Напоминание

НОД в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Страна чудес" для детей с ОВЗ


Автор: Мельник Эльза Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Страна чудес" для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка НОД в соответствии с требованиями ФГОС по теме

«Страна чудес» для детей с ОВЗ

Выполнила:

Мельник Эльза Андреевна,

Воспитатель МБДОУ № 75 «Лебедушка»

Сургут, 2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

является

обеспечение

«условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности

тех,

кто

в

наибольшей

степени

нуждается

в

специальных

условиях

обучения»,

«детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья»,«учет

образовательных

потребностей

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья».

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное

внимание

уделяется

вопросам

обеспечения

условий

для

получения

образования

детьми

с

ОВЗ

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

«Об

образовании

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья (специальном образовании)» и др.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что

«обучающийся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

-

физическое

лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

подтвержденные

психолого-медико-педагогической

комиссией

и

препятствующие

получению

образования

без

создания

специальных

условий».

«Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

дети,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ

общего

образования

вне

специальных

условий

обучения

и

воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не

признанные

в

установленном

порядке

детьми-инвалидами,

но

имеющие

временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом

развитии

и

нуждающиеся

в

создании

специальных

условий

обучения

и

воспитания».

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых

сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с

помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов

2

дошкольных

учреждений

и

программ

повышения

родительской

компетентности.

Цель занятия -

помочь детям справится с переживаниями, которые

препятствуют

их

адаптации

и

социализации

в

образовательной

среде,

и

оптимизация

их

интеллектуальной

деятельности

за

счет

стимуляции

психических процессов.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать

прочному

усвоению

дошкольниками

учебного

материала.

Развивающие:

- Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

- Способствовать

практическому

применению

умений

и навыков,

полученных на занятии.

Воспитательные:

- Спо собствовать

во спитанию

саморазвивающейся

и само —

реализующейся личности.

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Художественно

эстетическое

развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Группа: старшего дошкольного возраста от 5-6 лет

Основные термины и понятия:

«Волшебный мешочек», страна Зеленого

цвета, Злой волшебник, Зеленая Фея, хранительница зеленого цвета.

Оборудование и материалы:

«Волшебный мешочек», предметы зелёного цвета: петуха зеленого цвета,

попугая зеленого цвета. кубик, мяч, ёлочка, клубки зелёных ниток, пуговицы,

3

карточки

с

изображением

предметов

зеленого

цвета,

фломастеры

и

воздушные шары зеленого цвета по количеству участников, Фея зеленого

цвета (кукла), аудиозаписи «Шелест листвы на ветру» .

Ход занятия

Разминка

Цель:

-развивать умение общаться.

- помогать детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что

они принимаемы другими детьми.

Упражнение "Приветствие".

Дети встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными

частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро

с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.

1.Организационный момент

Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашей группы прислали конверт.

Крутит его, восхищается какой он большой, зеленый, даёт рассмотреть детям.

- Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей: сюрприз, письмо)

- Кто нам может написать письмо? (выслушивает ответы: Карлсон, Незнайка)

-Почему конверт зеленого цвета, а не белого? (это не обычный конверт,

волшебный).

- Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!

Открывает конверт, читает письмо:

4

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Зеленая Фея - хранительница зеленого

цвета,в нашей стране произошла беда злой волшебник украл предметы

зеленого цвета. Зеленая страна нуждается в помощи. Ребята помогите нам

найти предметы, животных, насекомых зеленого цвета. Я вам дарю

волшебный зеленый мешочек, в который вы будете собирать предметы

зеленого цвета,

Воспитатель: Вот ребята, теперь, вы догадались почему конверт зеленого

цвета?

Дети: Да, потому что этот конверт из Зеленой страны от Зеленой Феи.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель:

У

меня

в

руках

Волшебный

зеленый

мешочек,

в

который

вы

будете

складывать

найденные

зеленые

предметы.

Сегодня

нас

с

вами

ждет

необычное путешествие в страну Зеленого цвета,

Ну что, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: возможно,

некоторые

предметы

попали

и

в

нашу

группу.

Давайте поищем, а музыка нам поможет.

Звучит веселая музыка, дети находят предметы Зеленого цвета.

Дети нашли: паровозик, петуха зеленого цвета, попугая зеленого цвета.

Какие вы молодцы ребята, легко и быстро нашли предметы зеленого цвета в

группе, и положили в мешочек зеленого цвета, а вот паровозик, Петька-

забияка

и

попугай

помогут

нам

на

следующей

остановке,

поспешим

на

помощь Зеленой Феи.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему вы нашли: паровозик, Петьку-

забияку и попугая?

Дети: Потому что они зеленого цвета.

5

Воспитатель: Правильно, а что их связывает, чем они нам могут помочь,

может есть такая песенку есть – про Петьку-забияку….. и попугая?

Дети: начинают напевать знакомую им песню.

Воспитатель: Правильно, мы с вами садимся на паровозик.

2.Физминутка «Езда на паровозике»

Воспитатель держит в руках Петьку-забияку и попугая:

Дети становитесь друг за другом, руки кладите на плечи друг другу,

цепляйтесь за воспитателя, и поехали (под музыку «Мы едим, едим, едим, в

далекие края»).

Дети подпевают:

Мы едим, едим, едим

В далекие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

А в песенке поется

О том как мы живем:

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку

Обезьяну, попугая

Вот компания какая!

Вот компания какая!

Воспитатель обращает внимание на елку с конвертом «Загадка».

Открываем конверт: Зимой и летом одним цветом, каким цветом?

Дети: Это елка

6

3. Пальчиковая гимнастика «Можжевельник»

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки

(Одноимённые пальцы обеих рук соприкасаются друг с другом )

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник

(Пальцы собираются в колечки, большой палец соприкасается поочерёдно со

указательным,

средним,

безымянным

и

мизинцем

в

прямом

и

обратном

порядке)

Воспитатель: Ребята, елка какого цвета?

Дети: Зеленого, надо ее забрать для Зеленой Феи.

Воспитатель: мы ее кладем в мешочек, а за елкой сидит кукла зеленого цвета-

Фея.

4.Остановка «Зеленая страна»

Воспитатель:

Вот мы с вами и в Зеленой стране. Нас встречает Фея зеленого цвета.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я – хранительница зелёного цвета, и благодаря

моей помощи наш мир каждый день становится немного радостнее: ярче

зеленеет трава на лугах, веселее квакают зелёные лягушки, сладким соком

наливается зелёный виноград.

Сегодня

я

приглашаю

вас

приоткрыть

тайны,

которые

хранит

в

себе

удивительный мир зелёного цвета, и помочь мне найти предметы зеленого

цвета!

7

Дети: Здравствуй, Фея зеленого цвета!

Воспитатель: в лесу, на поляне, в пустыне и море – везде мы отыщем

животных зелёного цвета. Все они разные и все уникальные - шустрые и

неповоротливые, трусливые и горделивые, яркие и незаметные.

Я

предлагаю

вам

перевоплотиться

в

образы

животных

зелёного

цвета.

Постарайтесь почувствовать себя ими, двигаться и вести себя как они. Будет

хорошо, если вам захочется издавать звуки этих животных, ведь это ещё

лучше поможет вам почувствовать его характер.

3.Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

Воспитатель: Ребята каких животных, насекомых и птиц зеленого цвета мы с

вами знаем, в этом мешочки они лежат, но что бы их достать с мешочка, надо

их ощупать и изобразить, если мы угадаем кого вы изображали, тогда можем

достать с мешочка. Всем понятно задание?

Дети: Да

Дети: Подходит Есения сует руку в мешочек, молча повернувшись к деткам,

встает на четвереньки, прыгает и говорит «Ква-ква»

Дети: Это лягушка.

Воспитатель: Молодец Есения, доставай лягушку.

Дети: Подходит Алексей сует руку в мешочек, молча повернувшись к деткам,

встает на коленки, прижимая руки к туловищу, вытаскивает язык и имитирует

змею, шипит.

Дети: Это змея.

Воспитатель: Молодец Алексей, доставай змею.

8

Дети: Подходит Маша сует руку в мешочек, молча повернувшись к деткам,

Выпрямляет руки и быстрыми движениями активно машет вверх,вниз, издает

звук «з-з-з»

Дети: Муха

Дети: Бабочка

Дети: Маша увеличивает глаза

Воспитатель: Ребята, посмотрите как быстро Маша машет руками, это что?

Дети: Крылья

Воспитатель: Так, значит это насекомое, да, с большими глазами и оно

зеленого цвета

Дети: Это стрекоза

Воспитатель: Каких мы с вами насекомых и животных нашли?

Дети: Стрекозу, змею, лягушку.

Воспитатель: Кладем все в зеленый мешочек, для Зеленой Феи.

Дети:Да

5 Игра на внимание «Угадай, что исчезло?».

Цель игры: развитие внимания и памяти.

Фея: Молодцы, ребята, большое спасибо. Я хочу с вами поиграть.

Внимательно посмотрите на все предметы, которые стоят на столе- кубук

зеленого, мячик зеленого цвета, клубок зеленого цвета, машинка зеленого

цвета, пуговица зеленого цвета. К кому я прикоснусь, тот отвернется, а мы с

ребятами поколдуем немножечко.

9

Дети: отварачивается Алина.

Дети: убирают пуговицу

Дети: Алина – исчезла пуговица

Дети: радуются за Алину, хлопая в ладоши

Фея: Молодец Алина, хотите еще раз сыграть?

Дети: Да

Фея: отварачивается Айрат

Дети: убирают мячик, за место него кладут змею

Дети: Айрат-удивляется, улыбается, говорит что исчез мячик, но появилась

змея

Дети: радуются за Айрата, хлопая в ладоши от восторга

Фея: Молодцы Айрат и все ребята, вы очень дружные и веселые ребята!

Воспитатель: Конечно наши дети дружные и веселые так как мы друзья. А

сейчас дыхательная гимнастика.

6.Дыхательная гимнастика «Как ползёт змейка»

Цель:

активизация

эмоционально-психологического

состояния

ребёнка,

наработка

навыка

диафрагмального

дыхания,

развитие

координации

движений, совмещённых с дыханием

И.П. - стоя, руки по швам. На глубокий вдох через нос ладонь правой руки

скользит по боковой поверхности тела вверх, живот надувается, на выдох -

правая

рука

скользит

вниз,

при

этом

левая

рука

поднимается

вверх,

произносим долгий звук «С-с-с-с-с».

Воспитатель: Змейки очень любят греться на тёплом солнышке, подставляя

ему то один, то другой бочок

Дети: поворачиваются к окну, подставляя ему то один, то другой бочок.

10

7.Упражнение «Ощущение зелёного цвета»

Цель:

эмоционально-психологическое

расслабление,

формирование

представлений о психологических характеристиках зелёного цвета)

Мы

садимся

ровно,

наша

спина

соприкасается

со

спинкой

стула,

расслабляются наши плечи, руки спокойно лежат на коленях. Мы дышим с

вами ровно, спокойно и любуемся предметами зелёного цвета, которые видим

перед собой.

(Дети в течение 30-50 секунд рассматривают предметы зелёного цвета,

спокойно расположившись на своих стульях. Звучит тихая, расслабляющая

музыка).

Воспитатель: Итак, ребята, каким вам кажется зелёный цвет, какой у него

характер -

Спокойный или раздражающий?

Грустный или радостный?

Когда мы смотрим на зелёный цвет, он кажется нам мягким или жёстким?

Живым или безжизненным?

Чистым или грязным?

Холодным или тёплым?

Воспитатель заслушивает ответы детей по каждой сравниваемой паре.

Воспитатель: Итак, зелёный – это особый цвет, цвет гармони и равновесия.

Зелёный

соединяет

в

себе

холодные

и

горячие

цвета.

Сам

же

он

не

холодный и не горячий.

11

А знаете ли вы, что зелёный цвет - лечебный? Действительно, зелёный цвет

успокаивает, помогает человеку снять усталость, избавиться от тревоги и

плохого

настроения.

Именно

поэтому

на

природе,

в

окружении

зелёных

деревьев и травы, мы чувствуем себя гораздо лучше.

Рефлексия

«Ковер-самолет»

ЦЕЛЬ: показать способы отдыха после активной игры.

Мы

ложимся

на

волшебный

ковер-самолет.

Он

плавно

и

медленно

поднимается,

несет

нас

по

небу,

тихонечко

покачивает.

Ветерок

нежно

обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля,

леса,

реки

и

озера…

Постепенно

ковер-самолет

начинает

снижение

и

приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох

и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Наше путешествие заканчивается.

Что вам больше всего понравилось в Зеленой стране?

Дети: Алексей- превращаться в животных

Маша- петь песенку, про Петьку-забияку

Айрат- угадывать, что исчезло.

Какое у вас настроение?

Дети: веселое, очень понравилось

Фея: Ребята, вы мне очень помогли, вы нашли все зеленые предметы овощи,

фрукты, животные, все лежит в волшебном зеленом мешичке, за это я вам

благодарна, в спальне вас ждут подарки с Зеленой страны.

Дети: проходят в спальню а там лежат воздушные шары зеленого цвета. Дети

в восторге.

Воспитатель:

Поблагодарим Зеленую Фею: Спасибо, Фея Зеленого цвета!

Воспитатель: Возьмите свои подарки, нам пора возвращаться.

До свидания!

12

Воспитатель: Мы с вами приехали в Зеленую страну на паровозике, назад в

группу чтобы на м попасть надо встать друг за другом, руки кладите на плечи

друг другу, цепляйтесь за воспитателя, и поехали (под музыку «Мы едим,

едим, едим, в далекие края»).

Дети подпевают:

Мы едим, едим, едим

В далекие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

А в песенке поется

О том как мы живем:

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку

Обезьяну, попугая

Вот компания какая!

Вот компания какая!

Вот и закончилось наше необычное путешествие в страну Зеленого цвета.

9. Подведения итогов

Воспитатель: Очень хорошо, прекрасно! Вы нашли предметы зеленого

цвета, а какие тайны открыл перед ними зелёный цвет:

с каким новым для себя зелёным фруктом, овощем, предметом,

животным дети познакомились?

13

какими свойствами обладает зелёный цвет? (успокаивает, лечит, дарит

хорошее настроение)

какое упражнение или игра была:

-самой интересной,

-самой необычной,

-самой трудной,

-самой весёлой?

Все сегодня молодцы! Всем большое спасибо!

Предполагаемые результаты

развитие познавательной активности детей;

развитие

обще-интеллектуальных

умений:

приемов

анализа,

сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

формирование

умения

ориентироваться

в

задании,

воспитание

самоконтроля и самооценки;

социальная

профилактика,

формирование

навыков

общения,

правильного поведения.

14

Заключение.

После написания и реализации методической разработки НОД для детей

с ОВЗ, я пришла к выводу, что эти дети с ограниченными возможностями

отличаются своими особенностями, но это дети с таким же желанием быть

любимыми, желанными, нужными.

Перед написанием конспекта занятия, я прочитала специальную

литературу о том, как правильно организовать и заинтересовать деток с ОВЗ.

Очень хорошо помогли в написании занятия -лекции, которые я прослушала

на сайте где прохожу повышение квалификации.

Написанию конспекта способствовали знания узких специалистов, таких

как, учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре, которые

работают в нашем детском саду.

Исходя

из

вышесказанного,

я

пришла

к

выводу,

чтобы

достичь

положительных

результатов

в

работе

с

детьми,

имеющими

особенности

развития,

комбинируются

различные

методы,

техники

и

приемы,

традиционные и нетрадиционные.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние ребенка,

но

о

процесс,

в

течение

которого

социальный

организм

приобретает

равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Процесс

социальной

адаптации

является

составной

частью

социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация - изменение

того, чему научили.

При написание плана конспекта я использовала психогимнастику-

это курс

специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие

и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так

и эмоционально-личностной сферы). С помощью психогимнастических

15

упражнений дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным

движениям.

С помощью психогимнастических упражнений дети овладевают

коммуникативными и эмпатическими способностями, наблюдательностью,

зрительной, моторнослуховой, кинетической и пространственной памятью,

тонкой и грубой моторикой тела, умением справляться с негативными

эмоциями. Они становятся более сдержанными и устойчивыми к стрессовым

ситуациям. Происходит активизация детского воображения, творческой

самореализации в движении. Кроме того, у детей развиваются умения:

ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц

(напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические

движения животных и т. д.), контролировать мимику и пантомимику,

описывать своё состояние, адекватно использовать язык жестов и мимики.

Все вышесказанное я реализовала в своем занятии. Дети увлеченно

перевоплощались, показывали свои эмоции, с удовольствием участвовали во

всех играх.

Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с

этим развивающим.

Новый материал, необходимый для усвоения, надо делить на маленькие

порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических условиях,

закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений,

многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.

Мы с ребятами читали рассказы Евгения Андреевича Пермяк «На все цвета

радуги», сказки Сутеева «Петух и краски», вели беседы на тему «Зачем нам

деревья, трава». Все это помогло ярко и красочно провести занятия «Страна

чудес».

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает

особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество

восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть

16

небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу

предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание

на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять

смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к

ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными,

вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать

всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не

нарушая технической последовательности, делать эти отклонения,

элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их

причиной замечаний ребенка.

Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном

развитии применяются следующие приемы:

показ образца выполнения действия;

его выполнение ребенком по подражанию и по образцу;

образное описание действия;

игровая форма действия;

максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции;

объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия

ребенка.

17

Список литературы:

1.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду: Методические

материалы в помощь психологам и педагогам». — М.: ТЦ Сфера, 2003

2.

Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных

школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

3.

Артемова

Т.А.,

Ковалева

А.В.

физиологические

и

психологические

предикторы

умственной

работоспособности

детей

шестилетнего

возраста

//

Материалы

Первой

Российской

конференции

по

экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.

4.

Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умственного развития младшего

школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.

5.

Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

6.

Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-

ПРЕСС, 1996. 208 с.

7.

Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей //

Иностранная психология, 1996, №6, с. 69-80.

8.

Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой,

М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.

9.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А.

Системный

подход

к

разработке

программы

коррекционно-развивающего

обучения

детей

с

нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.

10.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

11.Конституция

Российской

Федерации

(принята

на

всенародном

голосовании 12 декабря 1993 г.)

18

12.Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Спб, изд-во «Речь», 2007

13.Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Метод замещающего онтогенеза» , Москва, изд-во «Генезис», 2007

14.Ковалева

А.В.

Прогнозирование

школьной

успеваемости

по

объективным

физиологиче ским

и

п с и хо ф и з и ол о г и ч е с к и м

показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы,

август 1998.

15.Ковалева

А.В.

Физиологиче ские

предикторы

ум ственной

работоспособности

детей

младшего

школьного

возраста

//

Школа

здоровья 1998, №1.

16.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения

до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.

17.Лучшие психологические тесты. М., 1994.

19

Приложение 1

НА ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ

На свете жил чудесный певец. Он пел не только задушевно, от всего

сердца, но и красочно - на все цвета радуги.

Его разноцветные песни были так хороши, что вскоре он стал самым

любимым народным певцом.

Между тем певец не был счастлив...

Он не был счастлив потому, что ему ни разу не удалось спеть такую

песню, которая бы понравилась всем. Всем без исключения.

Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и

алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и

все

девушки.

А

старики

проходили мимо. Вздыхая, они считали весеннюю

песню то

слишком розовой, то чрезмерно зеленой.

Когда

же

певец

пел алую песню с синей каймой раздумья и

серебристыми

прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь

окна

20

своих душ и двери своих сердец. Зато малолетки не обращали на эту

песню

никакого внимания. Потому что они любили песни ярких цветов и

четкой

раскраски. Игривые. Узорчатые. Даже клетчатые. И для них приходилось

петь

особо, как и для стариков. Этим нравились песни строгих расцветок и

глубоких колеров.

Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но

и по характеру. Весельчаки любили канареечно-желтые, лихо-малиновые

и

пунцовые песни. Угрюмым нравились песни темно-коричневых и вишнево-

лиловых

тонов. Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета,

лишь бы

они были пестры и нарядны...

До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась

всем.

И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и

бездумным.

Из его светлой души вылетали звонкие жар-птицы изумительной

красоты

звучания. Ими любовались тысячи людей, но каждый раз находились

такие

ценители, которые выискивали в песне изъяны. Более того - они глумились

над

нею и даже втаптывали ее в грязь.

Наконец это стало невыносимым, и певец перестал петь.

- Значит, я плохо пел, коли не сумел заставить всех полюбить хотя бы

одну мою песню, - жаловался на себя, на свой голос певец.

Он жаловался так громко и так жестоко казнил свои песни, что его

21

услышало солнце. Услышав, оно ласково улыбнулось с высоты и осветило

певца

золотыми лучами.

- Мой названый брат, - сказало солнце. - Тысячи лет я раскрашиваю

землю в неисчислимые цвета и оттенки, а угодить на всех не могу. Потому

что

каждому нравится свое. И это очень хорошо.

- Что же в этом хорошего? - негодуя, воскликнул певец.

- Милый мой! Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы

остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в

ограниченности

стремлений. Тогда бы тебе незачем было искать новые

песни, а

мне - каждый день по-новому всходить.

Так сказало солнце, окрашивая своей живительной улыбкой в тысячи

тысяч цветов и оттенков нашу землю.

От этого на душе певца стало светло и радостно. Ему захотелось

походить на солнце. И он снова запел свои песни на все цвета радуги.

И очень хорошо. Какая кому нравится, тот ту и слушай. И если из сотен

его песен кому-то понравится только одна, - значит, певец не зря прожил

жизнь, не зря вдохновлялся солнцем.

22

Приложение 2

Сказка Петух и краски - Сутеев Владимир Григорьевич

Нарисовал Вова Петуха, а раскрасить-то его и забыл. Пошел петух гулять:

- Что ты ходишь такой нераскрашенный? - удивилась Собака.

Посмотрел Петух в воду. И верно - Собака правду говорит.

23

- Не печалься, - сказала Собака, - иди к Краскам: они тебе помогут.

Пришел Петух к Красками и просит:

- Краски, Краски, помогите мне!

- Хорошо, - сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.

24

А Синяя Краска - перышки на хвосте.

Зеленая - крылышки.

А Желтая - грудку.

25

- Вот теперь ты настоящий Петух! - сказала Собака.

26



В раздел образования