Автор: Губанова Валерия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№15г.Лысково
Населённый пункт: г.Лысково,Нижегородская область
Наименование материала: проект "В детский сад с радостью"
Тема: адаптация детей к детскому саду
Раздел: дошкольное образование
Психологический проект «В детский сад с радостью»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15г.Лысково
Психологический проект
«В детский сад с радостью»
Автор-составитель:
педагог- психолог
Гу
банова Валерия Сергеевна
2017 год
Актуальность
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,
которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности
возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду
дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались
бы ребёнком как безопасные.
Паспорт проекта:
Образовательная область – Социально- коммуникативное развитие.
Тип проекта – игровой.
По числу участников – групповой.
По времени продолжения – долгосрочный.
По характеру контактов - в контакте с семьей и педагогам.
Участники проекта -
1.Дети.
2.Педагоги.
3.Специалисты: педагог- психолог.
4.Родители.
Место реализации - МбДОУ детский сад№15 группа раннего возраста.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством
обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1.Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2.Обучить родителей практическим приёмам воспитания детей.
3.Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1.Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2.Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3.Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Положительная адаптация детей к детскому саду;
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего
возраста;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ в вопросе адаптации детей
к детскому саду.
Этапы реализации проекта
№
п/п
Форма проведения
Мероприятия
Сроки
1 этап Организационный
1.
Изучение литературы по вопросу адаптации детей
раннего дошкольного возраста
июнь
2.
Составление перспективного плана работы с
участниками проекта.
июнь
3.
Планирование работы с детьми в период
адаптации
сентябрь
2 этап Внедренческий
Работа с педагогами МБДОУ
1.
Психологический
практикум
«Психологические особенности детей раннего
возраста»
июнь
2.
Семинар
«Особенности адаптации детей к условиям
МБДОУ»
июнь
3.
Практическое занятие
«Организация игровой деятельности детей в
процессе адаптации к МБДОУ»
июнь
4.
Групповая консультация
«Взаимодействие с родителями при поступлении
июнь
ребенка в МДОУ»
(приложение 2)
5.
Индивидуальные беседы
«Проведение работы воспитателя с родителями
июнь- август
6.
Анкетирование
Предоставление родителям анкет для заполнения
июнь- август
7.
Семинар
«Трудности взаимодействия с детьми раннего
возраста» (приложение 3)
июль
8.
Групповая консультация
«Уровень адаптации ребенка к условиям МБДОУ»
сентябрь
9.
Тестирование
Анализ результативности работы с педагогами
(приложение 4)
октябрь
10.
Индивидуальные
консультации
Работа с воспитателями и специалистами МБДОУ
(по запросу)
В течении года
Работа с родителями
1
Встреча
«Давайте познакомимся» (приложение5)
июнь
2
Родительское собрание
«Большие проблемы маленьких детей»
(приложение6)
август
3
Беседа
Встречи с родителями
Июнь- август
4
Беседа, Консультация
Информационное просвещение
Июнь- август
5
Консультация
Индивидуальная работа по воспитанию и
развитию детей
сентябрь
6
Анкетирование
Предоставление родителям анкет для заполнения
(приложение7)
сентябрь
7
Родительское собрание
Итоги адаптации
октябрь
Работа с детьми раннего возраста
1
Анализ документации
Знакомство с ребенком
июнь-август
2
Наблюдение
Осуществление систематического контроля за
июль- сентябрь
эмоциональным состоянием ребенка, его
взаимодействием со сверстниками и взрослыми
3
Игры и игровые
упражнения
Проведение работы с детьми (приложение 1)
Июль- август
4
Психолого-
педагогическая
диагностика
Анализ степени адаптации и уровня
адаптированности детей
сентябрь
5
Игротерапия
Индивидуальная работа с детьми с тяжелой
степенью адаптации к МДОУ
октябрь
3 этап Итоговый
1.
Разработка программы
июнь-июль
2.
Разработка картотеки игр на формирование
положительной адаптации к детскому саду
ноябрь-май
Вывод:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают
адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены,
поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в
стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно
адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться
сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников,
подражать их действиям.
Базовыми средствами работыслужат разнообразные игры с речевым сопровождением:
хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают
детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье
ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже
стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт
со взрослыми и сверстниками.
В перспективе:
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и
пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего
года обучения). Рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на
протяжении всего учебного года, поэтому дальнейшим развитием данного проекта, планируется
написание программы поддержки детей раннего дошкольного возраста.
Литература:
1.
Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы».
2.
О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
3.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.:
Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
4.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество,
2003, 240с.
5.
Корнеева Е.Н.Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское «почему»?- ООО
Издательство «мир и образование», 2012.
6.
Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая помощь семье с детьми от
1 до7 лет- С-П «Речь»,2012г.
7.
Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000
8.
Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»Воронеж2006
9.
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
10.
Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000
11.
А.С.Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех
лет.М.Аркти2002