Авторы: Шолопова Любовь Николаевна, Каменских Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Юго-Камский детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: поселок Юго-Камский, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Чудо-огород"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Юго-Камский детский сад № 3
П
Р
О
Е
К
Т
«
Ч
У
Д
О
-
О
Г
О
Р
О
Д
»
Юго-Камский
1
2015 год
Проект среднесрочный, срок реализации – март-апрель 2015 года.
Проект разработан для старшей группы детского сада.
Тип проекта: практический, творческо-исследовательский.
По количеству участников: групповой
В
проекте
участвовали
:
Воспитатель Шолопова Любовь Николаевна
Воспитатель Каменских Елена Владимировна
Родители
Дети
Актуальность
проблемы
:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство
с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых
лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой,
яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой
чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Чем
глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него
возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь
ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить
детскую
любознательность,
привить
первые
навыки
активности
и
самостоятельности
мышления,
мы
создали
условия
для
поисково-
исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в
весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры
из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в
природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за
обитателями уголка природы.
2
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный
наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-
то новое.
Цели
:
формирование
у
детей
интереса
к
опытнической
и
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в
комнатных
условиях,
воспитание у
детей любви к природе, создание в
группе огорода на подоконнике.
Задачи
:
Расширить знания детей о культурных растениях;
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания
культурных растений (лук, бобы, огурцы ,томат, перец, арбуз, рожь), а
также цветов;
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений;
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях;
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность;
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние
растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения
в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
Развивать познавательные и творческие способности.
Образовательные
области
:
познание,
коммуникация,
чтение
художественной литературы, социализация, безопасность.
Познание: способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие
3
объекты
познания:
природы
и
трудовой
деятельности,
сформировать
устойчивый
интерес
к
семенам
и
растениям,
закрепить
знания
детей
о
развитии растений на разных этапах.
Социализация: Формировать представление о семенах и плодах, об их
разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным
признакам, находить у них общие и отличительные черты; формирование
представления
о стадиях
развития
растения
из
семени;
закрепление
полученных знаний об условиях развития растений.
Безопасность: формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
Источники
информации:
методические
рекомендации
к
созданию
предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
Обеспечение
проектной
деятельности
:
Методическое
:
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий детского сада»;
- Е.А. Мартынова , И.М. Сучкова «Развернутое перспективное планирование
по программе «Детство»
Диагностико
-
дидактическое
:
Художественная литература, иллюстрации, аудиозаписи, видеофильмы.
Предварительная
работа
.
Задание
для
воспитателя
.
1.
Чтение художественной литературы (стихи, рассказы);
2.
Создание иллюстрированных схем роста овощных культур;
4
3.
Совместно с детьми оформить огород на подоконнике в групповой
комнате;
4.
Оформление творческой выставки «Витамины круглый год ;
5.
Создание альбома «Стихи, загадки, сказки об овощах и фруктах»;
6.
Создание альбома рецептов блюд из овощей.
Задание
для
родителей
.
1.
Совместно с детьми вырастить и украсить луковицы.
Предполагаемый
результат
:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями
их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных
условиях, на огороде в природе.
3. Дети познакомятся с культурными растениями.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному
миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукт проектной деятельности.
выставка детских рисунков «Мой огород»;
художественная лепка «Фрукты, овощи»;
аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами»;
создание альбома «Стихи, загадки, сказки об овощах и фруктах»;
создание альбома рецептов блюд из овощей;
фотоколлаж «Наш веселый огород»;
огород на подоконнике в групповой комнате;
получение здоровой рассады овощей, цветов
и высадка ее на
участок детского сада.
Работа над проектом осуществляется поэтапно.
5
Подготовительный этап:
изучение литературы по проектной деятельности;
разработка занятий по теме «Чудо - огород»;
Сбор
художественной
литературы:
стихи загадки,
пословицы,
поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки;
Создание иллюстрированных схем роста овощных культур;
Разработка консультаций для родителей «Огород на подоконнике»;
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, семена,
инструменты
для
рыхления
земли,
лейки.
Разбивка
огорода
на
подоконнике.
Основной этап:
Чтение
художественной литературы об овощах: поговорки, стихи,
сказки, загадки (Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская
сказка
«Пых»,
украинская
сказка
«Колосок»,
татарская
песенка
«Мешок», Ю.Тувин «Овощи).
Рассматривание иллюстраций, картин.
Организация
дидактических
игр,
бесед.
Рассматривание
с
детьми
семян (томатов, перца, огурцов, арбуза, цветов), зёрен ржи, посадка
семян.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для
жизни растений» (приложение № 1).
НОД с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев
семян», «Первые всходы». Беседы в течение всего проекта.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей
(сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Домашнее задание – родителям с детьми вырастить зеленый лук у себя
дома на подоконнике, украсить его и принести в группу для создания
огорода на подоконнике.
6
художественное творчество (лепка «Фрукты, овощи.», рисование «Мой
огород», аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами»);
составление описательного рассказа по картинкам (приложение № 2);
Дидактические игры : «От какого овоща эта часть?», «Что сначала, что
потом»,
«Магазин.
Овощи,
фрукты»,
«Найди
по
описанию»,
Лото
«Овощи и фрукты» (приложение № 3).
художественно
творческая
деятельность:
оформление
огорода
на
подоконнике в групповой комнате;
Заключительный
этап
:
составление портфолио проектной деятельности;
проведение обобщающего занятия «Волшебное превращение семечка»
(приложение 3) ;
выставки детских работ «Витамины круглый год» (лепка «Фрукты,
овощи», рисование «Мой огород», аппликация «Блюдо с фруктами и
ягодами»);
оформление результатов проекта в виде фотоколлажа «Наш веселый
огород»;
участие детей совместно с родителями в выращивании дома луковицы
и ее оформлении;
высадка рассады на участок детского сада.
Заключение
Каждую
весну
дома
на
подоконнике
у
мам
и
бабушек
расцветает
зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям
строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и
любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием
посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла
у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать
7
экологические
ценности
природы.
Именно
в
дошкольном
возрасте
закладываются
позитивные
чувства
к
природе
и
природным
явлениям,
открывается
удивительное
многообразие
растительного
мира,
впервые
осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами
смогли посадить и вырастить растения, ухаживать за ними.
8