Напоминание

"Характер дизайна как вида художественно- конструктивной деятельности "


Автор: Нурова Мадина Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124 "Планета детства"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Характер дизайна как вида художественно- конструктивной деятельности "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характер дизайна как вида художественно-конструктивной

деятельности

Понятие «дизайн» является неоднозначным и многоаспектным. Анализ

его семантического поля позволит наиболее точно установить особенности

данного явления, выделив его основные черты, свойства и характеристики,

что

в

дальнейшем

будет

учтено

при

построении

содержания

экспериментальной работы.

Собственно слово «дизайн» происходит непосредственно от латинского

«designare»

-

определять,

которое

в

эпоху

Возрождения

в

Италии

трансформировалось

в

«desegno»

-

различного

рода

рисунки,

проекты

и

идеи

.

Но

сегодня

чаще

всего

трактовка

данного

слова

связывается

с

англоязычным происхождением.

Согласно

Большому

англо-русскому

словарю

слово

«дизайн»

происходит

от

английского

слова

«desing»,

который

в

переводе

может

трактоваться по-разному: как замысел, план, умысел, намерение и цель; как

творческий

замысел,

проект;

как

чертеж,

конструкция,

расчет;

и

как

проектирование и конструирование; и как рисунок, эскиз, узор, композиция;

и даже как искусство композиции или произведение искусства .

Как

отмечает

В.Ю.

Медведев,

в XIX

веке

и

начале XX

века

в

англоязычных странах слово «дизайн» часто «употреблялось по отношению к

ремесленному

творчеству,

декоративно-прикладному

искусству,

искусству

графики, означая «рисунок», «узор», «эскиз», «композиция». В 1919 году

английским художником Дж. Синелом к понятию «дизайн» было введено

уточняющее

определение

– industrial.

Получившиеся

словосочетание

«industrial

design»,

стало

означать

новую

область

художественного

предметного творчества, ориентированную на промышленность с развитой

машинной техникой и рассчитанной на серийное производство продукции.

Данный термин с середины XX века был признан одним из лучших «для

обозначения новой

сферы

художественного

творчества,

его

метода,

результата

(дизайн-продукта)

и

системы

теоретических

положений,

связанных с этой творческой деятельностью».

Следует отметить, что в нашей стране термин «дизайн» появился в 60-

70-х годах XX века. Но долгое время отношение к нему было осторожным и

даже отрицательным, часто данное понятие в трудах отечественных ученых

заменялось

на

такие,

как

«техническая

эстетика»,

«художественно-

конструктивная деятельность» и др.

В

работах

Д.Ю.

Ермиловой,

В.И.

Кулайкина

и

М.М.

Калиничевой

отмечено, что ранее дизайн рассматривался как новая форма существования

искусства,

сложившаяся

в XX веке, в настоящее время все чаще дизайн

понимается

как

универсальная

творческая

деятельность,

которая

стала

наиболее распространенной и востребованной формой творчества .

Несмотря на то, что в течение второй половины XX века понятие

«дизайна» стало использоваться достаточно широко и являлось объектом

многих

научных

исследований,

до

сих

пор

не

сформулировано

его

однозначного определения. Так В.Л. Глазычев, определяет дизайн, как форму

организованности

художественно-проектной

деятельности,

производящей

потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового

потребления . В.Ю. Медведев указывает, что под понятием «дизайн» следует

понимать

«творческий

метод

процесс

и

результат

художественно-

технического

проектирования

промышленных

изделий,

их

комплексов

и

систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия

создаваемых

объектов

и

среды

в

целом

возможностям

и

потребностям

человека как утилитарным, так и эстетическим». Н.В. Воронов отмечает, что

дизайн

это

определенно

новое

и

органичное

соединение

имеющихся

материальных объектов и / или жизненных ситуаций, основанное на методе

компоновки,

нацеленное

на

придание

результатам

данного

соединения

эстетических

качеств

и

оптимизации

взаимодействия

с

человеком

и

обществом .

Анализируя данные определения, можно заключить, что дизайн – это,

прежде

всего,

определенный

вид

творческой

художественно-проектной

деятельности

человека

по

преобразованию

или

созданию

объектов

материальной среды с целью гармоничного сочетания их эстетических и

утилитарных функций.

Дизайн

нельзя

рассматривать

только

как

технический

вид

деятельности, так как он по своей сути является феноменом современной

культуры,

порожденный

взаимодействием

научно-технического

прогресса,

социально-экономических

условий

жизни

общества

и

личностными

потребностями

каждого

человека.

В

связи

с

эти

его

основная

цель

заключается

в

содействии

повышения

качества

жизни

людей,

совершенствовании

социально-культурных

отношений

внутри

общества

через

гармонизацию

предметной

среды

и

ее

структурных

компонентов

различных

сфер

жизнедеятельности

для

удовлетворения

многообразных

материальных и духовных потребностей. Причем конечной целью дизайна

как

деятельности

людей

является

не

только

процесс

преобразования

материального объекта, сколько сам человек, для которого это создается, так

как объект преобразуется согласно его образу, стилю жизни, вкусам, идеалам,

культуре, устремлениям .

Также можно указать, что дизайн как культурный феномен преследует

две цели :

1 цель – объективная – гармонизация элементов материальной среды с

человеком;

2 цель – субъективная – выявление творческих способностей личности

в условиях современного промышленного производства.

Объектами

дизайна

является

огромное

количество

объектов

окружающего

мира.

В

течение XX века практически все виды и группы

бытовых изделий стали объектами деятельности дизайнера: одежда, обувь,

головные

уборы,

посуда,

галантерейные

товары,

игрушки,

украшения,

светильники,

мебель

и

пр.

По

мере

развития

технического

процесса

к

объектам дизайна прибавлялись его продукты, затрагивающие различные

стороны жизни людей: компьютеры, автомобили, телефоны, телевизоры и пр.

К

концу XX

века традицией стало разрабатывать продукты и средства

производства

при

тесном

взаимодействии

дизайнеров

и

инженеров-

конструкторов.

Дизайн сложное и многогранное явление современного существования

общества, на что указывают его функции. По мнению В.Ю. Медведева к

функциям дизайна относятся следующие:

преобразовательная (конструктивно-морфологическая);

познавательная (гносеологическая);

ценностно-ориентационная (аксиологическая);

общения (коммуникативная);

социально-экономической эффективности;

защиты окружающей среды (экологическая);

адаптационная;

воспитательная;

художественная;

гедонистическая (эстетического наслаждения).

Рассмотрим кратко каждую из них.

Преобразовательная

функция

дизайна

это

формирование

окружающей

предметной

среды

и

ее

компонентов

как

«постоянно

развиваемого,

обновляемого

и

совершенствуемого

мира

материально-

художественной культуры».

Познавательная функция дизайна выражена в том, что после создания

объекта,

придание

ему

новой

формы

дизайнером,

окружающие

познают

новые

объективные

его

свойства,

различные

стороны

его

сущности,

касающиеся

функционально-потребительского

и

социально-культурного

назначения.

Аксиологическая

функция

способствует

выражению

в

создаваемых

дизайнером

объектах

определенных

ценностных

отношений.

С

помощью

формы объекта предается ценностно-ориентирующая информация. Стилевые

характеристики объекта раскрывают различного рода ценности социально-

культурного масштаба.

Коммуникативная

функция

дизайна

выражена

в

том,

что

объекты

дизайнерской деятельности несут определенную эстетическую, культурную,

утилитарную

информацию,

выраженную

с

помощью

художественно-

образных средств. По поводу ее понимания и отношения к передаваемой

информации возникает общение между людьми, которые либо зрительно

воспринимают объекты, либо активно их используют.

Функция

социально-экономической

эффективности

выражается

в

соблюдении при создании объектов дизайнерской деятельности принципов

обеспечения рентабельности, прибыльности, экономичности.

Экологическая

функция

дизайна

соотносится

с

соблюдением

актуальных задач охраны природной среды, а также общества в целом от

негативных

факторов

промышленного

производства.

Дизайнер

в

своей

деятельности должен руководствоваться принципом «не навреди», который

находит выражение в использовании экологически безопасных материалов,

технологий и пр., а также применении безопасной утилизации отходов своей

деятельности.

Адаптационная функция дизайна требует создание такого продукта,

который

отвечал

бы

законам

эргономики,

социальной

психологии,

физиологии,

эстетики

и

этики,

т.е.

соответствовал

всем

особенностям

человека или группы людей, для которых предназначен. Но в тоже время

оставлял

бы

возможность

для

самоизменений,

дальнейшей

адаптации

в

процессе активного взаимодействия с социумом.

Воспитательная функция дизайна выражена в том, что любой объект

дизайнерской деятельности должен влиять на повышение культуры, развитие

эстетических ценностей, вкусов и чувств, способствовать разностороннему

развитию личности человека.

Художественная

функция

дизайна

направлена

на

создание

такого

продукта,

объекта

дизайнерской

деятельности,

который

бы

гармонично

сочетал

социально-культурное

и

утилитарно-техническое

назначение,

порождая художественную и эстетическую ценность образа. Как отмечает

В.Ю.

Медведев,

именно

данная

функция

способствует

достижению

«художественной и эстетической ценности продуктов дизайна, превращая

прекрасно-полезные

вещи

в

культурные

образцы,

формирующие

материально-художественную культуру, оказывающую влияние на развитие

духовной культуры общества».

Гедонистическая функция способствует созданию такого дизайнерского

объекта,

который

вызывает

у

человека

положительные

эмоции,

чувства

наслаждения

его

эстетикой,

красотой.

Благодаря

этой

функции

дизайн

преобразовывает

совершенно

обыденные

предметы,

лишенные

иногда

полностью эстетики, в прекрасные объекты, заставляющие людей любоваться

ими, испытывать эстетическое наслаждение.

Исходя

из

обозначенных

функций,

дизайн,

а

точнее

дизайнерская

деятельность решает ряд социально значимых задач.

1

задача

заключается

в

преобразовании

предметной

окружающей

среды,

окружающей

людей

и

соотносящейся

с

различными

сферами

жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом с учетом

социально-культурных,

эстетических,

психологических,

утилитарных

потребностей.

2 задача направлена на обеспечение высокого качества свойств объекта,

оптимальности его структуры, разнообразие ассортимента.

3

задача

определяет

взаимосвязь

социальной

и

экономической

эффективности производства продукта, а также требований экологической

безопасности.

4 задача направлена по повышение общей и художественной культуры,

а также воспитание эстетического вкуса людей.

Анализ

научной

и

учебной

литературы

показал,

что

в

настоящий

момент имеется много направлений и видов дизайна. К основным относятся:

индустриальный

(промышленный)

дизайн,

графический,

дизайн

среды,

дизайн одежды и пр. В каждой группе выделяются определенные подвиды.

Индустриальный или промышленный дизайн направлен на создание

разнообразных

продуктов,

которые

относятся

к

различным

областям

деятельности и жизни человека. В его содержание входят такие подвиды, как

дизайн орудий труда, оборудования, механизмов, бытовой техники, мебели,

транспортный дизайн и пр.

Дизайн

среды

предполагает

создание

разнообразных

объектов,

охватывающих интерьеры помещений, техносреду, архитектуру малых форм,

урбанистическую

среду

в

целом.

Дизайн

одежды

направлен

на

проектирование различных видов швейных изделий и аксессуаров.

Графический

дизайн

один

из

самых

традиционных

и

быстро

развивающихся видов. К нему относится дизайн книгопечатной продукции

(книги, журналы, газеты), дизайн упаковки, плакатной продукции, рекламной

продукции

(видеоролики,

щитовая

реклама,

рекламные

буклеты

и

пр.),

фирменные

знаки

и

стиль.

Наиболее

молодым

подвидом

является

компьютерный дизайн.

Данный вид дизайна, по мнению А. Ярыгиной, является продуктом

синтеза

прикладной

графики

и

предметного

творчества,

основанного

на

широком

использовании

выразительных

средств,

присущим

обоим

видам

художественной деятельности: композиция, линия, цвет, символ, шрифт и пр.

Его произведения, как правило, создаются на плоскости, а в большинстве

случаев материалом является бумага, на котором эти средства приобретают

особую выразительность.

Графический дизайн характеризуется ярко выраженной национальной

направленностью,

так

как

использует

символы,

понятия,

образы,

соотносящиеся с определенной национальной культурой, в условиях которых

он

создается,

или

для

которой

создает. Без графического дизайна трудно

представить формирование общественной среды; он лежит в основе создания

системы визуальной информации».

Следует

отметить,

что

символика,

различные

виды

символов

в

графическом

дизайне

являются

его

особым

средством

выразительности.

«Они могут быть геометрическими или созданными по подобию объектов

реального

мира.

Символы,

как

известно,

обладают

огромной

смысловой

насыщенностью.

Особой

графической

формой,

сочетающей

в

себе

информационную

и

художественную

сторону,

является

шрифт

совокупность букв, цифр и других графических знаков, имеющих общий

рисунок».

Одно

из

ведущих

мест

в

графическом

дизайне

занимает

художественное

оформление,

а

также

создание

этикеток

для

продукции

различного рода. Причем главным требованием при этом выступает простота,

эстетическая направленность, соответствие украшений форме упаковки и

назначению товаров, использование современных материалов.

Все многообразие упаковки: коробки, пакеты, банки, бутылки, тюбики

и

пр.,

может

быть

представлено

в

двух

вариантах

повседневном

и

подарочном. Для первого варианта используются более простые, скромные и

дешевые в изготовлении виды упаковки, для второго – более дорогостоящие,

яркие, необычные.

Сегодня процессу развития графического дизайна присущи следующие

тенденции: «обращение к широким массам людей, поиски художественных

образов, соответствующих быстро меняющимся принципам мировосприятия

в эпоху научно-технического прогресса. При этом многие виды графического

дизайна (дизайн выставочных экспозиций, компьютерный дизайн, и т. д.)

развиваются

настолько

бурно

и

успешно,

что

начинают

выделяться

в

самостоятельные области предметного творчества».

Таким образом, анализ научно-методической и справочной литературы

показывает,

что

дизайн

сложное

явление

современной

социокультурной

жизни каждого человека и общества в целом. Его определяют и как вид

искусства, и как особый вид художественно-конструктивной деятельности,

основанный

на

творческом

начале.

Особенности

дизайн-деятельности

заключаются

в

преобразовании

окружающего

мира

согласно

законам

гармонии,

эстетики,

с

учетом

нужности

и

полезности

окружающего

в

процессе жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. Но

дизайн направлен не только на гармонизацию компонентов окружающей

материальной

среды,

но

на

формирование

творческих

способностей

личности. Выявленные характерологические особенности дизайна помогут в

формулировании

целей

и

в

наполнении

содержания

экспериментальной

работы.



В раздел образования