Напоминание

"Вокально-хоровое воспитание в школе, как один из компонентов всестороннего развития учащихся"


Автор: Петрова Любовь Валерьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Вокально-хоровое воспитание в школе, как один из компонентов всестороннего развития учащихся"
Раздел: полное образование





Назад




Л.В.Петрова

учитель музыки

(МОУ «СОШ №77» г. Саратов)

«ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ, КАК ОДИН ИЗ

КОМПОНЕНТОВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ УЧАЮЩИХСЯ».

На протяжении многих веков истории человечества представители

различных наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Но все они

сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, а

может быть и до возникновения первого слова. Таким образом, человеческий

голос был первым музыкальным инструментом. Пение и его высшая форма –

хоровое

искусство

является

подлинным

источником

отечественной

музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время. В

последние несколько лет возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано

тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке. Проблема

хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов.

Кроме

того,

методики

хорового

воспитания

школьников

постоянно

обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в

процесс

обучения

что-то

свое,

обновляет

уже

существующие

методики,

обобщает предыдущий опыт своих коллег.

Хоровое воспитание детей в России XIX века. Конец 19 века в России богат

появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней трети 19 века С.В. Смоленский пользовался особой

известностью.

В

статье

«Заметки

об

обучении

пению»

он

указывает

три

главные задачи: воспитательную, образовательную, развивающую.

В 70-х годах 19 века появляется книга С. Миропольского «О музыкальном

образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья,

посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению

пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам,

является: навыком к дружному, совокупному действию; разумным стремлением

общими

силами

достигнуть

цели;

привычкою

тщательно

выполнять

свою

собственную деятельность.

Большую популярность приобрела двухчастная

«Методика пения» А.Н. Карасева. Автор особо подчеркивает, что при занятиях

хором

развивается

активное

внимание

и

обостряется

умственная

работа.

Карасев ставит две цели при обучении детей пению: развитие присущих детям

музыкальных способностей, а вместе с тем, органов голоса, речи и дыхания;

применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к

практике.

Современные

методики

вокально

хоровой

работы. Наряду

с

уже

сложившимися

мнениями

стали

появляться

новые

методики

вокального

воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного

звучания голоса. Сторонником таких взглядов выступил Д.Е.Огороднови его

последователи.

Своей

главной

задачей

данная

методика

ставит

бережное

воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и, на этой основе,

комплексное

развитие

всех

музыкальных

способностей.

Методика

комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов

художественных

музыкальных

движений

в

коллективной

хоровой

работе:1

художественное тактирование;2 работа по алгоритму постановки голоса и

воспитания вокальных навыков и музыкальности;3ладо-вокальные жесты;4

декламация

с

жестикуляцией;5

вспомогательные

движения

при

вокальной

работе над песней;

6 поиски выразительных движений во время слушания музыки.

В работе по постановке голоса Д.Е.Огороднов рекомендует опираться на

речевые

навыки,

которые

значительно

опережают

вокальное

развитие. В.В.

Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса». Система взглядов

и

методов

работы

по

постановке

голоса

была

изложена

автором

в

книге

«Развитие голоса. Координация и тренаж». Метод В.В. Емельянова предлагает

шесть циклов упражнений: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Интонационно-

фонетические упражнения. 3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. 4.

Фонопедические

программы

в

нефальцетном

режиме.

5.

Фонопедические

программы

на

переходе

из

нефальцетного

в

фальцетный

режим.Значение

термина «фонопедия» В.В.Емельянов определяет как «комплекс педагогических

воздействий,

направленных

на

постепенную

активизацию

и

координацию

нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений,

коррекцию

дыхания,

а

также

коррекцию

самой

личности

обучающегося».

Существует также и третье направление вокально-хоровой работы с детьми,

теоретическим

и

методическим

лидером

которого

является

кандидат

педагогических

наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она

предлагает

использовать

преимущественно

звуковысотную

зону

выше

«середины» в фальцетном режиме.

А.Г.Раввинов

считал

целесообразным

применять

прием

«атакирования»

верхнего регистра детского голоса, то есть сразу начинать с пения высоких

звуков.

Он

отмечал,

что

многие

дети

имеют

низкий

разговорный

голос

и

переносят характер звучания речи в свое пение. Связывая оба эти процесса

между собой, А. Г. Раввинов предлагал детям говорить и читать на высоких

звуках, а на занятиях пением петь «высоким звуком», ярко отличным от той

высоты, которой обычно пользовались эти учащиеся.

В новом XXI веке актуальность преподавания хорового пения не ставится под

сомнение,

это

доказывает

активный

выпуск

в

последние

годы

различных

учебников и пособий для учителей по обучению хоровому пению. Отметим

несколько

из

них:

Никольская-Береговская

К.Ф.Русская

вокально-хоровая

школа:

От

древности

до

XXI

в.:

Учебное

пособие

для

студентов

высших

учебных заведений. М., 2003 г. В данном учебном пособии изложена история

развития и становления хоровой школы в России, материал очень хорош своей

содержательностью и систематичностью изложения.Осеннева М.С., Самарин

В.А.Хоровой

класс

и

практическая

работа

с

хором.

М.:

Академия,

2003.В

данном учебном пособии в соответствии с программой курса рассматривается

теория вокально-хорового искусства, раскрывается методика работы с детским

хоровым

коллективом

-

рассказывается

о

воспитании

у

певцов

вокально-

хоровых

навыков,

достижении

ансамбля,

четкости

дикции,

об

основных

репетиционных приемах работы с отдельными хористами и всем коллективом.

Живов В.Л.Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика М.: Владос,

2003. Это пособие может использоваться в качестве основного материала по

курсу

«Теория

хорового

исполнительства».

Адресовано

студентам

и

преподавателям

музыкальных

и

педагогических

вузов,

колледжей,

преподавателям

музыкальных

и

общеобразовательных

школ,

хормейстерам-

практикам и широкому кругу любителей хорового пения.

Вокально – хоровое воспитание в школе.

Пение на протяжении веков было

главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации

в

процессе

усвоения

духовного

опыта

поколений.

Поэтому

урок

пения

в

школьной практике изначально был одним из основных учебных предметов

наряду с чтением, письмом и счетом. Различные педагоги прошлого в

своих

теоретических

трудах

неоднократно

подчеркивали

воспитательное

воздействие пения на учащихся. Говорилось о влиянии пения на развитие

интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и

даже физическое развитие (Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А.

И.

Пузыревский

и

др.).По

наблюдениям

современных

педагогов

дети,

систематически занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе по всем

предметам, более дисциплинированы и эмоционально развиты, по сравнению

со своими сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым

пением.

Как

утверждает

современный

ученый-психолог

П. В. Симонов,

«занятия искусством – это не барская прихоть, это – необходимость. Правое

полушарие – эмоциональный мозг – является базисом для развития левого

полушария – мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное

развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную

и психически устойчивую личность – святая святых задач системы народного

образования

и

родительского

воспитания».

Несмотря

на

то,

что

в

системе

народного образования на уроках музыки имеются потенциальные возможности

для музыкального и певческого развития учащихся, однако они недостаточно

полноценно

реализуются

на

практике.

Одна

из

основных

причин

недостаточно эффективные программы, сориентированные, главным образом,

на развитие музыкального восприятия через слушание музыки и рассуждение о

ней, не учитывая отечественные певческие традиции. Россия издревле была

певческой

страной.

Вокально-хоровая

культура

всегда

была

и

есть

ее

национальное достояние. Смещение акцентов в музыкальном образовании без

учета данной особенности национальной культуры приводит к определенному

кризису во всей системе народного образования в целом. А если пение и имеет

место на уроке, то оно проходит на уровне массового пения без учета правил

вокальной технологии. Такое пение пагубно для физического и психического

здоровья детей. При достаточно длительном таком «музицировании» голоса

поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом

искусстве,

которое

превращается

для

них

в

фактор

стресса.

Из

такого

кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения во

внеклассной работе и системе дополнительного образования. Кроме того, урок

музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах, следует

строить, главным образом, на основе певческой деятельности, целенаправленно

работая над процессом постановки голоса с самого начала обучения. Именно

это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями.

Традиции отечественного хорового исполнительства являются и поныне нашим

национальным достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению

– гарантия выживания нации, ибо народ, который не помнит своей истории,

запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и не хранит культуры

своих предков, обречен на вымирание. Этим и определяется необходимость

сохранения традиций российского хорового исполнительства путем развития

певческой культуры не только в профессиональных хоровых коллективах, но,

прежде всего, на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Таким образом, современная музыкально-педагогическая наука сформировала

целый

ряд

логически

обоснованных

и

на

практике

проверенных

методик

вокально-хоровой работы в школе. Эффективность их применения во многом

зависит

от

условий

обучения:

периодичности

уроков,

количества

часов,

численности

классов,

возможности

деления

классов

на

группы,

штатной

и

кадровой

обеспеченности

школ

профессиональными

педагогами.Данные

особенности

учебного

процесса

в

современной

общеобразовательной

школе

приводят к необходимости каждого творчески мыслящего педагога формировать

свой индивидуальный подход к обучению, основываясь на фундаментальных

положениях разобранных методик вокально-хоровой работы.Воспитательные и

организационные

возможности

хоровой

музыки

огромны.

Через

хоровую

деятельность

происходит

приобщение

ребенка

к

музыкальной

культуре,

а

коллективное

пение

это

прекрасная

психологическая,

нравственная

и

эстетическая

среда

для

формирования

лучших

человеческих

качеств.

В

школьных

хорах

дети

приобретают

навыки

музыкального

исполнительства,

позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Список используемых источников:

1. Огородников Д. Е. Вокально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе Л. : Музыка, 1972.

2. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе : учеб.пособие для студ. высш. учеб.

заведений. М. : Муз.образование, 2010.

3. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого

голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.

Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.

5. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности

до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.,

2003. – 270 с.



В раздел образования