Автор: Искандарова Аксана Имдат Кызы
Должность: магистр
Учебное заведение: ЧГУ
Населённый пункт: город Череповец,Вологодская область
Наименование материала: Дипломная работа
Тема: "Технология взаимообучения как способ формирования коммуникативных ууд".
Раздел: начальное образование
Введение
Актуальность.В процессе модернизации российского образования за
последние
годы
в
системе
обучения
и
воспитания
произошли
многочисленные
преобразования.
В
большей
степени
это
коснулось
начальной
ступени
обучения.
Так,
одним
из
приоритетов
в
обучении
младших
школьников,
стал
процесс
формирования
умения
учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия разработчиками ФГОС НОО второго
поколения
подразделяются
на
четыре
вида,
одни
из
которых
–
коммуникативные. В свою очередь, одно из важнейших коммуникативных
универсальных учебных действий — планирование учебного сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
—
определение
цели,
функций
участников,
способов взаимодействия. Специалисты в области педагогики и психологии
часто
подчеркивают
в
своих
работах,
что
данное
условие
возможно
осуществить
благодаря
одной
из
технологий,
такой
как
технология
взаимообучения.
Технология
взаимообучения
–
это одна
их
педагогических
технологий,
призванная
разрешить
многие
назревшие
проблемы
и
противоречия
современного
образования.
Одной
из
важнейших
задач
начального
образования
является
формирование
у
младших
школьников
умения
взаимодействовать,
как
способ
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий.
Над изучением технологии взаимообучения как способа формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
работали
многие
учёные, например, В.В.Архипова, В.К.Дьяченко, А.Г. Ривин, А.С.Соколов и
др.
Большой
вклад
внесли
А.
Г.
Границкая,
М.
А.
Мкртчян,
и
др.
Некоторые отмечают, что в процессе обучения идет индивидуальное развитие
каждого
ребенка.
Постепенно
ребенок
выходит
на
индивидуализацию
обучения,
развивается
в
зоне
его
ближайшего
развития.
В
этом
образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и
навыки учащихся и профессиональные умения педагога. В каждом классе
есть дети с разными способностями.
Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они
должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это
противоречие
при
классно-урочной
системе
остается
неопределенным.
Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной
деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и
результатов.
Реализовать
данные
направления
позволяет
технология
взаимообучения.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что имеются
большие возможности в развитии технологии взаимообучения как способа
формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
тогда
как,
анализ
методической
литературы
выявил,
что
технология
взаимообучения
как
способа
формирования
коммуникативных
универсальных действий является менее известным, актуальным и требует
дальнейшей разработки.
Поэтому
возникает противоречие между необхимостью
и
недостаточной
разработкой
педагогических
условий
технологии
взаимообучения
как
способа
коммуникативных
универсальных
учебных
действий у младших школьников.
На основании вышеизложенного проблема исследования состоит в
том,
чтобы
выяснить:
каковы
педагогические
условия
эффективного
формирования
технологии
взаимообучения
как
способа
формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников с
применением технологии взаимообучения .
Предмет
исследования -
технология
взаимообучения
как
способ
формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для
достижения
цели
исследования
были
поставлены
следующие
задачи:
1.На
основе
анализа
психолого-педагогической
литературы
раскрыть
основные понятия: «коммуникативные универсальные учебные действия»,
«технология взаимообучения»;
2.Выявить
особенности
технологии
взаимообучения
как
способа
формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
3.Разработать
и
реализовать
образовательную
программу
опытно-
экспериментального исследования.
4.Сделать
сравнительный
анализ
динамики
развития
коммуникативных
универсальных учебных действий.
Гипотеза
исследования:
развитие
технологии
взаимообучения
как
способа формирования коммуникативных универсальных учебных действий
будет наиболее эффективным при:
- организации познавательного затруднения и поиска совместных способов
выхода из него;
-
формирование
у
учащихся
умений
согласовывать
свои
действия
по
достижению общей цели и оценивать полученные результаты;
В исследовании данной проблемы возможно использование следующих
методов:
1.Методы
теоретического
исследования
(теоретический
анализ
и
синтез);
2.Методы
сбора
информации
(изучение
психолого-педагогической
литературы, изучение результатов деятельности обучающихся);
3.Обсервационные
методы
(непосредственное
наблюдение,
тестирование, контрольно - срезовые работы);
4.Экспериментальные
работы
(констатирующий
и
формирующий
эксперименты).
База
исследования: МБОУ СОШ №11 г. Череповец, 3 «Б» класс, 25
человек.
Этапы исследования: в логике проводимого исследования условно
можно выделить 4 этапа:
1.Подготовительный (октябрь 2015 - январь 2016):анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных
теоретических
положений
и
условий
для
успешного
проведения
эксперимента; определение целей и задач исследования; отбор учащихся для
организации опытно-экспериментальной работы.
2.Констатирующий эксперимент (февраль 2016)выявление проблемы в
практике начальной школы и проведение констатирующего эксперимента.
3.Формирующий
эксперимент
(март
2016
–
апрель
2017):внедрение
педагогических
условий
на
основе
планирования
содержания
работы
по
формированию
у
младших
школьников
коммуникативных
универсальных
учебных действий.
Теоретическая
значимость:
расширена
сущностная
характеристика
технологии взаимообучения как способа формирования коммуникативных
универсальных
учебных
действий;
выделены
педагогические
условия,
направленные
на
реализацию
технологии
взаимообучения
как
способа
формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
у
младших школьников.
Практическая
значимость:
р а з р а б о т а н а
и
р е а л и з о в а н а
образовательная
программа,
направленная
на
реализацию
технологии
взаимообучения
как
способа
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав,
основных выводов, заключения, списка литературы. Во введении раскрыта
актуальность проблемы. В первой главе определена теоретическая основа
исследования.
Вторая
глава
раскрывает
опис ание
опытно
–
экспериментальной
работы
(констатирующий
и
формирующий
эксперименты).
В
заключении
представлены
основные
выводы
по
проделанной работе. Список литературы содержит 50 источников.