Напоминание

Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников


Автор: Мокринская Елена Александровна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Радость"
Населённый пункт: р.п.Базарный Карабулак Саратовской области
Наименование материала: гендерное воспитание
Тема: Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учёт гендерных особенностей детей

в физическом направлении развития

дошкольников

«От того ,как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

Гендер – социальный пол, психологический пол, полоролевые

отношения. Гендерное воспитание – это организация педагогического

процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей.

Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом

здоровьесбережения.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого

педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те

уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим

воспитать

мужчин

и

женщин,

а

не

бесполых

существ,

растерявших

преимущества своего пола.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество

исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные

требования индивидуального подхода к формированию личности не могут

игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это

биосоциокультурные характеристики.

Именно

в

период

раннего

и

дошкольного

детства

у

всех

малышей,

независимо от их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум

годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он

– мальчик или девочка. С четырех до семи лет формируется гендерная

устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а

девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо

от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

В период дошкольного детства у детей до 7 лет имеются половые

различия в динамике формирования основных движений, физических качеств

и двигательной активности.

Рассмотрим

личностные

качества

мальчиков

и

девочек

в

период

дошкольного детства.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

сила, смелость

слабость, робость

необидчивость, нетерпеливость

обидчивость, ранимость терпеливость

познавательные процессы

предпочтение движений

предпочтение покоя

умение мыслить глобально

умение разбираться в деталях

завышенная самооценка

заниженная самооценка

физические различия

большая мышечная

масса к трем годам

большее присутствие

жировой ткани по сравнению с

мышцами к трем годам

на игровой площадке занимают

больше места

собираются в группки на

меньшей площади, часто толпятся

игры активные и энергичные,

соревновательные и агрессивные

игры на игровой площадке

спокойнее, менее активные

игры связаны с физическим контактом

в играх большую часть времени более

коллективные

непрерывным действием

занимают поочередные действия и

скрытая конкуренция

в качестве друзей выбирают детей

своего пола

качестве друзей выбирают детей своего

пола

эмоции выражают через действие

эмоции выражают словами

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в

процессе игр и занятий физической культурой у мальчиков большее место

занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов

в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят

игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше

получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться

играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.

Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще

всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они

легче

справляются

с

упражнениями

на

равновесие.

Если

есть

бревно,

мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как

девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая

от

этого

удовольствие.

Девочки

по

сравнению

с

ма льчиками

характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими

результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;

большей

гибкостью

в

поясничном

и

тазобедренном

суставах;

большими

результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по

сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м;

большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях

набивного мяча массой 1 кг.

Мальчишескую

двигательную

активность

отличают: простота,

угловатость;

силовой,

атлетический

стиль;

четкая

целенаправленность;

отсутствие

вычурности,

эстетической

завершенности;

элементы

атаки,

нападения,

преследования.

Движения

девочек

чаще

всего

бывают:

пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой,

жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой,

танцами;

в

преобладающем

«координационном»

стиле,

в

противовес

«силовому» у мальчиков.

Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки

лишены

скромности,

нежности,

терпения,

не

умеют

мирно

разрешать

конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,

слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у

них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Современная

ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских

качеств

(мягкости,

заботливости,

женственности),

но

и

решимости,

инициативности,

умения

отстаивать

свои

интересы.

В

мальчиках

так

же

нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность

потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в

ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников. Таким образом,

деятельность детского сада по данному вопросу выстроилась в четырех

направлениях:

- знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях

девочек и мальчиков, об особенностях их воспитания и обучения;

- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу;

- построение развивающей среды;

- построение модели процесса.

- популяризация гендерного воспитания среди родителей.

Учитывая все различия в развитии двигательных функций мальчиков и

девочек, я стараюсь осуществлять дифференцированный подход к ним в

процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в

том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе

специально организованной деятельности развиваются физические качества,

которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

В старшем дошкольном возрасте наряду с такими видами НОД, как

учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, провожу занятия полоролевые.

Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия,

поэтому использую следующие методические приёмы для учёта половых

особенностей дошкольников:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для

девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз от скамейки, а

мальчики от пола 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1

минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а

мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд

упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек

они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для

овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и

наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует разных методических

подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и

подготовительных упражнений, использование вспомогательного

оборудования и т.п.

6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а

девочки – пчелки).

7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и

мальчикам я предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же

движений: от мальчиков требую большей четкости, ритмичности, затраты

дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,

выразительности, грациозности).

8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают

только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек –

тяжелое оборудование).

9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в

их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово

«молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с

более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении»,

«Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой,

кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

10. Чаще напоминаю мальчикам о способах выполнения, о требованиях к

качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке»

отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в

плане тактильно-мышечных ощущений.

11. В работе с девочками чаще прибегаю к образцу, имитации, словесным

указаниям.

12. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Для организации и проведения таких физкультурных занятий я разработала

варианты двигательной деятельности:

- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где

часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;

- занятия по подгруппам;

- «интегрированный вариант». когда дети другого пола демонстрируют свое

мастерство.

Педагогический

процесс

при

таком

подходе

имеет

различную

направленность.

Для

мальчиков

это

развитие

быстроты,

физической

и

силовой

выносливости,

воспитание

выдержки,

смелости;

для

девочек

развитие

чувства

ритма,

красоты

движений,

гибкости.

Специфика

такой

деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а

в

процессе

идет

углубленное

понимание

половой

принадлежности

«Я-

мальчик», « Я- девочка».

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и

заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в

основной

части

занятия

они

делятся

на

подгруппы

и

каждая

группа

выполняет свое задание).

Например, подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения

на

высокой

перекладине

рекомендуются

мальчикам

и

выполняются

из

положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на

низкой

перекладине

для

девочек

выполняются

хватом

сверху

из

положения виса лежа.

Упражнения с мячом – мальчики в парах учатся делать пас ногой друг

другу, а девочки отбивают мяч о стенку с различными заданиями ( хлопки,

повороты) и.т.д.

В каждое занятие включаю работу по воспитанию правильной осанки,

постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать

еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.

Подобный подход учитываю в подборе общеразвивающих упражнений

для

развития

и

укрепления

мышц

плечевого

пояса,

используя

разные

предметы, по выбору детей: для мальчиков – гантели, мячи,

кегли; для

девочек

косички,

ленты,

обручи,

для

развития

и

укрепления

мышц

брюшного

пояса

и

спины

предлагаю

разное

исходное

положение;

в

упражнениях на развитие силы мышц – различную дозировку.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста

в игровой деятельности.

В подвижных играх дети принимают разные роли в

зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и

снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние для

мальчиков: «ров» - шире, бег - дальше.

Учитывая эту разделительную тенденцию, провожу подвижные игры, исходя

из интересов мальчиков и девочек. В подвижной игре «охотники и птицы»

дети

тренируются

в

метании,

при

этом

мальчики

изображают

орлов,

демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в

своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте, а так же провожу

подвижные

игры:

например,

для

мальчиков

«Водолазы»,

«Пожарные»,

«Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.

На физкультурных праздниках использую показательные выступления,

на

которых

мальчики

демонстрируют

свое

мастерство

в

силе,

ловкости,

быстроте,

а

девочки

состязаются

в

гибкости,

грации,

двигательном

творчестве.

Я

убеждена,

что

занятия

физическими

упражнениями

должны

занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие

возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности

у девочек. Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов,

не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что

внедрению

здоровьесбережения

способствует

использование

комплекса

методов

и

приемов

дифференцированного

подхода

с

учетом

гендерных

различий в физическом воспитании дошкольников.

Но следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и

индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда

девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской»

направленностью, и наоборот.



В раздел образования