Напоминание

"Путешествие в страну Синтаксиса"


Автор: Стояногло Виолетта Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская гимназия"
Населённый пункт: п.Сангар, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в страну Синтаксиса"
Раздел: среднее образование





Назад





План-конспект урока-обобщения «Путешествие в страну Cинтаксиса»
Участники урока: учащиеся 5 класса МБОУ «Сангарская гимназия». Разработала: Стояногло Виолетта Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сангарская гимназия» Тема урока: «Путешествие в страну Синтаксиса» Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Синтаксис» Задачи: Образовательные: 1. Повторить в процессе подготовки к уроку полученные знания. 2. Проанализировать и сопоставить разные виды предложений Развивающие: 1. Развитие навыков сравнения, сопоставления, анализа и синтеза материала. 2. Развитие эмоциональной сферы и речи. Воспитательные: 1. Осмысление и нравственная оценка поэтического текста 2. Привитие любви к русскому языку, уважения к произведениям русской литературы
Технологическая карта урока
1
Тема урока
«Путешествие в страну Синтаксиса» 2
Эпиграф урока
3
План урока
1. Организационный момент. 2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы. 3. Работа с материалами. Ответы на вопросы. 4. Корректировка результатов. Выводы. 5. Подведение итогов. Заключительное слово. 4
Подготовка к

уроку
1. Повторение изученных правил. 5
Ожидаемые

результаты
Закрепление материала по теме «Синтаксис», на котором будет строиться дальнейшее изучение данной темы 6
Форма

организации

деятельности
Урок-путешествие 7
Развитие умений

и навыков
Умение обобщать, анализировать, сопоставлять, сравнивать
Основные

понятия и

термины
Предложение, словосочетание, диалог, прямая речь, знаки разделения и завершения, однородные члены, грамматическая основа, второстепенные члены
9
Оборудование
Классная доска, интерактивная доска (карта, слова для составления словосочетаний, схемы предложений) 10
Источники

информации
Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Н.М.Шанского Содержание урока
План

Содержание

Время
1
. Организационный момент
Объявление темы урока, целей. Настрой учащихся на работу. 1 мин. 2
.Актуализация.
Вступительное слово руководителей. Постановка проблемы. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, мы с вами отправляемся в путешествие. С собой в дорогу нужно взять только знания. Это будет ваш багаж. Путешествовать мы будем по стране «Синтаксис». Наша прогулка понравится вам при условии, что каждый из вас будет не просто наблюдателем, но и гидом. Посмотрите на экран, здесь изображена карта страны, которую мы посетим. Там же будут задания для экскурсии. 4 мин. 3.
Работа с материалом.
Вопросы в приложении 30 мин. 4.
Корректировка

результатов. Выводы.

Подведение итогов
В приложении 5 мин.
Приложение (ход урока)
Уч.: Главная цель нашего путешествия – город Предложений, но по пути мы побываем и в гостях у словосочетаний (далее слсч). Прежде чем попасть туда, нужно открыть ворота. Для этого вспомните все, что вы знаете о слсч. У.: 1) слсч состоит из двух слов, 2) одно из слов главное, другое – зависимое, 3) слова в слсч связаны по смыслу и грамматически - вызвать двух учеников для составления слсч из данных слов (лазурный берег, плавать в море, очень красиво) Уч.: какое из слов главное, зависимое, чем они выражены? (запись в тетрадях, разбор) Уч.: мы с вами совершили экскурсию по городу Слсч, теперь продолжим наш путь. Ворота в город Предложений будут закрыты до тех пор, пока вы не расскажете мне все, что знаете о предложениях. У.: 1) в предложении все слова связаны грамматически, 2) главные члены предложения составляют его грамматическую основу, 3) для предложения характерна интонация конца, 4) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Уч.: прежде чем отправиться на экскурсию, я хочу задать вам несколько вопросов. Ответы на них нужны для того, чтобы не заблудиться в этом большом городе. 1. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
2. Назовите второстепенные члены предложения. 3. Какими бывают предложения в зависимости от количества грамматических основ? 4. Какими бывают предложения в зависимости от наличия второстепенных членов? Жители города очень любят встречаться друг с другом, обсуждать свои проблемы, делиться новостями. 5. Как называются их разговоры? 6. Как оформляется диалог на письме? Запишите в тетрадях, правильно оформляя диалог, отрывок из книги Г.Остера «38 попугаев»
Воспитание чувств
-- Здравствуйте, дети, сейчас я займусь вашим воспитанием, -- сказала бабушка Удава. -- Извините, бабушка, мы сегодня уже позавтракали, -- сказал Попугай. -- Я займусь не питанием, а воспитанием, -- объяснила бабушка. -- А что это такое? – спросила Мартышка. -- Мартышка, я сорву банан и дам тебе его, что ты с ним сделаешь? – спросила бабушка. -- Съем, -- ответила Мартышка. Бабушка грустно покачала головой. Уч.: Ребята, вы записали замечательный отрывок, в котором встречаются разные по цели высказывания предложения. Какие именно? У.: вопросительные, повествовательные. Уч.: Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? У.: точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие. Уч.: Чей диалог вы записали? У.: бабушки, Мартышки, Попугая. Уч.: Как вы об этом узнали? У.: по словам, которые называются обращениями. Уч.: Найдите предложения, в которых слово бабушка выступает в роли подлежащего, обращения. Запись в тетради Попугай понёс вкусный банан Удаву, а Удав подумал и протянул банан Мартышке. Уч.: Расскажите все, что вы знаете об этом предложении. Составьте схему первого предложения. У.: -- , -- . Уч.: А если я запишу такую схему? « », -- . У.: это схема предложения с прямой речью. Уч.: Что такое прямая речь? У.: прямая речь – это дословно переданные слова кого-либо. Уч.: Запишите предложение, оформляя прямую речь. У.: «Здравствуйте, дети, сейчас я займусь вашим воспитанием», -- сказала бабушка Удава. Уч.: Вот и настала пора отправляться домой. Вспомните напоследок, какие пунктуационные правила мы изучили в разделе «Синтаксис. Пунктуация»?
У.: знаки завершения – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; запятая при однородных членах и при обращениях, в простых и сложных предложениях, знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. Уч.: синтаксис так же, как и другие разделы русского языка, очень интересен, сложен и важен. Только те, кто любит, знает свой язык, могут считаться достойными гражданами своей страны


В раздел образования