Напоминание

"Сказкотерапия в воспитании детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Козлова Вера Игнатьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №14 "Центр развития ребёнка - детский сад"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сказкотерапия в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Сказкотерапия в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Цель проведения сказкотерапии: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного

возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

1.Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

2.Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и

соотносить эти состояния с реальной ситуацией.

3.Развивать эмоциональную произвольность.

4.Развивать эмпатию, чувство ответственности за себя и других людей.

5.Учить

конструктивным

способам

управления

собственным

поведением

(снимать

напряжение,

избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные

пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с

ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают

корректировать

проявление

негативных

поведенческих

реакций,

помогают

ребенку

встать

на

позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения,

помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника.

Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного

героя, почувствовать себя в роли слабого.

Виды терапевтических сказок

1. Дидактические сказки.

Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают

основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы.

Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах

поведения и многое другое.

2. Художественные сказки.

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них

отражаются

уникальные

традиции

и

ценнейший

опыт

человечества.

Именно

народные

сказки

сохранили

нравственно-эстетические

принципы,

глубину

мировосприятия,

информацию

о

взаимоотношениях

между

людьми,

а

потому

использовались

и

продолжают

использоваться

в

педагогических целях.

3. Диагностические сказки.

Вы, наверное, знаете, какие сказки и о чем нравятся Вашему ребёнку. Это означает, что ребёнок

на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя

модель

его

поведения.

Так

девочка,

любящая

сказку

про

хитрую

лисичку,

будет

и

в

жизни

использовать лукавство и гибкость ума. Если мальчик увлекается историями про пиратов - скорее

всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с

ребёнком, и Вы узнаете тайные мысли и желания ребёнка.

4. Профилактические сказки.

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о

мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается

личность ребёнка, закладывается основа его будущей жизни.

5. Лечебно-психологические сказки.

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку,

ребёнок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает

вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребёнку осознать

свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный

мир, у ребёнка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится

воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

6. Медитативные сказки.

Медитативные

сказки

нацелены

на

создание

какого-то

положительного

эмоционального

состояния

(например,

перед

сном);

снятия

усталости,

напряжения,

возбуждения;

развития

личностного

ресурса.

Эти

сказки

нужно

слушать

в

комфортной

располагающей

обстановке.

Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Многие родители порой замечают, что они как бы разговаривают со своим ребёнком на разных

языках

и

общаться

становится

всё

труднее.

Но

язык

сказки,

погруженный

в

мир

фантазии

и

волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимание между

родителями и ребёнком.

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с

ребёнком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребёнка;

- самопознании ребёнка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребёнка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребёнка.

Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований,

отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы,

чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером

носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в

простой

и

ясной

сказочной

форме,

учит

детей

думать,

находить

решения

проблем,

развивает

воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши

предки

знали

все

эти

достоинства

сказок

и

использовали

их

в

качестве

самого

эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной

форме донести до ребёнка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние

сказки на психику ребёнка. Вы, наверно, и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения

или воздействия на ребёнка все чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

Современные педагоги и психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных

сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу

ребёнка, налаживают с ним контакт, упорядочивают его внутренний мир, помогают преодолеть

проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребёнка и обогащают его знания. Сказка

является учебником духовных и жизненных знаний.

Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется формированием

образного мышления. Сказка для ребенка 5-7 лет – это не просто фантазия, но и особая реальность.

Все

дети

любят

сказки!

Сказка

зеркало,

отражающее

реальный

мир

через

призму

личного

восприятия. В ней, возможно, всё, чего не бывает в жизни.



В раздел образования