Напоминание

: Использование нетрадиционных техник рисования в художественно- эстетической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Арапова Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1164
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Инклюзивное образование
Тема: : Использование нетрадиционных техник рисования в художественно- эстетической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Г. Москва

ГБОУ школа №1164 Дошкольное отделение

Тема: Использование нетрадиционных техник рисования

в художественно- эстетической деятельности детей с ограниченными

возможностями здоровья

Подготовила: Арапова О.М.

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-

эстетической деятельности детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом

развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза,

сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять

особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали,

передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с

натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся

рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Детей с ОВЗ

(задержка психического развития, умственная отсталость легкой

степени, двигательные нарушения, нарушения зрения, речи)

характеризует

отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в

формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-

синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена

активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным

операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и

представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная

работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная

отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение

зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при

возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для

двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции

движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их

движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное

время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся

неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них

отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе

отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на

занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не

знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая

эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской

деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому

коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на

формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта

деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому

использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения

приобретают высокую коррекционную значимость.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений

детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с

ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и

подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют

рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать

изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью

природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев

рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с

новыми цветами, их оттенками при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается

познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу,

происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает

толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы,

проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного

соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся

планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения

стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное

настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом

рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития

зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по

рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у

них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,

отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные

возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.

Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут

способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных

детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные

движения руками постепенно становятся более тонкими и точными

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует

развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной

сферы учеников с ОВЗ в целом.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения

решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке,

создавая сюжет;

2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания

выразительного сюжетного изображения;

4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать

необходимое оборудование, определять последовательность действий;

5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую

моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие,

память, внимание, мышление, связную устную речь.

7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

8. учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное

увеличение самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности.

Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному

созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности

создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и

таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление

отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление

школьников дополнить замысел новыми деталями, образами.

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ЗПР происходит в

следующих направлениях:

1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к

сюжетному рисованию;

2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

сложным;

3. от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению

таких, которые необходимо самим изготовить;

4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник

изображения;

6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов

нетрадиционными техниками.

С особыми детьми возможно использовать следующие нетрадиционные техники

рисования:

-рисование пальчиками,

-рисование ладошкой

-рисование цветным клейстером

-тычок жесткой кистью

-оттиск печатками

-рисование поролоном

-отпечатки листьев

-рисование мятой бумагой

-набрызг

-воздушные фломастеры (блопены)

-монотипия (предметная и пейзажная)

-кляксография

-раздувание краски

-рисование свечой или восковыми мелками

-рисование веревочкой

-рисование ватной палочкой

-рисование акварелью по туши

-рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)

Детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они

проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей:

преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными,

внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций,

повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета,

формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется

активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи

родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной

самостоятельной деятельности.

Очень важным этапом в развитии личности ребенка с ограниченными

возможностями является познание. Арт-терапия с детьми с ОВЗ позволяет

развивать ту часть мозга, которая отвечает за решение задач, а также адаптацию

к окружающему миру. Кроме терапии, связанной с изобразительным искусством,

могут применяться такие способы, как музыка и танцы. Выбор метода воспитания

и развития личности во многом зависит от возраста, сложности дефектов, а также

психологических особенностей детей.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает

совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является

цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог

смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет

сигналом к его эмоциональному состоянию. Помимо того, что арт-терапия дает

возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает

возможность раскрыть художественные способности.

После выполнения работы по рисованию учитель обязательно проводит беседу с

ребенком. В результате такого общения у малыша появляются коммуникативные

навыки, а педагог выясняет важные для себя особенности: что составило

трудность во время рисования, почему он решил выбрать тот или иной цвет, что в

работе нравится, а что хотел бы изменить. Важно учесть, были ли у ребенка

колебания в настроении во время творческого процесса, и какими они стали после

его окончания. Вопросы могут зависеть от сложности ОВЗ.

Чтобы анализировать рисунок ребенка, педагог должен учитывать

следующие нюансы:

насколько быстро он был сделан;

какой характер имеют формы и линии на изображении;

какие цветовые тона будут преобладающими. Так, яркие краски говорят о

том, что ребенок имеет творческое начало, а темные – о серьезных

внутренних переживаниях. Светлые краски на рисунке, по мнению

психологов, являются признаком чистой души и внутренней доброты.

Виды рисования в качестве терапевтического эффекта для детей с ОВЗ

Существует такие варианты арт-терапии:

1.

ИЗО. Для такого творчества используются краски и листы бумаги. Красок

должно быть как можно больше, чтобы ребенку было легко выбрать тот

цвет, который отражает его внутреннее состояние. Иногда педагог включает

музыкальные записи, что позволяет создать расслабляющую обстановку.

Суть этого метода такая: каждому ребенку дается лист бумаги и

предлагается нарисовать то, что он хочет. Если ребенок никак не может

придумать, то учитель может подсказать ему. С помощью рисования можно

развить социальный аспект жизни. Для этого дети собираются в группу по 3-

5 человек. Им дается лист больше стандартного размера, на котором они

должны нарисовать что-то общее. При этом рисунок не будет иметь границ

для каждого отдельного участника. Во время рисования дети могут

общаться, если им захочется, или каждый рисует отдельно. При этом

неважно, чтобы общий или отдельный рисунок имел какой-то смысл. После

творческого процесса очень важно провести анализ. Для этого все дети

собираются и им задаются вопросы: какие у них были чувства во время

рисования, удалось ли им передать это. Считается, что округлые формы

свидетельствуют об устойчивости психики и хорошей приспосабливаемости

к окружающим.

2.

Свободные действия. В этом случае все дети будут рисовать

индивидуально. Но анализ рисунка будет проводиться в коллективе. Кроме

того, что о рисунке рассказывает сам автор, о нем еще могут высказаться

другие участники.

3.

Коммуникативное ИЗО. Совместное рисование группой в таком случае

проводится с исключением вербальных контактов, несмотря на то, что у них

должна быть одна тема изображения. В итоге идет оценка отношений ребят,

которые сложились в процессе работы.

4.

Совместное творчество. Во время этого процесса педагог анализирует,

каким образом происходит процесс построения отношений с другими

членами коллектива. Таким образом, психологам будет проще определить, в

какой части коллектива ребенок с ОВЗ себя лучше ощущает, комфортно ли

ему или нет.

5.

Дополнительное ИЗО. Начав рисовать что-то одно, ребенок отдает свой

листок по кругу, и каждый участник добавляет на иллюстрацию что-то

индивидуальное.

Благодаря арт-терапии можно лучше понять ребенка, активизировать его

взаимоотношения с коллективом и увидеть отражение внутренних мыслей

ученика, которые могут нуждаться в корректировке специалистом.



В раздел образования