Автор: Кизилова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №49 №Родничок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Родительская пятница на тему: "О чем говорят звуки?"
Раздел: дошкольное образование
Родительская пятница на тему: «О чем говорят звуки?»
О чем говорят звуки?
(звуко-буквенный анализ слов).
Задачи: Познакомить родителей с согласными и гласными звуками. Определять звонкость и
глухость звука. Научить характеризовать гласные и согласные звуки. Сформировать навык
звуко-буквенного анализа.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Подготовить необходимый материал и пособия:
-квадраты синего, зеленого, красного цвета;
-разрезные кассы на каждого родителя
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Современная школа предъявляет ребенку повышенные требования: придя в первый класс,
ребенок должен уметь читать, считать, писать графический диктант. В детском саду, в рамках
занятий по подготовке к школе, знакомим детей со звуками, а затем с буквами, знакомим с
элементарными навыками чтения и письма, развиваем умения работать с разрезной кассой
(выкладывание под диктовку слов, предлагаем упражнения для развития мелкой моторики,
памяти, внимания, мышления.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Уважаемые родители, я предлагаю вам на время стать моими воспитанниками. Сегодня мы
с вами познакомимся со звуками, научимся их характеризовать. Научимся «шифровать»
слова с помощью «квадратов».
- Какие вы знаете гласные звуки? (а, о, у, и, ы, е, ю и т. п.)
- Почему эти звуки называют гласными?
Правильно, когда мы их произносим, выдыхаемый воздух не встречает преграды, и эти звуки
можно спеть. Все гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
- А какие вы знаете согласные звуки? (б, н, п, ж, ш, з, с и т. п.)
Правильно, эти звуки согласные. Когда мы их произносим, выдыхаемый воздух встречает
преграду.
Но мы еще знаем, что согласные звуки бывают разные: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- А как же определить, какой звук, глухой или звонкий?
Сейчас мы с вами это узнаем:
Произнесите звук [З], положите свою ладошку на горло, у вас там зазвенел звоночек? (да)
А теперь произнесите звук [С]. – Звенит звоночек? (нет)
А сейчас заткните уши и произнесите, сначала звук [З], а затем звук [С].
Когда вы произносили звук [З] вы его слышали, потому что он звонкий, а когда произносили
звук [С] вы его не слышали- он глухой.
Аналогично произносятся звуки [б-п], [в-ф].
Согласные звуки бывают твердыми (с «плохим настроением», мы эти звуки обозначаем
синими «квадратами». А бывают мягкими (в «хорошем, добром настроении», когда мы их
произносим, мы улыбаемся. Обозначаем такие звуки зеленым квадратом.
2. Д/и «Зашифруй слово»
А сейчас я вам предлагаю зашифровать слово. У вас на столах квадраты разного цвета.
Выложите перед собой слово, обозначая звуки квадратами.
Например, слово ВАГОН
-Какой первый звук? (В) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (синим) ;
Какой второй звук? (А) -Какой это звук? (гласный, Каким квадратом обозначим? (красным)
-Какой третий звук? (Г) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (синим) ;
-Какой четвертый звук? (О) - какой это звук? (гласный)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (красным) ;
-Какой 5-й звук? (Н) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (синим) .
А сейчас сами зашифруйте слово и мы его проверим.
Слово СИМА
-Какой первый звук? (С) - какой это звук? (согласный, глухой, мягкий)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (зеленым) ;
Какой второй звук? (И) -Какой это звук? (гласный),
Каким квадратом обозначим? (красным) ;
-Какой третий звук? (М) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (синим) ;
-Какой четвертый звук? (А) - какой это звук? (гласный)
- Каким квадратом обозначим этот звук? (красным) .
Правильно вы справились заданием.
3. Работа с разрезной кассой (звуко-буквенный анализ слов)
А сейчас под диктовку выложите слово и к каждой букве слова положите «квадраты». Слово
ДОМИК.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Данная работа ведется для развития грамотной, письменной речи и
предупреждения дисграфии у детей. Эти знания помогут при выполнении упражнений на
развитие
мелкой
моторики
и
ориентировки
на
листе
бумаги,
что
позволит
будущему
первокласснику успешно осваивать школьную программу.