорки».
Слайд№4-6.
Трек№2.
1.Танцевальный шаг «Топотушки».
Топотушки, топотушки, 1,2,3,4,5.
Дружно, весело, задорно, повторим мы всё опять!
2. «Шаг с полуприседанием».
Шаг – присяду, шаг – присяду, это танец я учу.
Приседать я не устану, я танцором стать хочу.
3.Носок – пятка, перетоп, носок – пятка, перетоп.
Вот какие молодцы – мы ребята удальцы!
4. «Гвоздики».
Каблучками я стучу, пляску русскую учу,
Пляска русская моя – замечательная.
2. Слушание.
Слайд№7. Тройка коней.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Ну а мы отправляемся с вами
дальше. (Дети с круга идут на стулья.)
(Музыкальный руководитель обращает внимание на экран.)
Слайд №8.Герб Пос.Чернянка. Педагог обращает внимание на герб.
Слайд№9.Видио п. Чернянка. На фоне видио говорит педагог.
Музыкальный руководитель: И оказались мы с вами в пос. Чернянка, где очень
любят
слушать
и
петь
русские
народные
песни,
играть
на
музыкальных
инструментах. Сейчас мы послушаем русскую народную мелодию «Акулинка».
(Проводится слушание р.н.м. «Акулинка»).
Трек№3.
Слайд№10. Девушки.
Музыкальный руководитель: Вы послушали
русскую
народную мелодию.
Как вы думаете, почему она называется русской?
Д е
т
и : П о т о м у ,
ч т о
е ё
с о ч и н и л
р у с с к и й
н а р о д .
Музыкальный руководитель: Что под эту мелодию можно делать?
Дети: Плясать.
Музыкальный руководитель: Да, действительно музыка плясовая.
Музыкальный руководитель: Какая же по характеру эта мелодия?
Дети: Весёлая.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы поиграем в игру: «Угадай, какие
инструменты звучали в песне?»
Какие народные инструменты, сопровождали эту мелодию.
Ответ детей: Балалайка и гармошка
Слайд№11-13.
(На интерактивной доске изображены музыкальные инструменты.)
Музыкальный руководитель: Ребята! теперь надо найти инструменты, …
Дети: указкой показывают инструменты на доске.
Педагог: Ребята, а сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, где вы услышите
звучание Белгородского инструмента.( Жалейка)
Трек№4.Жалейка.
Слайд№13. Белгородские инструменты. Жалейка. Педагог знакомит с
остальными инструментами.
3. Игра на музыкальных инструментах.
Слайд№14.
Музыкальный руководитель: У нас тоже есть народные музыкальные
инструменты, и я предлагаю сыграть на них.
Трек № 5. Оркестр «Веселый соловей»
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы умеете слушать русскую
народную мелодию и хорошо определять на слух музыкальные инструменты,
которые в ней звучали, мы познакомились с новыми народными инструментами.
Но путешествие наше не закончилось, и мы отправляемся дальше.
Слайд№15. Тройка коней.
4. Пение.
Слайд№16. Герб Алексеевки.
Слайд №!7 Видио. Слова педагога.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы приехали в город Алексеевка.
Как вы думаете, чем же славится этот город? (ответы детей).
Слайд№18. Девушки на речке. А славится он своими прудами и озерами, в
которых разводится много рыбы.
Слйд№19. И подсолнечными полями. И местные жители прославляют всё это в
песнях.
Подсолнечные поля так красивы летом, но к нам пришла зимушка-зима!
Поэтому мы с вами разучим веселую песню о, зимушке.
Слайд №20-22.
Педагог играет, Песня «Ой, снег кружится»
1 куплет
Ты пришла к нам зимушка в белом сарафане!
Принесла нам зимушка и коньки, и сани!
Припев:
Ой, снег кружится – все белым-бело!
Всю мою деревню снегом замело!
2 куплет:
Ты пришла к нам зимушка – мы тебя заждались!
Мы еще не выросли, мы не наигрались!
Припев:
Ой, снег кружится – все белым-бело!
Всю мою деревню снегом замело!
5. Музыкально-ритмические движения.
Слайд№23.Тройка.
Музыкальный руководитель: Продолжаем наше путешествие.
Слайд№24. Герб г.Короча.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята да это же город Короча!
Чем же знаменит город Короча? (ответы детей). Правильно, знаменит город
своими яблоневыми садами и ярмарками.
Слайд№25. Сады.
Слайд №26-27 Ярмарка.
Каждый год жители Корочи проводят ярмарки, которые знамениты разными
товарами.
Чего там только нет – там и яблоки, и мед, бублики и булочки!
Чай горячий нарасхват! И скоморохам каждый рад!
Здесь танцуют и поют – хороводы все ведут!
Давайте и мы заведём свой хоровод?!
( На экране показаны орнаментальные узоры хоровода.)
Слайд№28-30.
Музыкальный руководитель: Ребята! Посмотрите, какие красивые узоры! По
этим узорам можно создавать танцы. Сейчас мы попробуем станцевать эти
узоры. (Музыкальный руководитель комментирует узоры.)
Дети: С места дети заводят хоровод и идут, выполняя узоры: «Кружение
парами», «Улитка» и «Ручеек».
Трек № 6. Хоровод «По узорам».
Слайд №31. Коробейники.
Трек№7.Вход корабейиков.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, а вот и коробейники спешат к нам!
Угощенье ждет ребят!
Коробейник 1: Здравствуйте, гости дорогие!
Коробейник 2: Мы рады видеть вас на нашей ярмарке!
Примите от нас угощение!
(один коробейник идет к детям с корзиной яблок, второй – к гостям с коробом).
6. Музыкально-игровое творчество.
Слайд№32-33.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какая ярмарка без веселья и смешных
небылиц! Что такое небылицы? (ответы детей). Да, это история, которая не
существует!
Правила игры: Я читаю фразу, если она правильна, то вы танцуете
«топотушку». Если это небылица, то мы танцуем «распашонку», приговаривая:
«Небылица, небылица.»
Трек№8.
Маша моет огород. Папа разбивает лед. Мама варит лук в компоте. В магазин
Алёша ходит. Лягушка молоко лакает. На прохожих котик лает.
Вот и кончилась игра, началась она вчера.
Музыкальный руководитель: Мы с вами поиграли и на ярмарке побывали,
нагулялись, напелись и натанцевались! Пора и домой возвращаться!
Слайд № 34. Тройка.
Слайд № 35. Дерево с ленточками.
Трек№9.
А вы знаете, какая есть традиция у жителей города Белгорода?
У Белгородцев есть традиция своя: Когда появится желание,
Ты в руки ленточку скорей бери, на дерево её ты повяжи.
Я предлагаю вам тоже загадать свои желания и повязать на новогоднее дерево
ленточку. ( Дети вешают ленточки).
7.Итог занятия:
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие!
Что вам понравилось больше всего в нашем необычном путешествии по
родному краю? … (ответы детей).
8.Рефлексия.
Слайд№36. Гармошки.
Музыкальный руководитель: (на экране гармошки синего и красного цвета).
Если детям понравилось занятие, то они выбирают гармошку красного цвета.
А если дети испытывали какие-либо трудности, то - синего цвета.
(На экране появляется корзина, в которую дети должны отправить гармошки).
Слайд №37. Салют.
Музыкальный руководитель:
«В синем небе, солнце светит, змейкой вьются облака.
Вы сегодня просто дети, но это лишь пока.
Времени пройдёт не мало, что задумано, свершится.
И талант найдёт дорогу на земле, Где вам довелось родиться».
Педагог прощается с детьми и раздает детям флажки районов и городов
Белгородской области.
Слайд №38.Звучит Гимн Белгородчины.