Автор: Юнникова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 169
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект НОД в подготовительной группе
Тема: эксперименты и опыты с водой
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №169
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект организованной образовательной
деятельности в подготовительной группе
«Эксперименты и опыты с водой»
Подготовила:
воспитатель:
Юнникова Елена Александровна
г. Кемерово 2017г.
Цель:
Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную
деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к
совместному выполнению задания.
Материал и оборудование:
- две стеклянные ёмкости – узкая и широкая,
- два стакана – с водой и молоком,
- акварельная краска,
- кисточка,
- ложка,
- комочки земли,
- воронка,
- вата, салфетки, цветная бумага, лед в формах, зеркало, электрический чайник
Раздаточный материал:
экспериментальный лист, пробка от бутылки, пуговица, спичка (без головки), деревянный
брусок, камешек, стеклянная бусина, болт, монета, емкость с водой, карандаш – на
каждого ребенка.
Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со
свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.
Ход.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. И будем
ставить опыты. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите, для чего
вода необходима? ( для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для
приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.). И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше
о свойствах воды.
Опыт 1.
Воспитатель: Сейчас вы продемонстрируйте первый опыт. Налейте воду в узкую банку, а
потом перелейте в широкую банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
( вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают)
Опыт 2.
Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У вас на столе два стакана: с водой и
молоком. Опустите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили?
(ложку в воде видно, а в молоке нет) В молоке ложку не видно, а в воде – видно.
Следовательно, вода – прозрачная жидкость.
Добавьте в воду краску, вода изменила цвет? Какой вывод: краска растворяется в воде,
вода принимает цвет красителя.
Опыт 3.
Воспитатель: ребята, послушайте загадку: Водичка - вода, а как камень тверда. Что это
такое? (Лед). А как вы думаете, что такое лед? (Лед – это замерзшая твердая вода.) В
какое время и в какую погоду замерзает вода? (Зимой, в холодную морозную погоду)
Воспитатель раздает детям приготовленные заранее льдинки и рукавички - прихватки,
предлагает детям надеть на левую руку рукавичку - прихватку, в обе руки взять по
льдинке. Затем приложить обе ладошки к щекам и почувствовать разницу. Какой можно
сделать вывод? От голой ладошки щеке теплее, чем от ладошки, на которую надета
рукавичка – прихватка. Далее воспитатель предлагает взять в обе руки по льдинке и
подержать их. Понаблюдать, что происходит с льдинками.
-Где льдинка тает быстрее? (Ответы детей)
Вывод: для того, чтобы лед растаял, нужно тепло. Руки теплые, поэтому льдинка тает
быстро. Рукавичка не пропускает тепло руки, поэтому льдинка тает медленно. Теперь
давайте положим лед на тарелочку и понаблюдаем, что произойдет со льдом дальше.
Физкультминутка:
Влез кулик молодой на колоду – бултых в воду!
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду – и снова в воду!
Совсем кулик головой поник…
Да вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной! И полетел!
(Дети стоят, произносят текст, затем садятся на корточки, встают, садятся, обхватывая
колени руками и опустив голову, встают, вытягивая руки в стороны и встряхивают ими,
прыгают на месте)
Опыт 4
Дети сидят за столами. Воспитатель за отдельным столом включает электрический
чайник, доводит воду в нем до кипения, подносит зеркало к пару, выходящему из чайника.
Показывает детям капельки пара, образовавшиеся на зеркале.
Вывод: при кипячении вода превращается в пар.
-Какая была вода? (Жидкая) Какая стала? (Газообразная) Почему?
Опыт 5
Воспитатель: Послушайте внимательно перед вами два стакана. В один стакан я
положите комочек земли, перемешайте. Что стала с водой? Вода стала мутной, она
помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра можно использовать вату.
Положите её в воронку, перелейте помутневшую воду от земли через воронку в другой
стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду
можно фильтровать и она станет чистой.
Какие выводы можно сделать из проведенных опытов. ( Ответы детей)
Вода – прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя,
грязную воду можно профильтровать. А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в
природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из
лаборатории на природу.
(Дети переходят в другую половину помещения группой комнаты. Дети попадают
сначала в «лето» (стоят деревья с листьями, лужи, солнышко, туча), затем – в «зиму»
( заснеженные деревья, сугробы, снежинки).
Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в теплое время года – лето. Сейчас тепло, ярко
светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но что случается с лужами летом? Почему
они исчезают? (Ответы детей) Правильно. Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е.
вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в
тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем я в холодное время года – зиму. Ой, как
холодно! А что происходит зимой с водой? Снег – это тоже вода. Лед – тоже вода. Что
случается со снегом и льдом, если принести его в тёплое помещение? Можно сделать
выводы: вода может быть в трёх состояниях – в жидком состоянии, в твёрдом состоянии
(лёд, снег), в парообразном состоянии.
А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.
Вопросы:
- Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)
- Где можно встретить воду? (в кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.)
- Где можно нагреть воду? (в чайнике, на костре, на солнце и др.)
Воспитатель: Молодцы! Много знаете о воде. И теперь вы готовы к самостоятельным
экспериментам.
Сейчас мы снова возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и
будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов – узнать, какие предметы в
воде плавают, а какие – тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы:
деревянный брусочек, стеклянная бусина, спичка, камешек, монета, пуговица, болт,
пробка. Вы получаете экспериментальный лист, на котором изображены такие же
предметы. Ваша задача определить: тонет ли предмет или плавает в воде. Для этого вы
будете осторожно опускать каждый предмет в воду затем отмечать в экспериментальной
таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите
стрелку вверх, если предмет тонет в воде – стрелку вниз.
(Дети самостоятельно проводят опыты, заполняют экспериментальный лист).
Воспитатель: Давайте подведём итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде?
(монета, болт, камень, стеклянная бусина) Какие предметы плавают на поверхности воды?
(деревянный брусок, спичка, пробка, пуговица). Значит предметы из стекла, камня,
металла тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде.
Вам понравилось быть учеными и делать опыты ? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем
работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем
делать эксперименты и опыты.