Автор: Самойленко Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 41
Населённый пункт: Санкт -Петербург п. Металлострой
Наименование материала: Статья
Тема: "Азбука - Экологии"
Раздел: дошкольное образование
"Экология" - это наука, которая рассматривает аспекты взаимодействия
человека и окружающей его неживой природы.
"Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактным
понятием, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль:
люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, наши леса, как
мы любим саму жизнь".
Цель экологического воспитания дошкольников: развитие ребенка на
познавательном, эмоциональном и практическом уровнях для формирования
разумного отношения к миру, к себе, как к жителю своей страны и планеты Земля.
Задачи экологического воспитания:
1.Формировать у дошкольников представления о разнообразии и неповторимости
окружающего мира через развитие интереса к миру природы;
2.Формировать положительное эстетико-этическое отношение дошкольников к
природе;
3.Формировать у ребенка склонности к проявлению позитивного
взаимодействия с миром природы через развитие у него навыков и умений.
Система работы по экологическому воспитанию включает в себя:
1.Работу с детьми.
2.Работу с родителями.
3.Повышение квалификации педагогов.
Одна из важных задач дошкольного экологического образования как раз и
заключается в том, чтобы подготовить, адаптировать маленького человека к
будущей взрослой жизни в сложных условиях современного мегаполиса. В данном
ключе можно выделить проблемы взаимодействия человека не только с
элементами неживой природы (проблема нехватки чистой воды, зеленых зон
отдыха в пределах мегаполиса, перенаселения, качества продуктов питания и т.д.),
но и проблемы экологии самого человека (то есть рассматривать человека как
отдельную экосистему).
В условиях современной жизни данные вопросы приобретают все возрастающее
значение. Соответственно начинать работу по подготовке дошкольника к условиям
современной жизни необходимо уже в стенах ДОУ.
Экологические проблемы -это не только результат загрязнения окружающей среды
"плодами" хозяйственной деятельности человека, но и последствия растущего
дефицита экологического сознания. А оно, в свою очередь, осуществляется на
протяжении всей жизни человека.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического
воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической
культуры- осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и
неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Сложная экологическая обстановка в мире вызывает необходимость
способствовать экологическому воспитанию дошкольников в стенах ДОУ.
Для успешного решения данных вопросов необходимо задействовать
элементы интеграции (т.е. взаимодействия) в рамках реализации образовательных
областей.
Требует особого внимания система работы с родителями (просветительская
деятельность, консультации, обмен и передача опыта, совместная продуктивная
деятельность и т .д.).
Роль семьи и ДОУ в формировании эмоционального отношения к миру.
Какими будут наши дети - внимательными, добрыми или эгоистичными -
зависит только от нас, родителей.Ведь именно в семье формируются у детей
основы отношения к людям, вещам, природе.
Как же воспитать ребенка добрым ,чутким,научить его сопереживать. Как
научить беречь близких и себя?
Для решения данных очень важных вопросов большую роль играет элемент
подражания детьми модели поведения родителей. Соответственно
становится понятной необходимость грамотной и аккуратной работы с
родителями.
Каждый из тех,кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Наша
задача - показать родителям необходимость воспитания у детей
экологической культуры.