Напоминание

Экологическое воспитание детей младшего возраста


Автор: Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 " Машенька"
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: индивидуальный план по самообразованию
Тема: Экологическое воспитание детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №17 « Машенька»

Ступинского муниципального района

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: « Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Кеменова Татьяна Александровна

Специальность: учитель начальных классов

Образование: педагогическое средне - специальное

Стаж педагогической работы: 4 года

Первая квалификационная категория

Переподготовка: «Образование и педагогика.

Педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Воспитатель ДОУ», 15.09.2016

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016

Дата окончания : май 2017

Тема:

«Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Цель:

Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста .

Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную

компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в

воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание

экологической культуры поведения у детей.

Задачи :

:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы, посещения РМО, самообразования…;

•Разработать перспективный план работы с детьми;

•Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Уголок

природы в экологическом воспитании дошкольника»

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-

техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами.

Человек все активнее влияет на окружающую среду своей

жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят

экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая

составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание

формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет

допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных

закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно

дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок

выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу

близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем

предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при

помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для

всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей

проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,

и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического

воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная,

неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к

нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и

приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль

дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с

раннего возраста.

План работы на год

Изучение

методическ

ой

литературы

сентябрь - май

1. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»

(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

2. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском

саду».2002г.

3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим

миром».2007г.

4. А.И.Иванова»Живая экология»(Программа экологического

образования дошкольников».2007г.

5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.

6.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через

движение(Интегрированные занятия).2006г.

7. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.

8. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ

журнала «Ребёнок в детском саду»:

№5 2006г.

№2 2007г.

№4 2007г.

№5 2007г.

9.Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ

журнала «Дошкольное воспитание»:

№7 2007г . №6 2009г.

№5 2007г №8 2009г.

№4 2009г. №32011г.

10.Л.А.Пенькова»Под парусом Лето плывёт по Земле».2006г.

Работа с

сентябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель,

детьми

помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета,

вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Наблюдение №1 за комнатными растениями.

Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении,

учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять

струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о

комнатных растениях как о живых существах.

3. Наблюдение №2 за комнатными растениями.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть

и показывать части растений (листья, цветы)

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.

октябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с фруктами.

Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их

названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные

ощущения детей.

2. Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.

3. Рисование «Осенний листопад»

Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной

деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков,

приучать детей играть вместе, не толкать друг друга.

4. Наблюдение №3 за комнатными растениями.

Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки

полива.

ноябрь

1. Игра «Путешествие в лес»

Цель: дать первоначальные представления о лесе и его

обитателях (лисе, зайце)

2. Наблюдение «Кто живет в аквариуме»

Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и

симпатию к его обитателям.

3. Наблюдение « Что есть у рыбки? Как они едят»

Цель: дать первоначальные представления о строении рыбки,

что она живая и ее надо кормить, показать прием кормления.

4. Игра «Путешествие в лес»

Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях

( в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь

спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем)

декабрь

1.Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»

Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки),

учить любоваться елью

2. Наблюдение «Наша елочка живая»

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву,

желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать

ветки)

3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес»

Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.

январь

1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку.

Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке

зимующих птиц.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях»

Цель: дать первоначальные представления о составе куриной

семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать

звуки, которые издают курица, петух, цыплята.

3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?»

Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать

представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и

голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и

белым хлебом.

4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

коровой и теленком.

Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными

особенностями.

февраль

1. Наблюдение «Белый снег пушистый»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает

в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые.

Учить любоваться снегом.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

козой и козленком.

Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными

особенностями. Закрепить знания о корове и теленке. Развивать

игровые умения детей.

3. Наблюдение «Как снег становиться водой»

Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая

вода грязная , значит и снег грязный – в рот его брать нельзя

4. Наблюдение «Разноцветные льдинки»

Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед

(твердый, холодный, блестящий), льдинками можно украсить

елку.

март

1.Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

кошкой и котятами.

Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными

особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить

выполнять разные игровые роли.

2. Посадка репчатого лука.

Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще,

полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить

зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду.

Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.

3. Игра-драматизация «Лесные чудеса»

Цель: закреплять представления о диких животных: зайце,

белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

4. Наблюдение за ростом лука

Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими

луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в

группе тепло и есть вода.

апрель

1. Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.

Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой

тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что

листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в

вазе.

2. Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег

чернеет, появляются проталины, ручьи.

3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

лошадью и жеребенком.

Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их

отличительными особенностями. Развивать речь, умение

слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

май

1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»

Цель: показать растение, сообщить его название, выделить

характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель

длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на

красоту растения.

2. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»

Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-

мачехой. Показать различие и сходство этих растений.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.

3. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»

Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые

шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и

одуванчиков

Работа с

семьёй

декабрь

Совместная поделка кормушек для птиц.

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

март

Консультация «Весенние прогулки»

май

Консультация «Лето- время новых открытий»

Самореали

зация

май

Открытый

показ

ООД

во

второй

младшей

группе

по

теме

»Зимние беседы»

май

Отчёт

о

проделанной

работе

по

теме

самообразования

на

итоговом педсовете.

Проект « Волшебница- вода»



В раздел образования