Автор: Стояногло Виолетта Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Сангарская гимназия" Населённый пункт: п.Сангар, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: "Путешествие в страну Синтаксиса" Раздел: среднее образование
План-конспект урока-обобщения «Путешествие в страну Cинтаксиса»
Участники урока: учащиеся 5 класса МБОУ «Сангарская гимназия».
Разработала:
Стояногло
Виолетта
Викторовна,
учитель
русского
языка
и
литературы
МБОУ «Сангарская гимназия»
Тема урока: «Путешествие в страну Синтаксиса»
Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Синтаксис»
Задачи:
Образовательные:
1.
Повторить в процессе подготовки к уроку полученные знания.
2.
Проанализировать и сопоставить разные виды предложений
Развивающие:
1.
Развитие навыков сравнения, сопоставления, анализа и синтеза материала.
2.
Развитие эмоциональной сферы и речи.
Воспитательные:
1. Осмысление и нравственная оценка поэтического текста
2. Привитие любви к русскому языку, уважения к произведениям русской литературы
Технологическая карта урока
1
Тема урока
«Путешествие в страну Синтаксиса»
2
Эпиграф урока
3
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
3. Работа с материалами. Ответы на вопросы.
4. Корректировка результатов. Выводы.
5. Подведение итогов. Заключительное слово.
4
Подготовка к
уроку
1. Повторение изученных правил.
5
Ожидаемые
результаты
Закрепление материала по теме «Синтаксис», на котором будет
строиться дальнейшее изучение данной темы
6
Форма
организации
деятельности
Урок-путешествие
7
Развитие умений
и навыков
Умение обобщать, анализировать, сопоставлять, сравнивать
Основные
понятия и
термины
Предложение, словосочетание, диалог, прямая речь, знаки разделения
и завершения, однородные члены, грамматическая основа,
второстепенные члены
9
Оборудование
Классная доска, интерактивная доска (карта, слова для составления
словосочетаний, схемы предложений)
10
Источники
информации
Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Н.М.Шанского
Содержание урока
План
Содержание
Время
1 . Организационный момент
Объявление темы урока, целей. Настрой учащихся на
работу.
1 мин.
2 .Актуализация.
Вступительное слово
руководителей. Постановка
проблемы.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем
обычный
урок,
мы
с
вами
отправляемся
в
путешествие. С собой в дорогу нужно взять только
знания. Это будет ваш багаж. Путешествовать мы
будем
по
стране
«Синтаксис».
Наша
прогулка
понравится вам при условии, что каждый из
вас
будет
не
просто
наблюдателем,
но
и
гидом.
Посмотрите
на
экран,
здесь
изображена
карта
страны, которую мы посетим. Там же будут задания
для экскурсии.
4 мин.
3. Работа с материалом.
Вопросы в приложении
30
мин.
4. Корректировка
результатов. Выводы.
Подведение итогов
В приложении
5 мин.
Приложение (ход урока)
Уч.: Главная цель нашего путешествия – город Предложений, но по пути мы побываем и в
гостях у словосочетаний (далее слсч). Прежде чем попасть туда, нужно открыть ворота.
Для этого вспомните все, что вы знаете о слсч.
У.: 1) слсч состоит из двух слов,
2) одно из слов главное, другое – зависимое,
3) слова в слсч связаны по смыслу и грамматически
- вызвать двух учеников для составления слсч из данных слов (лазурный берег, плавать в
море, очень красиво)
Уч.: какое из слов главное, зависимое, чем они выражены? (запись в тетрадях, разбор)
Уч.: мы с вами совершили экскурсию по городу Слсч, теперь продолжим наш путь. Ворота
в город Предложений будут закрыты до тех пор, пока вы не расскажете мне все, что знаете
о предложениях.
У.: 1) в предложении все слова связаны грамматически,
2) главные члены предложения составляют его грамматическую основу,
3) для предложения характерна интонация конца,
4) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Уч.: прежде чем отправиться на экскурсию, я хочу задать вам несколько вопросов. Ответы
на них нужны для того, чтобы не заблудиться в этом большом городе.
1.
Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
2.
Назовите второстепенные члены предложения.
3.
Какими бывают предложения в зависимости от количества грамматических основ?
4.
Какими бывают предложения в зависимости от наличия второстепенных членов?
Жители
города
очень
любят
встречаться
друг
с
другом,
обсуждать
свои
проблемы,
делиться новостями.
5.
Как называются их разговоры?
6.
Как оформляется диалог на письме?
Запишите
в
тетрадях,
правильно
оформляя
диалог,
отрывок
из
книги
Г.Остера
«38
попугаев»
Воспитание чувств
-- Здравствуйте, дети, сейчас я займусь вашим воспитанием, -- сказала бабушка Удава.
-- Извините, бабушка, мы сегодня уже позавтракали, -- сказал Попугай.
-- Я займусь не питанием, а воспитанием, -- объяснила бабушка.
-- А что это такое? – спросила Мартышка.
-- Мартышка, я сорву банан и дам тебе его, что ты с ним сделаешь? – спросила бабушка.
-- Съем, -- ответила Мартышка.
Бабушка грустно покачала головой.
Уч.: Ребята, вы записали замечательный отрывок, в котором встречаются разные по цели
высказывания предложения. Какие именно?
У.: вопросительные, повествовательные.
Уч.: Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
У.: точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие.
Уч.: Чей диалог вы записали?
У.: бабушки, Мартышки, Попугая.
Уч.: Как вы об этом узнали?
У.: по словам, которые называются обращениями.
Уч.: Найдите предложения, в которых слово бабушка выступает в роли подлежащего,
обращения.
Запись в тетради
Попугай понёс вкусный банан Удаву, а Удав подумал и протянул банан Мартышке.
Уч.:
Расскажите
все,
что
вы
знаете
об
этом
предложении.
Составьте
схему
первого
предложения.
У.:
--
, --
.
Уч.: А если я запишу такую схему?
«
», --
.
У.: это схема предложения с прямой речью.
Уч.: Что такое прямая речь?
У.: прямая речь – это дословно переданные слова кого-либо.
Уч.: Запишите предложение, оформляя прямую речь.
У.: «Здравствуйте, дети, сейчас я займусь вашим воспитанием», -- сказала бабушка Удава.
Уч.:
Вот
и
настала
пора
отправляться
домой.
Вспомните
напоследок,
какие
пунктуационные правила мы изучили в разделе «Синтаксис. Пунктуация»?
У.: знаки завершения – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие;
запятая при однородных членах и при обращениях, в простых и сложных предложениях,
знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.
Уч.: синтаксис так же, как и другие разделы русского языка, очень интересен, сложен и
важен. Только те, кто любит, знает свой язык, могут считаться достойными гражданами
своей страны