Автор: Мачульская Ангелина Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
В настоящее время проблема осуществления эстетического воспитания,
всестороннего развития личности и формирования общей культуры в целом
одна из важнейших задач стоящих перед педагогами и родителями. Вопросом о
роли данного вида воспитания, целях и задачах которые перед ним ставятся,
занималось не одно поколение российских и зарубежных ученых, таких как Д.Б.
Кабалевский, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А.
Сухомлинский, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и др. В работах исследователей
раскрывается значение и необходимость осуществления эстетического
воспитания для гармоничного и всестороннего развития личности на всех
возрастных этапах.
На сегодняшний день, говоря об актуальности данной темы, можно обратиться к
высказыванию Н.В. Ягненковой:«Одной из истинных человеческих
потребностей является потребность в красоте как естественное стремление
человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку…» .
«Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и
воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры
школьников. Эстетическая культура включает в себя определенную степень
эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности
школьника…» [1, с. 33].Ю.К. Бабанский считает, что непосредственно
совместная деятельность педагогов и воспитанников способна формировать
эстетическую культуру, так как учителю отводится основная роль в процессе
знакомства школьников с миром искусства, музыки и с миром культуры в целом.
Именно на младшей ступени обучения важно начинать формировать основы
нравственной и эстетической культуры ребенка. В этом возрасте дети активно
стремятся познавать окружающую действительность и находить ответы на
интересующие их вопросы. Полноценное его осуществление обеспечит в
будущем становление такой личности, которая будет сочетать в
себе духовное богатство и огромный потенциал для развития. «…При
восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего на
изображенное, на ней событие. Его внимание начинает привлекать детали
картины. Эмоциональные переживания младшего школьника элементарно
сводятся в основном к переживанию удовольствия или не удовольствия от
восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника не устойчивое, его
утомляет длительное восприятие произведений искусства, и даже занятие
искусством. Вместе с тем его увлекает несколько результат с художественного
творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования,
сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной
ситуацией» [1, с. 35].
Как отмечают психологи (.Н.Джола, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,
М.Д.Таборидзе) младший школьный возраст имеет свои особенности, которые
не позволяют в полной мере оценить эстетическую красоту многих предметов
искусства, но именно в этом возрасте закладываются основы знакомства со
сферой культуры. Это положительное влияние мира культуры способно
сформировать основы эстетического восприятия.
Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности
рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами,
психологами и педагогами. Значительный вклад в историю эстетического
воспитания внёс чешский педагог Я.А.Коменский. В таких своих трудах как
«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в
картинах» он говорит о необходимости использования с раннего детства
музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, «…чтобы их слух и сердце
услаждались созвучием и гармонией» [3,с.215].
Французский философ-рационалист Рене Декарт, доказывая, что единственным
достоверным критерием существования является мысль, сознание, утверждал,
что цель музыки состоит в пробуждении в равновесие,
в гармонию. На этой основе Р.Декарт развивал свою теорию эстетического
восприятия.
Такие педагоги как и И.Гербарт, Г.Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включить
в эстетическое воспитание пение, рисование, художественные образы великих
людей, а также развитие детского творчества, чтение художественных
произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. В
системе научных знаний французского философа Дени Дидро одно из первых
мест занимали вопросы искусств и эстетики. В статье «О прекрасном» Д.Дидро
доказывал опытное происхождение эстетических понятий (отношение, как
основа прекрасного, красота, изящное). Ему принадлежит, ставшая крылатой,
фраза о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно
письму, вскоре превзойдёт другие во всех отношениях.
Первые эстетические трактаты появились в России в XVIII в. Иосиф
Владимиров и Семен Ушаков, заложившие основы теории эстетики и
эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли, отмечают в них
красоту и жизненность произведений искусства, дают классификацию
искусства.
Вопросы эстетического воспитания рассматривали такие ведущие русские
педагоги как К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.Ф.Лесгафт и др. Видя в
эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического
вкуса, находили необходимым изучение литературы, музыки, изобразительного
искусства, природы, а также занятия художественным творчеством.
К.Д.Ушинский на основе подробного анализа педагогического опыта работе
европейских стран, сделал важные выводы о воспитательной силе народных
традиций. Настаивал на использовании музыки в обучении: «…обратите
внимание на это соединение педагогики с хоровым пением. Оно как нельзя
более характеризует тот воспитательный элемент учения, о котором у нас пока и
говорить странно»[8,С.329]. На основе наблюдений
подчёркивал: «…после маленькой песни класс оживает, как цветы после
дождика. …Выходит что-то очень милое, стройное, трогающее чувство и
воспитывающее его»[9,с.342].
Выдающийся учёный-психолог и педагог П.П.Блонский разрабатывал идеи
эстетического творчества. Он определял эстетическое воспитание как развитие
эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного
жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от
всей активной жизни.
Советская педагогика, обобщив опыт зарубежной и русской педагогической
мысли, создавала систему эстетического воспитания на базе государственной
системы образования и воспитания. Значительный вклад в разработку теории и
практики внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В.
Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они
пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих
способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это даёт им
возможность наслаждаться красотой и создавать её.
Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания
российских школьников входят в структуру основной образовательной
программы. Определен современный национальный воспитательный идеал и
базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ
воспитания и социализации школьников. В проекте Федерального
государственного стандарта общего образования духовно-нравственное
развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи
первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". [Ст. 9, п.
6], данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования обеспечивают реализацию федерального государственного
образовательного
стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
На сегодняшний день разрабатываются новые программы учебных предметов
эстетического цикла, увеличивается количество часов на изучение предметов
гуманитарного профиля, открываются школы искусств, школы и классы с
эстетическим уклоном, организуются разнообразные кружки, студии,
творческие коллективы и т. д.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического воспитания. К этой системе относятся
искусство, музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, театр и другие.
Все эти сферы несут возможности для раскрытия внутреннего потенциала
личности.
Эстетическое воспитание младших школьников может осуществляться в
начальной школе с помощью различных средств. Одним из наиболее
эффективных является музейная педагогика. Широкий спектр методов музейной
педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм
работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования.
Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в
разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в
школе, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные
постановки.
Данная тематика рассматривается в литературе: М.Б. Гнедов-ский, Г.Н. Галич,
Н.Л. Кульчинская, Е.Н. Конухова, Н.Г. Макарова.
При всей очевидности влияния музейной педагогики на эстетическое
воспитание, проблема не получила своего достаточного решения и можно
выделить:
Противоречие: между объективными потребностями эстетического воспитания
младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических
условий, обеспечивающих эффективность музейной педагогики как средства
эстетического воспитания младших школьников.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического
воспитания младших школьников средствами музейной педагогики.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия,
способствующие эстетическому воспитанию у младших школьников средствами
музейной педагогики.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания у младших
школьников.
Предмет исследования – эстетическое воспитание у младших школьников
средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования – эстетическое воспитание у младших школьников
средствами музейной педагогики будет наиболее успешным, при реализации
следующих педагогических условий:
- организация эстетического пространства;
- в процессе обучения будет использована разные направления музейной
педагогики.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу,
определить сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»,
«музейная педагогика».
2.Выявить уровень эстетической воспитанности младших школьников;
3.Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по
эстетическому воспитанию младших школьников средствами музейной
педагогики.
4. Сделать выводы по проблеме исследования.
Предмет, цели и задачи работы определили методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
методологической литературы, педагогического опыта.
2.Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, беседа,
педагогический эксперимент.