Напоминание

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Мачульская Ангелина Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время проблема осуществления эстетического воспитания,

всестороннего развития личности и формирования общей культуры в целом

одна из важнейших задач стоящих перед педагогами и родителями. Вопросом о

роли данного вида воспитания, целях и задачах которые перед ним ставятся,

занималось не одно поколение российских и зарубежных ученых, таких как Д.Б.

Кабалевский, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А.

Сухомлинский, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и др. В работах исследователей

раскрывается значение и необходимость осуществления эстетического

воспитания для гармоничного и всестороннего развития личности на всех

возрастных этапах.

На сегодняшний день, говоря об актуальности данной темы, можно обратиться к

высказыванию Н.В. Ягненковой:«Одной из истинных человеческих

потребностей является потребность в красоте как естественное стремление

человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку…» .

«Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и

воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры

школьников. Эстетическая культура включает в себя определенную степень

эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности

школьника…» [1, с. 33].Ю.К. Бабанский считает, что непосредственно

совместная деятельность педагогов и воспитанников способна формировать

эстетическую культуру, так как учителю отводится основная роль в процессе

знакомства школьников с миром искусства, музыки и с миром культуры в целом.

Именно на младшей ступени обучения важно начинать формировать основы

нравственной и эстетической культуры ребенка. В этом возрасте дети активно

стремятся познавать окружающую действительность и находить ответы на

интересующие их вопросы. Полноценное его осуществление обеспечит в

будущем становление такой личности, которая будет сочетать в

себе духовное богатство и огромный потенциал для развития. «…При

восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего на

изображенное, на ней событие. Его внимание начинает привлекать детали

картины. Эмоциональные переживания младшего школьника элементарно

сводятся в основном к переживанию удовольствия или не удовольствия от

восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника не устойчивое, его

утомляет длительное восприятие произведений искусства, и даже занятие

искусством. Вместе с тем его увлекает несколько результат с художественного

творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования,

сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной

ситуацией» [1, с. 35].

Как отмечают психологи (.Н.Джола, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,

М.Д.Таборидзе) младший школьный возраст имеет свои особенности, которые

не позволяют в полной мере оценить эстетическую красоту многих предметов

искусства, но именно в этом возрасте закладываются основы знакомства со

сферой культуры. Это положительное влияние мира культуры способно

сформировать основы эстетического восприятия.

Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности

рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами,

психологами и педагогами. Значительный вклад в историю эстетического

воспитания внёс чешский педагог Я.А.Коменский. В таких своих трудах как

«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в

картинах» он говорит о необходимости использования с раннего детства

музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, «…чтобы их слух и сердце

услаждались созвучием и гармонией» [3,с.215].

Французский философ-рационалист Рене Декарт, доказывая, что единственным

достоверным критерием существования является мысль, сознание, утверждал,

что цель музыки состоит в пробуждении в равновесие,

в гармонию. На этой основе Р.Декарт развивал свою теорию эстетического

восприятия.

Такие педагоги как и И.Гербарт, Г.Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включить

в эстетическое воспитание пение, рисование, художественные образы великих

людей, а также развитие детского творчества, чтение художественных

произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. В

системе научных знаний французского философа Дени Дидро одно из первых

мест занимали вопросы искусств и эстетики. В статье «О прекрасном» Д.Дидро

доказывал опытное происхождение эстетических понятий (отношение, как

основа прекрасного, красота, изящное). Ему принадлежит, ставшая крылатой,

фраза о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно

письму, вскоре превзойдёт другие во всех отношениях.

Первые эстетические трактаты появились в России в XVIII в. Иосиф

Владимиров и Семен Ушаков, заложившие основы теории эстетики и

эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли, отмечают в них

красоту и жизненность произведений искусства, дают классификацию

искусства.

Вопросы эстетического воспитания рассматривали такие ведущие русские

педагоги как К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.Ф.Лесгафт и др. Видя в

эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического

вкуса, находили необходимым изучение литературы, музыки, изобразительного

искусства, природы, а также занятия художественным творчеством.

К.Д.Ушинский на основе подробного анализа педагогического опыта работе

европейских стран, сделал важные выводы о воспитательной силе народных

традиций. Настаивал на использовании музыки в обучении: «…обратите

внимание на это соединение педагогики с хоровым пением. Оно как нельзя

более характеризует тот воспитательный элемент учения, о котором у нас пока и

говорить странно»[8,С.329]. На основе наблюдений

подчёркивал: «…после маленькой песни класс оживает, как цветы после

дождика. …Выходит что-то очень милое, стройное, трогающее чувство и

воспитывающее его»[9,с.342].

Выдающийся учёный-психолог и педагог П.П.Блонский разрабатывал идеи

эстетического творчества. Он определял эстетическое воспитание как развитие

эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного

жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от

всей активной жизни.

Советская педагогика, обобщив опыт зарубежной и русской педагогической

мысли, создавала систему эстетического воспитания на базе государственной

системы образования и воспитания. Значительный вклад в разработку теории и

практики внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В.

Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они

пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих

способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это даёт им

возможность наслаждаться красотой и создавать её.

Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания

российских школьников входят в структуру основной образовательной

программы. Определен современный национальный воспитательный идеал и

базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ

воспитания и социализации школьников. В проекте Федерального

государственного стандарта общего образования духовно-нравственное

развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи

первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". [Ст. 9, п.

6], данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные

программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

образования обеспечивают реализацию федерального государственного

образовательного

стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных

потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя

учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное

развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

На сегодняшний день разрабатываются новые программы учебных предметов

эстетического цикла, увеличивается количество часов на изучение предметов

гуманитарного профиля, открываются школы искусств, школы и классы с

эстетическим уклоном, организуются разнообразные кружки, студии,

творческие коллективы и т. д.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности

призвана система эстетического воспитания. К этой системе относятся

искусство, музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, театр и другие.

Все эти сферы несут возможности для раскрытия внутреннего потенциала

личности.

Эстетическое воспитание младших школьников может осуществляться в

начальной школе с помощью различных средств. Одним из наиболее

эффективных является музейная педагогика. Широкий спектр методов музейной

педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм

работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования.

Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в

разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в

школе, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные

постановки.

Данная тематика рассматривается в литературе: М.Б. Гнедов-ский, Г.Н. Галич,

Н.Л. Кульчинская, Е.Н. Конухова, Н.Г. Макарова.

При всей очевидности влияния музейной педагогики на эстетическое

воспитание, проблема не получила своего достаточного решения и можно

выделить:

Противоречие: между объективными потребностями эстетического воспитания

младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических

условий, обеспечивающих эффективность музейной педагогики как средства

эстетического воспитания младших школьников.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического

воспитания младших школьников средствами музейной педагогики.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия,

способствующие эстетическому воспитанию у младших школьников средствами

музейной педагогики.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания у младших

школьников.

Предмет исследования – эстетическое воспитание у младших школьников

средствами музейной педагогики.

Гипотеза исследования – эстетическое воспитание у младших школьников

средствами музейной педагогики будет наиболее успешным, при реализации

следующих педагогических условий:

- организация эстетического пространства;

- в процессе обучения будет использована разные направления музейной

педагогики.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу,

определить сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»,

«музейная педагогика».

2.Выявить уровень эстетической воспитанности младших школьников;

3.Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по

эстетическому воспитанию младших школьников средствами музейной

педагогики.

4. Сделать выводы по проблеме исследования.

Предмет, цели и задачи работы определили методы исследования:

1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,

методологической литературы, педагогического опыта.

2.Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, беседа,

педагогический эксперимент.



В раздел образования