Автор: Исаева Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Глубоковская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г.о. Серебряные Пруды
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема: Подготовка к сочинению на публицистическую тему "Охраняйте леса!"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»
Конспект
урока по русскому языку в 8 классе
Тема: «Подготовка к сочинению на публицистическую
тему
«Охраняйте леса!»»
2016
Цели и задачи:
Обучающие:
1.
Побеседовать о бережном отношении к природе.
2.
Провести работу по сбору и систематизации материала.
3.
Учить работать со статьей.
4.
Обучать таким видам высказываний, как инструкция и агитационное
выступление.
Развивающие:
1.
Развивать память, лексикон.
2.
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
3.
Формировать умения и навыки написания сочинения публицистического
характера о бережном отношении к природе, писать статью в газету.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать в себе любовь к природе, родной Земле, ответственность за
сохранение окружающей среды.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.
Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Учащимся заранее даётся домашнее задание подобрать цитаты, размышления, цифры из
журналов, газет и др., 2 уч-ся готовят инструкцию для туристов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Наличие на партах учебных принадлежностей. Психологическая установка.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа с классом.
1. Вспомним, какие стили речи мы учили? (Художественный, разговорный, официально-
деловой, публицистический.)
2. Вы знаете, что выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой
ситуации. В какой ситуации пользуемся разговорным стилем, а в какой – художественным?
3. А для чего служит публицистический стиль? (Публицистический стиль служит для
воздействия на людей через средства массовой информации.)
4. Где он встречается? (Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, интервью,
ораторской речи.)
5. Чем характеризуется? (Характеризуется наличием общественно-политической лексики,
логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью).
6. В каком жанре может быть раскрыта публицистическая тема? (Публицистическая тема
может быть раскрыта в жанре рассказа, очерка, стихотворения, поэмы, похвального слова,
статьи.)
7. А что такое статья? (Научное или публицистическое сочинение небольшого размера).
8. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Тема сегодняшнего урока: «Подготовка к сочинению на публицистическую тему
«Охраняй лес!»
III. Объяснение.
1. Вступительное слово учителя.
Когда люди встречаются, они желают друг другу здоровья и говорят:
«Здравствуйте!» Здравствуйте, ребята! Здравствуйте учителя! Здравствуй природа!
Здравствуйте поля, леса, реки! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только
с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может
быть, до сих пор на Земле жили бы те животные и растения, которых уничтожил сам
человек. Уничтожение продолжается и сейчас! Люди убивают животных и птиц,
вырывают с корнем цветы, оставляют непотушенные костры в лесу, выбрасывают мусор в
водоемы. И когда слышишь «Человек – царь природы», то спрашиваешь: «А что он
представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста
листьев?» Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только
ждет от нас бережного и доброго отношения к себе. Сегодня мы с вами должны собрать
материал к сочинению. Тема предстоящего сочинения - охрана природы – очень важная
тема. Забота о лесе, о земле, о реках и чистом воздухе, о растительном и животном мире
дело каждого человека: и взрослого, и ребенка. Эпиграфом к нашему уроку станут строки
из стихотворения А. Кардакова:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм…
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
- Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф. Напоминаю, эпиграф пишется справа
без кавычек.
Как сделать, чтобы сохранить все это богатство, этот храм природы?
Формы такой деятельности различны. Например, можно выступить с агитационной
речью перед какой-либо аудиторией. Агитационная речь должна волновать слушателей,
вызывать у них стремление сделать то, к чему призывает их выступающий. Поэтому в
агитационных высказываниях используются яркие сравнения, метафоры, обращения и т.д.
2. Беседа с классом.
1. Что такое лес? (Лес – это шпалы для железной дороги, бумага, мебель, вискоза, ацетон,
глицерин, кино- и фотопленка и многое другое. Лес – это речка, богатая рыбой, лес – это
богатый урожай.)
2. Какое значение имеет лес в нашей жизни?
(
Значение леса в жизни человека неоценимо.
Лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.
Леса очищают воздух и воду от загрязнения и токсинов, защищают реки и поля от
ветровой и водной эрозии, они во много раз больше, чем водная поверхность, увлажняют
воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Лесные
насаждения, парки, скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах, являются
основным поставщиком кислорода для людей. Известно, что один гектар леса за один час
вырабатывает кислорода столько, сколько требуется для дыхания двухсот человек. Истина
о том, что леса являются «легкими» нашей планеты, общеизвестна.)
3. Анализ текста В. Строкова (почетного члена Всероссийского общества охраны
природы) «Заветная поляна».
а) Слово учителя.
Сейчас я вам прочитаю текст Вячеслава Всеволодовича Строкова «Заветная
поляна». Но вначале несколько слов о самом авторе.
(на слайде фото В.В. Строкова и краткое сообщение о нем)
Вячеслав Всеволодович Строков (29 октября 1909(19091029) - 6 июля 1984) - известный
российский зоолог и писатель, пропагандист охраны природы. Автор около 150-ти
научных и научно-популярных книг и статей по орнитологии, энтомологии и лесоводству.
Наибольшее признание получили его книги «Пернатые друзья лесов» (М., 1960 и 1975),
«Леса и их обитатели» (М.,1966), «Звери и птицы наших лесов» (М., 1961, 1964, 1973 и
1975).
По словам Председателя Северо-Осетинского отделения Союза охраны птиц
России Ю.Е.Комарова, «В. В. Строков по справедливости считается одним из наиболее
крупных орнитологов середины XX столетия. Им разработан ряд положений о птицах
культурного ландшафта. Он является также одним из основателей метода привлечения
птиц в полезащитные лесополосы… Как учёный В. В. Строков внёс значительный вклад в
региональную орнитологию (Кавказ, Центр и Северо-Запад России), в частную экологию,
зоогеографию, орнитологию культурных ландшафтов, теорию и практику привлечения
птиц и в орнитологическую педагогику».
С 1957 по 1961 и с 1966 по 1984 годы тесно сотрудничал с редакцией журнала
«Юный натуралист», постоянно публикуя в нём заметки и ежедневно отвечая письмами на
многочисленные вопросы детей.
(На столах учеников текст В. Строкова)
- Не так давно, года два или три назад, вел я в лесу наблюдения за птицами.
Уходил с лесником из дому рано утром. Путь наш лежал через большую поляну, где
белый ковер ромашек был так плотен, что они не успевали цвести и распускались
поочередно чуть ли не до осени. Здесь всегда встречала нас беспрестанным
стрекотанием сорока – охраняла гнездо с птенцами, которое находилось неподалеку,
в густом осиннике. Молодые березы выбегали к самому краю поляны, некоторые
забредали по колено в желто-белую цветочную кипень. Хорошее было место!
Но однажды случилось непредвиденное. Возле поляны встретила нас какая-то
неприятная тишина. Не было слышно сороки, молчали пеночки… Подошли мы
поближе и остановились, не узнавая знакомого места. Словно дорожные катки
проехали по поляне. Все смято, ромашки затоптаны. Под деревьями охапки
нарванной травы. Березки с краю поляны порублены, а под высокими пеньками
чернели пятна кострищ, возле которых еще дымились головешки неубранных жердей.
Грустная картина!
Мой спутник-лесник при виде такого разгрома покраснел, будто его сильно
обидели, и сказал зло: «Туристы были!»
Было больно слышать такие слова. Ведь совсем немного нужно, чтобы в
туристских походах, на привале не наносить ущерба природе. Следует соблюдать
лишь самые элементарные правила.
Итак, вы в походе!
Какой поход обходится без костра! Только разводить его нужно осторожно. А
потом сжечь в нем весь мусор. Хуже с консервными банками. Для них нужно вырыть
яму, сложить туда и засыпать землей. Костер лучше всего залить водой или
засыпать землей. Никогда не уходите из леса, не убедившись, что костер прогорел
совсем! Убедились? Тогда в путь!
Как быть с грибами? Их надо срезать, а не выдирать или выкручивать. Иначе
повредите грибницу. Она засохнет, и тогда – прощай, грибное место! Не живите
одним днем! Берегите грибницу, чтобы в наших лесах всегда были грибы!
Попадутся в походах вам и гнезда. С яичками или даже с птенцами. Интересно
посмотреть? Конечно. Но смотрите издали, не тревожьте птиц-родителей. Даже
если вы и не тронете гнезда, обеспокоенные родители могут бросить его. Таков
инстинкт! Так зачем же быть виновником лесной трагедии?
А как быть с цветами, с букетами? Разве их не собирать? Конечно, собирать.
Черемухи, например, можно наломать. Но не охапку вроде веника, а небольшой букет.
Ведь черемуха – ягодник, ее плоды нужны птицам.
Поход окончен, пора домой. Тщательно осмотрите на прощание лесную поляну.
Все ли вы убрали? Все ли сделали так, чтобы через день-два она приняла свой
прежний вид? Тогда новая встреча с ней будет еще радостней. Молодые березки
выбегут к самому краю поляны… Придет лесник на место вашего постоянного
привала, посмотрит на заветную поляну и скажет, радостно скажет: «Туристы
были! Молодцы!»
б) Вопросы классу:
1.
К кому обращается автор в своем выступлении? (К туристам, уходящим в лесной
поход.)
2.
Какую задачу ставит перед собой автор? (Убедить ребят в том, что в лесу нужно
соблюдать определенные правила поведения.)
3.
Объясняет ли автор почему нужно соблюдать эти правила? (Да, автор подробно
объясняет и доказывает, что соблюдать эти правила необходимо.)
4.
Какой прием применяет писатель, чтобы привлечь внимание к основной мысли,
повлиять на чувства слушающих? (Прием контраста. Он описывает поляну до
прихода туристов и после их посещения.)
5.
Как В. Строков привлекает внимание слушателей, читателей к отдельным правилам
поведения? (Употребляет восклицательные предложения, обращения, ставит
риторические вопросы.) (привести примеры)
6.
Какие предложения по цели высказывания встречаются здесь чаще, чем в текстах
описательных или повествовательных? Почему? (Побудительные, потому что
целью агитационного выступления являются побуждения к конкретным
действиям.)
7.
Зачем автору понадобилось передавать слова лесника? (Этими словами автор
выражает общественную оценку поведения туристов.)
4. Работа над началом агитационного выступления.
а) Слово учителя.
Готовясь к агитационному выступлению, важно тщательно продумать его начало и
конец. В качестве вступления можно использовать какую-то цитату, фрагменты письма,
эпизод рассказа, случай из жизни, интересный фактический или статистический материал.
В качестве домашнего задания вы должны были подобрать цитаты, письма, размышления,
раздумья, рассуждения, цифры из журналов, газет и т.д. Попробуем подобрать вступление
к агитационному выступлению.
б) Вопросы классу.
1. Что угрожает лесам сейчас, в наше время? (Неправильные вырубки; пожары,
возникающие от непотушенного костра, брошенного окурка и т.д.)
2. Кто является врагами леса? (Врагами леса являются насекомые: сосновый шелкопряд,
жуки-короеды, майский жук и др.)
3. А кто же друзья леса? (Друзья леса – это птицы, муравьи, которые способствуют
расселению леса и уничтожают вредителей.)
в) Чтение и анализ материала, собранного учащимися.
(Дома учащиеся подготовили интересные данные о птицах, муравьях, живущих в лесу)
– Интересные данные о птицах и муравьях, живущих в лесу, растениях.
1. На одном гектаре леса муравьи съедают около 30кг. личинок и гусениц.
2. За один день муравьи притащили в муравейник: 4500 ложногусениц соснового
пильщика, 3500 – гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой
листовертки.
3. Для кормления своих птенцов мухоловка-пеструшка делает 37 вылетов в час.
4. Каждый год растения выделяют в атмосферу 3млрд. тонн кислорода! Каждый год они
поглощают около 400млн. тонн углекислого газа! Вот так дышит наша планета! И легкие
ее – лес
Вопрос классу. Что же нужно делать, чтобы охранять лес? (Охранять птиц, живущих в
лесу; надо соблюдать определенные правила при разведении костра и т.д.)
Слово учителя. Разоряют птичьи гнезда, разрушают муравейники в основном младшие
школьники, подростки. Разводят костры, бросают бумагу, бутылки, рубят лес чаще всего
взрослые. Поэтому, готовясь к агитационному выступлению, необходимо учитывать не
только то, с какой целью вы будете выступать, но и перед кем выступать.
IV. Закрепление.
1. Анализ агитационных выступлений. (На слайде даны агитационные
выступления. Читаем два высказывания: одно для взрослых, другое для ребят.)
1. Уважаемые взрослые!
Наступило долгожданное воскресенье. Всем хочется отдохнуть на лоне
природы, искупаться, подышать свежим воздухом. И все устремляются в чудесный
лес. Но после ухода туристов бывает ли наш лес чудесным? Все вытоптано, везде
бутылки и консервные банки. Очень часто бывают пожары. А молодые березки и
осинки! Где они? Туристы рубят их для костров. А разве увидишь где-нибудь белую
кувшинку? Сколько видов травянистых растений исчезло за последние годы! Ведь все
везут из леса не букеты цветов, а охапки! И домой приносят лишь никуда не нужные
веники!
А что остается на лугах?
Весной, летом и осенью лес наполнен не пением птиц, не шелестом листков, а
гудками автомобилей и фырканьем мотоциклов. Горожане приехали за грибами. Но
зачем же тогда портить грибницу, которой, может быть, 300 лет?
Дорогие взрослые! Мы сами должны уберечь лес от самих себя! Любите лес,
ведь он наш зеленый друг!
2. Дорогие ребята!
Лес – наше богатство. Но, к сожалению, не все понимают это. Дети разоряют
птичьи гнезда, муравейники и тем самым наносят большой ущерб природе. А знаете
ли вы, что за один день муравьи на одном гектаре леса съедают 30 кг. личинок и
гусениц, что за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500
ложногусениц соснового пильщика; 3500 гусениц сосновой совки; 7500 гусениц и 500
куколок дубовой листовертки? Достаточно одного муравейника на гектар, чтобы
сберечь хвойные леса от вредителей.
А много ли птичьих гнезд сохраняется возле лагерей? И кто в этом виноват?
Виновниками обеднения природы нередко являемся мы сами. А ведь птицы приносят
огромную пользу. Например, синица уничтожает в день вредителей столько, сколько
весит сама. Оберегайте природу, и тогда «похоронному списку» исчезнувших птиц,
зверей, растений, придет конец.
2. Знакомство с инструкцией.
Вопросы классу
1.
Для слушателей какого возраста мы прочитали агитационные выступления?
2.
Какие конкретные факты агитаторы приводят в своих выступлениях для взрослых,
для детей?
3.
Используются ли выразительные средства языка, характерные для агитационного
выступления, какие? (Риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные
слова, обращения, употребление однородных членов предложения.)
4.
А есть ли в этих выступлениях примеры, указывающие на то, какую конкретную
помощь можно и нужно оказывать лесу? (Нет.)
Слово учителя (обобщаю оценку высказываний)
Существует специальный тип речи, в котором точно и конкретно, в виде правил
указываются необходимые для чего-либо запрещенные действия.
Вопросы классу.
1. Как это можно назвать одним словом? (Инструкция)
Например: Центральный совет Всероссийского общества охраны природы
поручает вам провести учет муравейников лесных рыжих муравьев.
Для этого подсчитайте, сколько муравейников находится на обследуемом вами
участке леса. На план этого участка, сделанный вами, нанесите
местонахождение муравейников, выделив особо крупные колонии. Определите
размер муравейников и укажите их размеры на плане. Все сведения передайте в
лесхоз. Муравейники постарайтесь огородить. Хорошо в лесу установить
плакаты, призывающие оберегать муравейники.
2. Можно ли это высказывание назвать побудительным? (Да, основная задача авторов
– побудить к перечисленным действиям.)
3. Можно ли назвать это выступление агитационным? (Нет, в этом выступлении
отсутствует выступление и аргументация, авторы не пытаются воздействовать на
чувства слушающих, в языке нет никаких образных средств. Это деловая речь,
инструкция.)
4. В каких случаях составляется инструкция? (Инструкция составляется в тех случаях,
когда необходимо строго соблюдать определенные правила поведения где-либо, в
спортивной игре, на уроке технологии, физики и т.д.)
Знакомство с инструкциями для туристов-школьников.
(Слайд. Читаю свою инструкцию для туристов)
Инструкция
1.
В лесу нельзя громко кричать, ходить гурьбой, ломать деревья и кустарники.
2.
Место для привала выбирайте вдали от птичьих гнезд. На привале соберите
разбросанные в лесу бумажки, консервные банки, битое стекло.
3.
Костер разводите с подветренной стороны, в ямке. Дерн нужно обязательно
отвалить пластом. Для костра нужно использовать сушняк и шишки. Когда
костер погаснет, ямку снова закройте дерном.
4.
Не рвите цветы охапками.
5.
Не разрушайте грибницы.
6.
Никогда не ловите и не берите домой птенцов, ежат.
7.
Если встретите муравейник, поставьте ограждение из кольев.
8.
В походе ведите дневник, в котором отмечайте состояние леса. На карту похода
занесите все муравейники, деревья-долгожители, редкие растения.
Берегите лес!
(2 учащихся читают свои инструкции – домашнее задание)
V. Подведение итогов.
1. Вопрос классу.
1.
Каково значение и особенности агитационных выступлений? (Агитационная
речь должна волновать слушателей, вызывать у них стремление выполнить то, к
чему
призывает
выступающий.
В
них
используются
яркие
сравнения,
метафоры, риторические вопросы, обращения и др.)
2.
Каково значение инструкции? (Она призывают строго выполнять правила.)
2. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-статью в газету «Охраняйте леса!» Статью могут читать и
взрослые и дети. Поэтому в статье можно использовать как материал агитационных
выступлений, так и составленную инструкцию.