Напоминание

"Сложение чисел разными знаками"


Автор: Имеева Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ользоновская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Ользоны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сложение чисел разными знаками"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ « Ользоновская средняя школа »

План открытого урока по математике в 6 классе

Тема урока «Сложение чисел с разными знаками»

Разработка учителя математики

МБОУ « Ользоновская средняя школа»

Имеевой Елены Николаевны.

2014 – 2015 учебный год

Урок математики в 6 классе .

Тема:

Сложение и вычитание чисел с разными знаками

.

Тип урока:

открытие новых знаний.

Цели:

Образовательные:

o

помочь учащимся сформулировать правило сложения чисел с разными знаками;

o

провести первичный контроль знаний.

Воспитательные:

o

воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся;

Развивающие:

o

развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления;

o

развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и

делать выводы;

o

активизация самостоятельной деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, с правилами; компьютер, проектор, экран; модели

координатной прямой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

.Цель этапа:1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

1) Дан ряд чисел 7; 9; – 40; 15; – 1; 0; – 7; – 9.

расположите числа в порядке возрастания;

найдите среди них противоположные;

назовите все отрицательные числа среди них.

где на координатной прямой расположены отрицательные числа? положительные

числа?

2) Дидактическая игра “Реши и прочти” с использованием исторического материала.

На доске написаны равенства с пропущенными слагаемыми.

Задание: устно найдите ответы , замените их соответствующими буквами. Расшифровав

слово, запишите его в тетради.

М

Р

Б

А

У

П

Г

Т

-0,2

– 4

– 2

-10

-0,3

-162

– 1

– 21,02

1.

-6 + = -8 (Б)

2.

– 6,5 + = -10,5 (Р)

3.

+ (-3,9) = -13,9 (А)

4.

+(-3,8) = -4 (М)

5.

+ (-26,3) = -36,3 (А)

6.

+(-9,1) = -10,1 (Г)

7.

-0,2 + = -0,5 (У)

8.

-300 + = -462 (П)

9.

-8,14 + = -29,16 (Т)

10. -2/7 + = -72/7 (А)

Вопрос: 1. Какие числа складываются?

2. Расскажите правило сложения отрицательных чисел.

–– Итак, загадано слово – БРАМАГУПТА. Значение этого слова вы узнаете чуть позже.

4. Постановка целей урока.

Вспомним сложение чисел с помощью координатной прямой.

Задание: Сложите числа 8 и -3 , -2 и 6 ,-450 и 130.

8 + (-3) = 5 , -2 + 6 = 4 , -450 + 130 = ??? – можно ли сложить эти числа с

помощью координатной прямой ? Ожидаемый ответ: нет.

Значит наша задача – сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

Итак, сегодня у нас урок открытия новых знаний.

5. Изучение нового материала.

Тема урока: Сложение чисел с разными знаками ( ребята озвучивают сами).

Что ж , начинаем!

У меня карточки со словами:

выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налоги, долг, имущество.

Необходимо их разделить на две группы: слова, которые можно отнести к положительным

числам и слова, которые можно отнести к отрицательным числам.

-Дети разделили:

(+)

(-)

выигрыш проигрыш

взял отдал

зарплата налоги

имущество долг

Вопрос : по каким признакам вы разделили эти слова на две группы таким образом? ( дети

отвечают, рассуждая).

А теперь вернёмся к слову БРАМАГУПТА.

Слайд 1

Итак, загадано слово – БРАМАГУПТА. Вы узнали имя индийского математика

Брамагупта, который жил в VI веке и один из первых стал использовать положительные

и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как

“имущество”, а отрицательные числа – как “долги”. Правила сложения отрицательных и

положительных чисел он выражал так: сумма двух имуществ – имущество.

(+ Х) + (+ Х) = (+ Х)

сумма двух долгов есть долг:

(– Х) + (– Х) = (– Х).

!!!Что же представляет из себя сумма имущества и долга???

Вернёмся к нашим словам.

Задание: Построим математическую модель , описывающую следующие изменения;

результат запишем с помощью положительных и отрицательных чисел.

- доход 5 рублей и расход 8 рублей ; 5 + (-8) =-3

- расход 30 рублей и доход 40 рублей; -30 + 40 = 10

-расход 2000 рублей и доход 7000 рублей; -2000 +7000 = 5000

-уменьшение температуры на 6 гр. и увеличение температуры на 2 гр. ; -6 + 2 = -4

-увеличение уровня воды в реке на 25мм и уменьшение на 40мм; 25 + (-40) = -15

-из автобуса вышли 7 человек , а вошли 6 человек; -7 + 6 = -1

-со склада увезли 4т картофеля, а привезли 10т; -4 + 10 = 6

6.Осознание и осмысление нового материала.

Ребята, а теперь попробуем сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

Дети пытаются, рассуждают и формулируют правило.

Учащимся раздаются карточки с правилами.

Сложение чисел с разными знаками. Правила

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;

2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого,

модуль которого больше.

Например:

7 > 4

4 + ( – 7) = – ( 7 – 4 ) = – 3 ;

13 > 7

13 + ( – 7) = + ( 13 – 7 ) = 6 ;

Ребята читают, рассказывают друг другу; находят сходство и различие в этом и ранее изученном

правилах.

7.Первичное закрепление.

Сложите числа с разными знаками:

Задание 1.

а) 2,7 + ( – 5,7 ) =

б) – 1,7 + 6,8 =

в) – 19,2 + 22,8 =

г) 13,1 + ( – 27,1 ) =

8.Первичный контроль.

Слайд 2

1)

37 + (-56)

2)

-43 +75

3)

4,69 + ( -2,21)

4)

-3,69 + 1,08

Самоконтроль

Слайд 3

1)

37 + (-56) = -19

2)

-43 +75 = 32

3)

4,69 + ( -2,21) = 2,48

4)

-3,69 + 1,08 = -2.61

9. Домашнее задание.

№1081 (1 столбик), №1086.

10.Рефлексия.



В раздел образования