Автор: Мокринская Елена Александровна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Радость"
Населённый пункт: р.п.Базарный Карабулак Саратовской области
Наименование материала: гендерное воспитание
Тема: Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Учёт гендерных особенностей детей
в физическом направлении развития
дошкольников
«От того ,как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Гендер – социальный пол, психологический пол, полоролевые
отношения. Гендерное воспитание – это организация педагогического
процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей.
Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом
здоровьесбережения.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого
педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать
мужчин
и
женщин,
а
не
бесполых
существ,
растерявших
преимущества своего пола.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество
исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные
требования индивидуального подхода к формированию личности не могут
игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это
биосоциокультурные характеристики.
Именно
в
период
раннего
и
дошкольного
детства
у
всех
малышей,
независимо от их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум
годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он
– мальчик или девочка. С четырех до семи лет формируется гендерная
устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а
девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо
от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
В период дошкольного детства у детей до 7 лет имеются половые
различия в динамике формирования основных движений, физических качеств
и двигательной активности.
Рассмотрим
личностные
качества
мальчиков
и
девочек
в
период
дошкольного детства.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
сила, смелость
слабость, робость
необидчивость, нетерпеливость
обидчивость, ранимость терпеливость
познавательные процессы
предпочтение движений
предпочтение покоя
умение мыслить глобально
умение разбираться в деталях
завышенная самооценка
заниженная самооценка
физические различия
большая мышечная
масса к трем годам
большее присутствие
жировой ткани по сравнению с
мышцами к трем годам
на игровой площадке занимают
больше места
собираются в группки на
меньшей площади, часто толпятся
игры активные и энергичные,
соревновательные и агрессивные
игры на игровой площадке
спокойнее, менее активные
игры связаны с физическим контактом
в играх большую часть времени более
коллективные
непрерывным действием
занимают поочередные действия и
скрытая конкуренция
в качестве друзей выбирают детей
своего пола
качестве друзей выбирают детей своего
пола
эмоции выражают через действие
эмоции выражают словами
Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в
процессе игр и занятий физической культурой у мальчиков большее место
занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов
в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят
игры с мячом, скакалкой, лентой.
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше
получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться
играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще
всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они
легче
справляются
с
упражнениями
на
равновесие.
Если
есть
бревно,
мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как
девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая
от
этого
удовольствие.
Девочки
по
сравнению
с
ма льчиками
характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими
результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;
большей
гибкостью
в
поясничном
и
тазобедренном
суставах;
большими
результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по
сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м;
большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях
набивного мяча массой 1 кг.
Мальчишескую
двигательную
активность
отличают: простота,
угловатость;
силовой,
атлетический
стиль;
четкая
целенаправленность;
отсутствие
вычурности,
эстетической
завершенности;
элементы
атаки,
нападения,
преследования.
Движения
девочек
чаще
всего
бывают:
пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой,
жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой,
танцами;
в
преобладающем
«координационном»
стиле,
в
противовес
«силовому» у мальчиков.
Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки
лишены
скромности,
нежности,
терпения,
не
умеют
мирно
разрешать
конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,
слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у
них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Современная
ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских
качеств
(мягкости,
заботливости,
женственности),
но
и
решимости,
инициативности,
умения
отстаивать
свои
интересы.
В
мальчиках
так
же
нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность
потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в
ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников. Таким образом,
деятельность детского сада по данному вопросу выстроилась в четырех
направлениях:
- знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях
девочек и мальчиков, об особенностях их воспитания и обучения;
- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу;
- построение развивающей среды;
- построение модели процесса.
- популяризация гендерного воспитания среди родителей.
Учитывая все различия в развитии двигательных функций мальчиков и
девочек, я стараюсь осуществлять дифференцированный подход к ним в
процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в
том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе
специально организованной деятельности развиваются физические качества,
которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
В старшем дошкольном возрасте наряду с такими видами НОД, как
учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, провожу занятия полоролевые.
Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия,
поэтому использую следующие методические приёмы для учёта половых
особенностей дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для
девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз от скамейки, а
мальчики от пола 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1
минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а
мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд
упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек
они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для
овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и
наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует разных методических
подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и
подготовительных упражнений, использование вспомогательного
оборудования и т.п.
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а
девочки – пчелки).
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и
мальчикам я предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же
движений: от мальчиков требую большей четкости, ритмичности, затраты
дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,
выразительности, грациозности).
8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают
только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек –
тяжелое оборудование).
9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в
их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово
«молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с
более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении»,
«Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой,
кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
10. Чаще напоминаю мальчикам о способах выполнения, о требованиях к
качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке»
отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в
плане тактильно-мышечных ощущений.
11. В работе с девочками чаще прибегаю к образцу, имитации, словесным
указаниям.
12. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Для организации и проведения таких физкультурных занятий я разработала
варианты двигательной деятельности:
- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где
часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;
- занятия по подгруппам;
- «интегрированный вариант». когда дети другого пола демонстрируют свое
мастерство.
Педагогический
процесс
при
таком
подходе
имеет
различную
направленность.
Для
мальчиков
–
это
развитие
быстроты,
физической
и
силовой
выносливости,
воспитание
выдержки,
смелости;
для
девочек
–
развитие
чувства
ритма,
красоты
движений,
гибкости.
Специфика
такой
деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а
в
процессе
идет
углубленное
понимание
половой
принадлежности
«Я-
мальчик», « Я- девочка».
Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и
заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в
основной
части
занятия
они
делятся
на
подгруппы
и
каждая
группа
выполняет свое задание).
Например, подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения
на
высокой
перекладине
рекомендуются
мальчикам
и
выполняются
из
положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на
низкой
перекладине
–
для
девочек
–
выполняются
хватом
сверху
из
положения виса лежа.
Упражнения с мячом – мальчики в парах учатся делать пас ногой друг
другу, а девочки отбивают мяч о стенку с различными заданиями ( хлопки,
повороты) и.т.д.
В каждое занятие включаю работу по воспитанию правильной осанки,
постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать
еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.
Подобный подход учитываю в подборе общеразвивающих упражнений
для
развития
и
укрепления
мышц
плечевого
пояса,
используя
разные
предметы, по выбору детей: для мальчиков – гантели, мячи,
кегли; для
девочек
–
косички,
ленты,
обручи,
для
развития
и
укрепления
мышц
брюшного
пояса
и
спины
предлагаю
разное
исходное
положение;
в
упражнениях на развитие силы мышц – различную дозировку.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста
в игровой деятельности.
В подвижных играх дети принимают разные роли в
зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и
снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние для
мальчиков: «ров» - шире, бег - дальше.
Учитывая эту разделительную тенденцию, провожу подвижные игры, исходя
из интересов мальчиков и девочек. В подвижной игре «охотники и птицы»
дети
тренируются
в
метании,
при
этом
мальчики
изображают
орлов,
демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в
своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте, а так же провожу
подвижные
игры:
например,
для
мальчиков
«Водолазы»,
«Пожарные»,
«Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
На физкультурных праздниках использую показательные выступления,
на
которых
мальчики
демонстрируют
свое
мастерство
в
силе,
ловкости,
быстроте,
а
девочки
состязаются
в
гибкости,
грации,
двигательном
творчестве.
Я
убеждена,
что
занятия
физическими
упражнениями
должны
занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие
возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности
у девочек. Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов,
не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что
внедрению
здоровьесбережения
способствует
использование
комплекса
методов
и
приемов
дифференцированного
подхода
с
учетом
гендерных
различий в физическом воспитании дошкольников.
Но следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и
индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда
девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской»
направленностью, и наоборот.