Напоминание

Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада. "Русская печка — всему дому кормилица".


Автор: Духанова Вера Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38-0 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Разработки педагогов, посвящённые развитию детей дошкольного возраста.
Тема: Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада. "Русская печка — всему дому кормилица".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная деятельность

по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

«Русская печка — всему дому кормилица».

Задачи:

Образовательные: Вырабатывать у детей умения использовать в речи русский

народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.

Продолжать развивать связную речь.

Учить детей образовывать прилагательные из двух существительных. ( Пирог с

капустой…капустный пирог)

Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику, смекалку, эмоциональную

память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русской народной культуре, национальным

традициям и обычаям, устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского

народа. Продолжать воспитывать эстетические чувства детей.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта.(ухват, чугунок, русская

печка, изба, пряла пряжу, плёл корзины из прутьев)

Предварительная работа с детьми:

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По

щучьему велению».

Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и

показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова,

печная труба. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух

существительных.

Оборудование и материалы: слайды, разные крупы, латочки для круп, мука, сахар,

соль, молоко, дрожжи, миска для теста, готовые пирожки.

Ход занятия:

Воспитатель: В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь)

Как вы считаете для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные

полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища, для сушки одежды и

обуви…

Воспитатель: Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И

люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и

обогреет, и вылечит. Одно слово -Матушка! «Без печи и изба не изба! », «Мала

печенька, да тёпленькая» - говорилось в народе. С печью связана вся жизнь и весь быт

русского народа.

Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.

Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи

разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и

каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл

корзины из прутьев.

Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.

Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их

в новую печь.

Слайды 1-5.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

Слайд 6.

Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

Слайд 7.

Без чего печь не затопить?

(без дров)

Физкультминутка:

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава (имитируют движения: «рубят дрова»).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Воспитатель: : Варили кашу в горшке или в чугуне . Чугун ставили в печь, а чтобы не

обжечься, брали в руки ухват .

Еда, приготовленная в русской печи, отличается особым вкусом и ароматом. Раньше

говорили: «Всё, что есть в печи – на стол мечи».

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша? »

(Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)

Воспитатель: Каша из манки…

Дети: манная.

Воспитатель: из гречки…

Дети: гречневая.

Воспитатель: из риса…

Дети: рисовая.

Воспитатель: из овса…

Дети: овсяная.

Воспитатель: из перловки…

Дети: перловая.

Воспитатель: из пшена…

Дети: пшенная.

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы поставили варить кашу в чугунке.

Какая у нас получится каша?

Дети: Вкусная, ароматная, наваристая...

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги? »

Воспитатель: Пирог с капустой…

Дети: капустный пирог.

Воспитатель: пирог с яблоками…

Дети: яблочный пирог.

Воспитатель: пирог с грибами…

Дети: грибной пирог.

Воспитатель: пирог с мясом…

Дети: мясной пирог.

Воспитатель: пирог с ягодами…

Дети: ягодный пирог.

Слайд 9.

Воспитатель: А какие получатся пироги в русской печке?

Дети: Красивые, вкусные, пышные...

Воспитатель: А вы хотите попробовать пирожки?

Дети: Да.

Воспитатель: Из чего готовят пирожки?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Давайте и мы с вами приготовим тесто для пирожков.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Какие продукты нам понадобятся?

Дети: Мука, соль, сахар, молоко, дрожжи.

Воспитатель: Давайте готовить тесто.

Скажите какие вы знаете пословицы о труде?

Дети:- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Терпенье и труд все перетрут.

-Кончил дело - гуляй смело.

-Под лежачий камень вода не течет.

-Поспешишь- людей насмешишь.

Воспитатель: Вот и наше тесто готово. Давайте его отдадим на кухню что бы нам

испекли пирожки.

А мы с вами пойдем мыть руки.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра «Угадай сказку. »

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к

угаданной сказке.

1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на

окошке стужён»

(«Колобок»).

Слайд 10.

2. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину

кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

Слайд 11.

3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по

улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

Слайд 12.

4. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон! ». А она с печи: «Как выскочу, как

выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

Слайд 13.

5. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они

полетели? » Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Слайд 14.

Речевая игра «Дополни предложения. »

Русская печь нужна для…

(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав,

для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…

(дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…

(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…

(освещения избы)

Воспитатель: Раньше не только работали, но и находили время для развлечений.

Скажите мне как вы понимаете такую пословицу: "Делу- время, потехе- час." (всему

свое время: и делу и потехе.)

Ответы детей.

Воспитатель: Пока мы с вами говорили о сказках, пословицах наши пирожки и

поспели. (Угощаю детей пирожками)

Слайд 15.

Сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового.



В раздел образования