Авторы: Каменских Елена Владимировна, Шолопова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Юго-Камский детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: поселок Юго-Камский, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Детство без войны"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Детство без войны»
Проект краткосрочный, срок реализации – 1 неделя, с 04 по 08 мая
2015 года.
Проект разработан для старшей группы детского сада.
В проекте участвовали:
Воспитатель Шолопова Любовь Николаевна
Воспитатель Каменских Елена Владимировна
Родители
Дети
Актуальность проблемы:
В
период
смены
общественных
формаций
нарушается
преемственность
поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного
опыта,
главных
жизненных
установок.
И
наши
дошкольники
не
испытывают
чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной
Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми была проведена беседа по
выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который
показал, что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной
Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким
образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детство без
войны».
Проект
направлен
на
патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста.
В
процессе
реализации
проекта
у
дошкольников
формируются
чувства
привязанности,
верности,
чувства
собственного
достоинства, гордости за свою Родину.
Цели: Расширить представления детей о советских солдатах. Воспитывать любовь,
уважение к воинам – защитникам Родины.
Задачи:
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне;
Расширение знаний о защитниках отечества;
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ;
1
познакомить с патриотическими музыкальными произведениями;
Развивать
речь
детей,
обогащать,
словарный
запас,
учить
детей
составлять короткие описательные рассказы по картинкам;
1. Что вы видите на картинке?
2. Какие эмоции изображены у людей?
3. Как вы думаете, чем закончатся военные действия?
4. Почему нашей стране необходим праздник – День Победы?
Дети прослушивают рассказы 4 – 5 детей. Оценивают рассказы своих товарищей.
Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Образовательные
области:
«Познавательное
развитие»,
«Социально
-
коммуникативное
развитие»,
«Художественное
-
эстетическое
развитие»,
«Речевое развитие.
Формы организации детей:
продуктивная деятельность;
работа в уголке творчества;
выставка детского рисунка;
прослушивание музыкальных произведений;
оформление мини обелиска «Вечная память» в групповой
комнате;
занятия, беседы;
игра.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина»;
-
Туйчиева
И.Л.,
Аверин
С.А.
Информационно-дидактический
игровой
комплект «Детям о Победе»;
- И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике».
Диагностико-дидактическое:
Художественная
литература,
иллюстрации
о
ВОВ,
видеофильмы
(презентации).
Предварительная работа.
2
Задание для воспитателя.
1.
Чтение художественной литературы (стихи, рассказы)
2.
Экскурсия к памятнику погибших воинов, тружеников тыла;
3.
Совместно с детьми подготовить групповую комнату к празднику;
4.
Оформление
творческой
выставки
«Великая
Отечественная
война
глазами детей».
Задание для родителей.
1.
Рассказать детям о значимости праздника, посвященного Дню Победы.
2.
Совместно с детьми принять участие в праздничных мероприятиях,
проводимых в честь Дня Победы в поселке.
Предполагаемый
результат:
любознательность,
активность;
интерес
к
новым
знаниям;
проявление
чувства
гордости
за
стойкость
и
самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны
1941—1945
годов;
интерес
к
историческому
прошлому
страны
через
произведения живописи, прослушивание музыкальных произведений.
Продукт проектной деятельности.
фотоколлаж «Спасибо за доблесть, отвагу и честь. Спасибо за то,
что я есть…»;
выставка
детских
рисунков
«Великая
Отечественная
война
глазами детей»;
художественная лепка «Солдаты. Военная техника»;
мини обелиск «Вечная память» в групповой комнате;
презентации:
«Вставай
страна
огромная»,
«Парад
на
Красной
площади», «Юго-Камские Герои Великой Отечественной войны»,
«Мой дедушка – Герой»;
Работа над проектом осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап:
изучение литературы по проектной деятельности;
разработка занятий по теме «Они сражались за Родину»;
подготовка методической литературы, иллюстраций.
Основной этап:
3
занятия «Они сражались за Родину» (познавательное);
беседы:«Вставай страна огромная…»; «Как советские люди защищали
страну от врагов»; «Кто такие ветераны?», «Праздник Победы»
рассматривание
иллюстраций
из
информационно-дидактического
комплекта «Детям о Победе»;
чтение художественной литературы: С. Михалков «Быль для детей»,
«День Победы», «Здравствуй, воин-победитель…», Погореловский С.
«Советский
солдат»,
Кассиль
Л
«Сестра»,
«Памятник
советскому
солдату», Исаковский М. «Навек запомни», Воронько П. «Два брата
солдата», Баруздин С. «На красной площади парад»;
экскурсия к памятнику воинов ВОВ, тружеников тыла (приложение 1
Конспект
экскурсии
«Мы
всегда
будем
помнить
тех,
кто
пал
на
войне…» );
экскурсия в библиотеку «Ордена и медали в Великой Отечественной
войне»;
прослушивание
музыкальных
произведений: В. Лебедев – Кумач, А.
Александров
«Священная
война»;
М.
Исаковский,
М.
Блантер
«Катюша»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»;
В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»;
просмотр презентаций: «Вставай страна огромная», «Парад на Красной
площади», «Юго-Камские Герои Великой Отечественной войны», «Мой
дедушка – Герой»;
художественно творческая деятельность: оформление мини обелиска
«Вечная память» в групповой комнате;
художественное
творчество
(лепка
«Солдаты.
Военная
техника»,
рисование «Великая Отечественная война глазами детей»);
составление рассказа «На параде»;
игра: «Мы солдаты».
Заключительный этап:
составление портфолио проектной деятельности;
4
проведение
обобщающего
занятия
«Сказание
о
великой
победе»
(приложение 2 «Конспект обобщающего занятия»);
выставки детских работ (лепка «Солдаты, военная техника», рисование
«Война глазами детей»);
оформление
результатов
проекта
в
виде
фотоколлажа
«Спасибо
за
доблесть, отвагу и честь. Спасибо за то, что я есть…»;
участие детей совместно с родителями в эстафете, посвященной Дню
Победы;
посещение детьми
совместно с родителями митинга, посвященного
Дню Победы;
Педагоги использовали следующие виды детской деятельности:
игровая
(дает
ребёнку
почувствовать
себя
равноправным
членом
общества, появляется уверенность в собственных силах);
художественно-эстетическая (помогает с помощью работ достичь цель,
формирование
интереса
к эстетической
стороне
окружающей
действительности);
предметная
(удовлетворяет
познавательные
интересы
ребёнка
в определённый
период,
помогает
ориентироваться
в окружающем
мире);
коммуникативная
(объединяет
взрослого
и ребёнка,
удовлетворяет
разнообразные
потребности
ребёнка
в эмоциональной
близости
с взрослым, его поддержке и оценке);
наблюдение (обогащает опыт, стимулирует развитие познавательных
интересов);
чтение художественной литературы (формирует интерес и потребность
в чтении (восприятии) книг);
конструктивная
(помогает
в творческом
воображении,
в механизмах
управления собственным поведением).
Заключение
Проект «Детство без войны» предназначен для формирования у детей знаний
об историческом прошлом Родины, целостного восприятия событий, связанных с
5
Великой Отечественной войной 1941—1945 годов. Проект помогает установить
историческую преемственность поколений.
Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям,
защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно
гражданско-патриотической
позиции
дошкольника,
которая
является
основой
л и ч н о с т и
в з р о с л о г о
ч е л о в е к а
—
г р а ж д а н и н а
с в о е й
с т р а н ы .
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста
возможно
в
полном
объеме
в
том
случае,
если
организация
работы
с
дошкольниками
будет
осуществляться
по
специально
разработанной
педагогической
технологии,
обеспечивающей
взаимосвязь
всех
компонентов,
актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы,
взаимодействие в системе «педагог - ребенок — родитель».
6
Приложение 1
Конспект
экскурсии
к
памятнику
погибших
Солдатов
в
ВОВ,
тружеников тыла
Тема: «Мы всегда будем помнить
Тех, кто пал на войне…»
Цель: Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной
Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и
чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти
павших бойцов, воспитывать патриотические чувства.
Предварительная
работа:
Чтение
художественной
литературы
о
войне
и
воинах;
рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений.
Беседа перед экскурсией:
Многие не вернулись с войны, они погибли ради того, чтобы на земле был мир. Все
люди помнят погибших героев в Великой Отечественной Войне. В годы войны многие
люди работали для фронта на заводах, они производили снаряды. Во всех городах и селах
есть
памятные
места,
куда
приходят
люди
для
того,
чтобы
почтить
память
героев,
тружеников тыла, возложить цветы. У нас в поселке тоже есть такое место – памятник
погибшим воинам, труженикам тыла. Там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, обрывать
листья с деревьев. Там нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой
молчания благодарят погибших героев, чтут их память.
ХОД ЭКСКУРСИИ
Воспитатель: Дети, как называется место, куда мы с вами пришли? (ответы детей)
Воспитатель:
Расскажите,
зачем
был
создан
этот
мемориальный
комплекс?
(дети
высказывают свои мнения)
Воспитатель:
Правильно,
в
память
о
тех
воинах
героях,
которые
погибли
при
освобождении нашей Родины, в память о тех людях, которые трудились в тылу для
фронта, был создан этот мемориальный комплекс – место памяти погибших граждан
нашего поселка. Ребята, посмотрите, что находится на Мемориальном комплексе славы?
Ответы
детей:
Огонь,
танк,
плиты
с
именами
героев,
много
цветов,
деревья…
(воспитатель обращает внимание детей на танк)
Воспитатель: Кто из вас знает, почему стоит здесь этот танк? (ответы детей) Правильно,
именно эта военная техника использовалась нашими солдатами, чтобы защитить нашу
Родину (дети осматривают танк и делятся своими впечатлениями).
7
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к плитам. Здесь высечены имена погибших,
которые жили в нашем поселке (дети подходят к гранитным плитам). Мы видим, как
много солдат погибло, защищая нашу страну от врагов.
Ребята, давайте подойдем к вечному огню. Он выполнен в форме пятиконечной
звезды. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая
Родину. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. Самый большой Вечный
огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату (дети подходят к Вечному
огню).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько здесь деревьев, Они не просто так здесь
растут.
Они
являются
символом,
как
будто
матери
и
сестры
склонились
над
навернувшимися с войны братьями и сыновьями (дети подходят к Вечному огню).
Воспитатель: День Победы – праздник радостный и грустный. В этот день встречаются
те, кто вместе воевал. Они вспоминают о былых сражениях, о своих фронтовых друзьях. В
дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить
цветы.
Особенно
много
здесь
людей
в
День
Победы
–
9
мая
(воспитатель
читает
стихотворение М. Исаковского «Навек запомни»):
«Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,
- Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег."
Воспитатель: Очень много произведений написано в память о ВОВ, о тех героях,
которые не пожалели своей жизни. А сделали они это для того, чтобы мы с вами жили в
мирное
время
и
не
знали,
что
такое
война.
И
чтобы
страшной
войны
больше
не
повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить память
героев минутой молчания. Давайте и мы с вами тихонько постоим и помолчим (минута
молчания).
Беседа после экскурсии:
– Ребята, куда мы с вами ходили на экскурсию?
8
– Кому посвящен этот Мемориальный комплекс?
– Как мы должны почитать память погибших героев?
- Хотели бы вы быть похожими на героев?
Приложение 2
Конспект обобщенного занятия, посвященного Дню Победы
Тема «Сказание о великой победе»
Цель: формирование активной гражданско-патриотической позиции.
Задачи:
- закрепить знания детей о том, когда празднуют День Победы, как называется война,
сколько лет длилась;
- активизировать словарь по данной теме;
- воспитывать чувство гордости за участников войны.
Оборудование: музыкальные произведения: «День Победы» (музыка Д. Тухмановой, В.
Харитоновой), «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача),
«Вечный огонь» (музыка Ф. Хозака, слова Е. Агроновича), иллюстрации и репродукции о
войне.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, экскурсии к памятным
местам, просмотр иллюстраций, презентаций.
Материал
к
занятию:
Иллюстрации
с
изображением
страны
в
военное
время
(бомбоубежище в метро, противотанковые укрепления, работа мирного населения на
военных заводах и т.д.), художественная литература.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что же такое Родина для вас?
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Школа, где твои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина - это тоже Родина.
Воспитатель: Родина - это детский сад, улица, на которой вы живёте, ваши родные люди
мама, и папа, наш поселок, наша столица Москва.
А что же такое война? (ответы детей)
Воспитатель. 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, день,
который нельзя забывать. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами.
Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в «дочки
–
матери»,
непоседливые
мальчишки
скакали
верхом
на
деревянных
лошадках,
представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и
задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. 22 июня
напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.
Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете,
как
это
было. Воспитатель предлагает послушать детям отрывки из произведения С.
Михалкова «Быль для детей», затем ведет беседу по вопросам:
- О чем рассказал нам поэт?
- Что случилось летней ночью?
- Какой приказ дал Гитлер своим войскам?
- Что хотели сделать фашисты с нашей страной?
9
- Что ответили им советские люди?
- Кто встал на защиту Родины?
Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они
держали их за колючей проволокой, морили их голодом.
Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы,
библиотеки, театры, больницы и т.д. (просмотр иллюстраций).
Воспитатель: Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог
держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и
на земле, и в воздухе, и на воде.
Воспитатель: Ребята, кто нас защищал в воздухе?
Дети: летчики
Воспитатель: А на воде?
Дети: моряки
Воспитатель: А на земле?
Дети: танкисты, пехота, артиллеристы.
Воспитатель:
Ребята,
а
как
маршируют
солдаты,
вы
знаете?
Давайте
и
мы
с
вами
подмаршируем.
Физкультминутка «На параде»:
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой – два –
Посмотрите вы на нас.
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Снова выстроились в ряд,
Снова вышли на парад,
Ра – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Дети: День Победы
Воспитатель: Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того,
что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень
дорогой ценой досталась нам эта победа.
Воспитатель: Долгие четыре года длилась война. Весь наш народ поднялся на борьбу с
фашистами. (Звучит фрагмент песни «Священная война» музыка А. Александрова, слова
В. Лебедева – Кумача).
Началась Великая Отечественная война. Наши солдаты проявляли мужество и
героизм. Родина наградила героев за это медалями и орденами. Посмотрите, вот перед
нами солдат, награжденный медалями (показ иллюстраций).
Воспитатель: А еще в минуты затишья между боями бойцы писали письма родным, к ним
приезжали на фронт артисты и пытались хоть как-то отвлечь (показ иллюстраций)
Воспитатель: Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только
наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от
10
бомбёжки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут
памятник
советскому
солдату
(Чтение
произведения
Погореловский
С.
«Советский
солдат», просмотр картины «Памятник Советскому солдату в Берлине»).
Воспитатель: Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа.
Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.
Мы водрузили на Рейхстаг
Наш красноармейский флаг.
Этот флаг над миром реет,
Он сверкает и алеет.
Говорит всем алый флаг:
«Побежден жестокий враг»
Воспитатель: Есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы
их называем?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с
цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и
благодарности за мирное небо над головой, во всех населенных пунктах в этот день
зажигают вечный огонь (просмотр иллюстраций, слушание музыкального произведения
«Вечный огонь» музыка Ф. Хозака, слова Е. Агроновича).
Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни,
стихи, рисовались картины о войне.
С тех пор прошло уже 70 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и
работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем
мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.
Звучит
музыкальное
произведение
"День
Победы"(музыка
Д.
Тухмановой,
В.
Харитоновой)
Итог занятия: Что же такое День Победы (чтение стихотворения А. Усачева «Что такое
День Победы?»)
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.:
Знамя Победы - это красное знамя. Оно стало символом Победы. Красный цвет
знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также
пятиконечная звезда. Знамя Победы вы можете увидеть во время праздничного парада на
Красной Площади в Москве.
Составление рассказов по картинкам «На параде» (3-4 человека).
11