Напоминание

эксперименты и опыты с водой


Автор: Юнникова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 169
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект НОД в подготовительной группе
Тема: эксперименты и опыты с водой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №169

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект организованной образовательной

деятельности в подготовительной группе

«Эксперименты и опыты с водой»

Подготовила:

воспитатель:

Юнникова Елена Александровна

г. Кемерово 2017г.

Цель:

Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную

деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к

совместному выполнению задания.

Материал и оборудование:

- две стеклянные ёмкости – узкая и широкая,

- два стакана – с водой и молоком,

- акварельная краска,

- кисточка,

- ложка,

- комочки земли,

- воронка,

- вата, салфетки, цветная бумага, лед в формах, зеркало, электрический чайник

Раздаточный материал:

экспериментальный лист, пробка от бутылки, пуговица, спичка (без головки), деревянный

брусок, камешек, стеклянная бусина, болт, монета, емкость с водой, карандаш – на

каждого ребенка.

Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со

свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.

Ход.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. И будем

ставить опыты. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите, для чего

вода необходима? ( для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для

приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.). И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше

о свойствах воды.

Опыт 1.

Воспитатель: Сейчас вы продемонстрируйте первый опыт. Налейте воду в узкую банку, а

потом перелейте в широкую банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта?

( вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают)

Опыт 2.

Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У вас на столе два стакана: с водой и

молоком. Опустите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили?

(ложку в воде видно, а в молоке нет) В молоке ложку не видно, а в воде – видно.

Следовательно, вода – прозрачная жидкость.

Добавьте в воду краску, вода изменила цвет? Какой вывод: краска растворяется в воде,

вода принимает цвет красителя.

Опыт 3.

Воспитатель: ребята, послушайте загадку: Водичка - вода, а как камень тверда. Что это

такое? (Лед). А как вы думаете, что такое лед? (Лед – это замерзшая твердая вода.) В

какое время и в какую погоду замерзает вода? (Зимой, в холодную морозную погоду)

Воспитатель раздает детям приготовленные заранее льдинки и рукавички - прихватки,

предлагает детям надеть на левую руку рукавичку - прихватку, в обе руки взять по

льдинке. Затем приложить обе ладошки к щекам и почувствовать разницу. Какой можно

сделать вывод? От голой ладошки щеке теплее, чем от ладошки, на которую надета

рукавичка – прихватка. Далее воспитатель предлагает взять в обе руки по льдинке и

подержать их. Понаблюдать, что происходит с льдинками.

-Где льдинка тает быстрее? (Ответы детей)

Вывод: для того, чтобы лед растаял, нужно тепло. Руки теплые, поэтому льдинка тает

быстро. Рукавичка не пропускает тепло руки, поэтому льдинка тает медленно. Теперь

давайте положим лед на тарелочку и понаблюдаем, что произойдет со льдом дальше.

Физкультминутка:

Влез кулик молодой на колоду – бултых в воду!

Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.

Влез на колоду – и снова в воду!

Совсем кулик головой поник…

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной! И полетел!

(Дети стоят, произносят текст, затем садятся на корточки, встают, садятся, обхватывая

колени руками и опустив голову, встают, вытягивая руки в стороны и встряхивают ими,

прыгают на месте)

Опыт 4

Дети сидят за столами. Воспитатель за отдельным столом включает электрический

чайник, доводит воду в нем до кипения, подносит зеркало к пару, выходящему из чайника.

Показывает детям капельки пара, образовавшиеся на зеркале.

Вывод: при кипячении вода превращается в пар.

-Какая была вода? (Жидкая) Какая стала? (Газообразная) Почему?

Опыт 5

Воспитатель: Послушайте внимательно перед вами два стакана. В один стакан я

положите комочек земли, перемешайте. Что стала с водой? Вода стала мутной, она

помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра можно использовать вату.

Положите её в воронку, перелейте помутневшую воду от земли через воронку в другой

стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду

можно фильтровать и она станет чистой.

Какие выводы можно сделать из проведенных опытов. ( Ответы детей)

Вода – прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя,

грязную воду можно профильтровать. А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в

природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из

лаборатории на природу.

(Дети переходят в другую половину помещения группой комнаты. Дети попадают

сначала в «лето» (стоят деревья с листьями, лужи, солнышко, туча), затем – в «зиму»

( заснеженные деревья, сугробы, снежинки).

Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в теплое время года – лето. Сейчас тепло, ярко

светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но что случается с лужами летом? Почему

они исчезают? (Ответы детей) Правильно. Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е.

вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в

тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем я в холодное время года – зиму. Ой, как

холодно! А что происходит зимой с водой? Снег – это тоже вода. Лед – тоже вода. Что

случается со снегом и льдом, если принести его в тёплое помещение? Можно сделать

выводы: вода может быть в трёх состояниях – в жидком состоянии, в твёрдом состоянии

(лёд, снег), в парообразном состоянии.

А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

Вопросы:

- Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)

- Где можно встретить воду? (в кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.)

- Где можно нагреть воду? (в чайнике, на костре, на солнце и др.)

Воспитатель: Молодцы! Много знаете о воде. И теперь вы готовы к самостоятельным

экспериментам.

Сейчас мы снова возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и

будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов – узнать, какие предметы в

воде плавают, а какие – тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы:

деревянный брусочек, стеклянная бусина, спичка, камешек, монета, пуговица, болт,

пробка. Вы получаете экспериментальный лист, на котором изображены такие же

предметы. Ваша задача определить: тонет ли предмет или плавает в воде. Для этого вы

будете осторожно опускать каждый предмет в воду затем отмечать в экспериментальной

таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите

стрелку вверх, если предмет тонет в воде – стрелку вниз.

(Дети самостоятельно проводят опыты, заполняют экспериментальный лист).

Воспитатель: Давайте подведём итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде?

(монета, болт, камень, стеклянная бусина) Какие предметы плавают на поверхности воды?

(деревянный брусок, спичка, пробка, пуговица). Значит предметы из стекла, камня,

металла тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде.

Вам понравилось быть учеными и делать опыты ? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем

работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем

делать эксперименты и опыты.



В раздел образования