Автор: Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 " Машенька"
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: индивидуальный план по самообразованию
Тема: Экологическое воспитание детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №17 « Машенька»
Ступинского муниципального района
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: « Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Вторая младшая группа
Воспитатель: Кеменова Татьяна Александровна
Специальность: учитель начальных классов
Образование: педагогическое средне - специальное
Стаж педагогической работы: 4 года
Первая квалификационная категория
Переподготовка: «Образование и педагогика.
Педагогическая деятельность в дошкольном образовании.
Воспитатель ДОУ», 15.09.2016
Дата начала работы над темой : сентябрь 2016
Дата окончания : май 2017
Тема:
«Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Цель:
Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста .
Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную
компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в
воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание
экологической культуры поведения у детей.
Задачи :
:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой
литературы, посещения РМО, самообразования…;
•Разработать перспективный план работы с детьми;
•Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Уголок
природы в экологическом воспитании дошкольника»
Актуальность выбранной темы
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-
техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами.
Человек все активнее влияет на окружающую среду своей
жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят
экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая
составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание
формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет
допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных
закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно
дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок
выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу
близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для
всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,
и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического
воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная,
неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к
нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и
приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль
дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с
раннего возраста.
План работы на год
Изучение
методическ
ой
литературы
сентябрь - май
1. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
2. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском
саду».2002г.
3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим
миром».2007г.
4. А.И.Иванова»Живая экология»(Программа экологического
образования дошкольников».2007г.
5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
6.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через
движение(Интегрированные занятия).2006г.
7. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.
8. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ
журнала «Ребёнок в детском саду»:
№5 2006г.
№2 2007г.
№4 2007г.
№5 2007г.
9.Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ
журнала «Дошкольное воспитание»:
№7 2007г . №6 2009г.
№5 2007г №8 2009г.
№4 2009г. №32011г.
10.Л.А.Пенькова»Под парусом Лето плывёт по Земле».2006г.
Работа с
сентябрь
1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.
Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель,
детьми
помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета,
вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.
2. Наблюдение №1 за комнатными растениями.
Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении,
учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять
струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о
комнатных растениях как о живых существах.
3. Наблюдение №2 за комнатными растениями.
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть
и показывать части растений (листья, цветы)
4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.
октябрь
1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с фруктами.
Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их
названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные
ощущения детей.
2. Дидактическая игра «Угадай на вкус»
Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.
3. Рисование «Осенний листопад»
Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной
деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков,
приучать детей играть вместе, не толкать друг друга.
4. Наблюдение №3 за комнатными растениями.
Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки
полива.
ноябрь
1. Игра «Путешествие в лес»
Цель: дать первоначальные представления о лесе и его
обитателях (лисе, зайце)
2. Наблюдение «Кто живет в аквариуме»
Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и
симпатию к его обитателям.
3. Наблюдение « Что есть у рыбки? Как они едят»
Цель: дать первоначальные представления о строении рыбки,
что она живая и ее надо кормить, показать прием кормления.
4. Игра «Путешествие в лес»
Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях
( в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь
спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем)
декабрь
1.Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»
Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки),
учить любоваться елью
2. Наблюдение «Наша елочка живая»
Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву,
желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать
ветки)
3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес»
Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.
январь
1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»
Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку.
Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке
зимующих птиц.
2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях»
Цель: дать первоначальные представления о составе куриной
семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать
звуки, которые издают курица, петух, цыплята.
3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?»
Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать
представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и
голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и
белым хлебом.
4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с
коровой и теленком.
Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными
особенностями.
февраль
1. Наблюдение «Белый снег пушистый»
Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает
в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые.
Учить любоваться снегом.
2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с
козой и козленком.
Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными
особенностями. Закрепить знания о корове и теленке. Развивать
игровые умения детей.
3. Наблюдение «Как снег становиться водой»
Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая
вода грязная , значит и снег грязный – в рот его брать нельзя
4. Наблюдение «Разноцветные льдинки»
Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед
(твердый, холодный, блестящий), льдинками можно украсить
елку.
март
1.Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с
кошкой и котятами.
Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными
особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить
выполнять разные игровые роли.
2. Посадка репчатого лука.
Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще,
полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить
зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду.
Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.
3. Игра-драматизация «Лесные чудеса»
Цель: закреплять представления о диких животных: зайце,
белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
4. Наблюдение за ростом лука
Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими
луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в
группе тепло и есть вода.
апрель
1. Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.
Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой
тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что
листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в
вазе.
2. Наблюдение за таянием снега.
Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег
чернеет, появляются проталины, ручьи.
3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с
лошадью и жеребенком.
Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их
отличительными особенностями. Развивать речь, умение
слушать. Учить выполнять разные игровые роли.
май
1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»
Цель: показать растение, сообщить его название, выделить
характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель
длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на
красоту растения.
2. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»
Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-
мачехой. Показать различие и сходство этих растений.
Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.
3. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»
Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые
шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и
одуванчиков
Работа с
семьёй
декабрь
Совместная поделка кормушек для птиц.
Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
март
Консультация «Весенние прогулки»
май
Консультация «Лето- время новых открытий»
Самореали
зация
май
Открытый
показ
ООД
во
второй
младшей
группе
по
теме
»Зимние беседы»
май
Отчёт
о
проделанной
работе
по
теме
самообразования
на
итоговом педсовете.
Проект « Волшебница- вода»