Напоминание

"Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения химии"


Автор: Титова Валентина Ивановна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СШ"
Населённый пункт: Радищевского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения химии"
Раздел: полное образование





Назад




«Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся

в процессе обучения химии»

Урок рождается непросто:

Порой — с наивного вопроса,

Порой — со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Современная система образования ориентируется на подготовку

молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы

быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо

обладать творческими способностями, самостоятельностью и

оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и

анализировать знания. Развитие творческой одаренности становится одной из

основных задач современного образования.

В результате своей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться

хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к

своему предмету.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех

учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять интерес

учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как

мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

1

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного

урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку

нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации

мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их

дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым

повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.

К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном

материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для

поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в

знакомом материале видеть новое.

И тогда выступает еще один, не менее важный источник

познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит,

прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в

соответствии с особенностью интереса.

Важнейшим фактором, обеспечивающим сознательное усвоение

материала, является: использование различных по форме и содержанию

творческих заданий, которые развивают и тренируют память, обостряют

сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически

мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, совершенствуют умение

ориентироваться в мире научной информации и отбирать научные факты.

Задания рассчитаны прежде всего на размышление, анализ,

самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуаций. Именно

поэтому некоторые из представленных ответов могут рассматриваться только

как варианты, и далеко не единственные.

Приведу примеры таких творческих заданий.

Неорганическая химия.

2

Тема «Металлы».

Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с

наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь

объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.

Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если

заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-

видимому, будет решена.

Тема «Неметаллы».

Задание. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток,

преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и

подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь

предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие

вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова "

Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г).

Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это

можно выявить?

Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие

гидрокарбоната натрия.

Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась,

добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?

Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало

нечестных торговцев.

Тема «Жиры и мыла».

Задание. Почему женщины, изображённые на картине французского

художника Жана Франсуа Милле "Прачки" имеют красные опухшие руки?

3

Ответ. В горячей воде происходит гидролиз мыла с образованием щелочи,

которая разъедает руки.

Задание. Почему самое жирное молоко у дельфинов (40%)?

Ответ. Жиры молока - источник энергии для детёнышей. Нерегулярное

кормление, быстрый рост детёнышей, высокая активность животных и

большая отдача тепла во внешнюю среду - причины высокой жирности

молока самок дельфинов.

Тема «Углеводороды».

Задание. Как образуются "блуждающие огоньки" на болоте?

Ответ. При гниении растительных остатков на дне болот под влиянием

микроорганизмов образуется болотный газ - метан, который способен

самовоспламеняться на воздухе, порождая "блуждающие огоньки".

Тема «Углеводы».

Задание. Почему недостаток глюкозы в организме вызывает потерю

сознания?

Ответ. Глюкоза служит главным субстратом тканевого дыхания и должна

поступать в клетки непрерывно. Особенно чувствительны клетки головного

мозга, которые не могут использовать другие метаболиты в качестве

источника энергии. Недостаток глюкозы вызывает потерю сознания.

Тема «Высокомолекулярные соединения».

Задание. Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы?

Ответ. Пластмассовые домики крайне опасны для птиц, т. как пластмассы в

отличие то дерева не способны впитывать влагу и через мельчайшие поры

выпускать её наружу. Поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании,

4

поглощаются подстилкой и не покидают домик. В домике образуется

повышенная влажность, которая губительна для птиц.

Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают

произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения.

Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования

их познавательной активности и самостоятельности. Поэтому при

составлении вопросов важно учитывать, что вопросы должны сочетать

научность, проблемность и занимательность, иметь познавательную и

практическую ценность, базироваться на внутри- и меж предметной основе.

Творческие задания, вклиниваясь в процесс обучения химии,

обогащают его новыми методическими приёмами и формами работы,

побуждают осуществлять поиск новых знаний, путей и способов их решения

в новых непривычных, нестандартных условиях, вызывают интерес и

опираются на прежний опыт.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее существенным

фактором личностного развития школьника выступают способности – как

база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, как

основа формирования индивидуальности учащегося.

5



В раздел образования