Автор: Титова Валентина Ивановна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СШ"
Населённый пункт: Радищевского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения химии"
Раздел: полное образование
«Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся
в процессе обучения химии»
Урок рождается непросто:
Порой — с наивного вопроса,
Порой — со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Современная система образования ориентируется на подготовку
молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы
быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо
обладать творческими способностями, самостоятельностью и
оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и
анализировать знания. Развитие творческой одаренности становится одной из
основных задач современного образования.
В результате своей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться
хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к
своему предмету.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех
учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять интерес
учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как
мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
1
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного
урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку
нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации
мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их
дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым
повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном
материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для
поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в
знакомом материале видеть новое.
И тогда выступает еще один, не менее важный источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит,
прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в
соответствии с особенностью интереса.
Важнейшим фактором, обеспечивающим сознательное усвоение
материала, является: использование различных по форме и содержанию
творческих заданий, которые развивают и тренируют память, обостряют
сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически
мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, совершенствуют умение
ориентироваться в мире научной информации и отбирать научные факты.
Задания рассчитаны прежде всего на размышление, анализ,
самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуаций. Именно
поэтому некоторые из представленных ответов могут рассматриваться только
как варианты, и далеко не единственные.
Приведу примеры таких творческих заданий.
Неорганическая химия.
2
Тема «Металлы».
Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с
наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь
объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.
Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если
заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-
видимому, будет решена.
Тема «Неметаллы».
Задание. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток,
преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и
подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь
предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие
вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова "
Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г).
Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это
можно выявить?
Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие
гидрокарбоната натрия.
Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась,
добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?
Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало
нечестных торговцев.
Тема «Жиры и мыла».
Задание. Почему женщины, изображённые на картине французского
художника Жана Франсуа Милле "Прачки" имеют красные опухшие руки?
3
Ответ. В горячей воде происходит гидролиз мыла с образованием щелочи,
которая разъедает руки.
Задание. Почему самое жирное молоко у дельфинов (40%)?
Ответ. Жиры молока - источник энергии для детёнышей. Нерегулярное
кормление, быстрый рост детёнышей, высокая активность животных и
большая отдача тепла во внешнюю среду - причины высокой жирности
молока самок дельфинов.
Тема «Углеводороды».
Задание. Как образуются "блуждающие огоньки" на болоте?
Ответ. При гниении растительных остатков на дне болот под влиянием
микроорганизмов образуется болотный газ - метан, который способен
самовоспламеняться на воздухе, порождая "блуждающие огоньки".
Тема «Углеводы».
Задание. Почему недостаток глюкозы в организме вызывает потерю
сознания?
Ответ. Глюкоза служит главным субстратом тканевого дыхания и должна
поступать в клетки непрерывно. Особенно чувствительны клетки головного
мозга, которые не могут использовать другие метаболиты в качестве
источника энергии. Недостаток глюкозы вызывает потерю сознания.
Тема «Высокомолекулярные соединения».
Задание. Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы?
Ответ. Пластмассовые домики крайне опасны для птиц, т. как пластмассы в
отличие то дерева не способны впитывать влагу и через мельчайшие поры
выпускать её наружу. Поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании,
4
поглощаются подстилкой и не покидают домик. В домике образуется
повышенная влажность, которая губительна для птиц.
Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают
произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения.
Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования
их познавательной активности и самостоятельности. Поэтому при
составлении вопросов важно учитывать, что вопросы должны сочетать
научность, проблемность и занимательность, иметь познавательную и
практическую ценность, базироваться на внутри- и меж предметной основе.
Творческие задания, вклиниваясь в процесс обучения химии,
обогащают его новыми методическими приёмами и формами работы,
побуждают осуществлять поиск новых знаний, путей и способов их решения
в новых непривычных, нестандартных условиях, вызывают интерес и
опираются на прежний опыт.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее существенным
фактором личностного развития школьника выступают способности – как
база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, как
основа формирования индивидуальности учащегося.
5