Напоминание

Развитие творчества в играх-драматизациях


Автор: Патраева Наталья Геннадьевна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: ГАУЗ РБ "Санаторий для детей "Радуга города Стерлитамак"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творчества в играх-драматизациях
Раздел: дошкольное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИГРАХ –

ДРАМАТИЗАЦИЯХ.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способов реализации ролей нет, их следует создавать и воплощать в каких – то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. «Необходимо, чтобы ребенок не только получал впечатления, но и выявлял себя, чтобы он не только воспринимал, но и действовал, не только подражал, но и творил», - писала Н.К.Крупская. Дети младшей группы в играх непроизвольно перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, но развить и обыграть сюжет еще не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, но не раскрывая особенности поведения. Поэтому важно научить детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу. В играх «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата» детям необходимо показывать, как машут крыльями маленькие, веселые птенчики («летают») и тяжело, неуклюже ходят маленькие медвежата. На занятиях и в повседневной жизни нужно разыгрывать сценки из детского быта, например с куклой или медвежонком, которые обретают образы живых детей. Необходимо помогать малышам организовывать игры на тему литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешка «Котик и козлик» Жуковского. Проводить игры, которые носят характер упражнений: двум детям предлагают выбрать себе по любой игрушке, всем вместе придумать игровой сюжет и затем обыграть его. Например, простой сюжет типа «Черепашонок и утенок». Грустный утенок и веселый черепашонок встретились в лесу, обрадовались друг другу, договорились пойти в зоопарк, по дороге они пели, плясали. Придя в зоопарк, увидели зверей в клетках и стали их рассматривать, потом пошли домой. Развивая этот сюжет при содействии воспитателя, дети используют игрушки и мелкий строительный материал. Такие игры помогают пополнить запас знаний об особенностях и повадках животных. Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы: сказку «Курочка Ряба», «Мой мишка» З. Александровой и др., рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы, беседовать с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах.
Работая над совершенствованием двигательных навыков, нужно использовать такие приемы, как показ взрослого, упражнение с одним ребенком и целой группой. Например, игра «Паровоз». Воспитатель, разбив детей на группы – лягушата, медвежата, зайчата, предлагает им попутешествовать. Дав гудок, паровоз отправляется в лес. Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе ребенок, педагог добивается более полной реализации роли. Например: «Ребята, как хорошо путешествовать! Мы сейчас едем по густому лесу, какие здесь высокие деревья! Смотрите, мы приближаемся к поляне. Какая большая поляна, а на ней растет сладкая малина! Ну – кА, сердитые, неуклюжие медвежата, выходите из вагона. Медленно выходят медвежата из вагона, они сердиты, потому что не знают, какая вкусная их ждет малина. Дошли медвежата до кустов, где растут ягоды, и стали их пробовать. Смотрите, ребята, медвежата повеселели, они улыбаются, наверное, им очень понравилась малина. Посмотрите на медвежонка Свету, она гладит себя по животику. Ах, какая вкусная малина!» Воспитатель поощряет тех детей, которые наиболее интересно выступили в своей роли. Затем педагог подводит итог: «Все медвежата у нас разные, один веселый, другой сердитый, но все они неуклюжие». Паровоз дает гудок и едет дальше. Во время путешествия дети увидят и хитрых лягушек – квакушек на болоте, и зайчиков на капустном поле, и нежных красивых бабочек на лугу и т.д. Воспитатель является самым активным участником такой игры. Он показывает, какими разными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. В результате к концу года дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к кукольным и плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, особенно к сказкам и потешкам, они более эмоционально проявляют свое отношение к героям. В средней группе необходимо учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. При этом используются те же методы и приемы, что и в младшей группе, но постепенно усложняя их. Например, в игре «Паровоз» пантомиму разыгрывают 2 4 действующих лица. Затем дети учатся подключать к движениям слова, следя за своей интонацией. Такое сочетание дается нелегко, поэтому необходимо помочь детям, вводя различные упражнения: предложить вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями; представить себя кем – нибудь и рассказать о себе, например: «Я маленький зайчик, прыг – прыг (прыгает), у меня длинные ушки (показывает), короткий хвостик, я люблю грызть морковку (имитация движений). Я всех боюсь. Ой, страшно! (обхватывает себя руками, дрожит). До свидания, я побежал прятаться». В старшей группе нужно учить ребят самостоятельно находить способы образной выразительности, продолжать развивать чувство партнерства. Для выполнения этих задач проводить специальные экскурсии, прогулки с целью наблюдения окружающей жизни. Дети внимательно присматриваются к
повадкам собаки, прислушиваются к пению птиц, обращают внимание на поведение людей, отмечая особенности их движения, интонации. Для развития воображения необходимо предлагать детям задания, например: «Представьте себе море, пляж. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, раздвинули теплый песок руками, перевернулись на спину, сели, дотянулись руками до носочков, быстро встали, побежали к морю, поплыли. Вода прохладная, рассекаем воду руками – то правая, то левая рука впереди (имитация движений пловца). Сейчас будем нырять. Остановитесь, быстро разведите руки через стороны вверх. Нырнули, плаваем под водой, рассекая воду двумя руками перед собой. Вынырнули, выходим их воды, берем полотенце, обтираемся». Давать детям задания и такого характера: «Пройдись, как старая бабушка, как царевна» и т.д. В работе с детьми нужно использовать мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится). Предлагать изобразить несколько героев сразу, например щенка и кошку, воробья и бабочку. «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там он встретил кошку» и т.д. Интересны также упражнения с воображаемыми предметами типа: «Представьте себе мяч, возьмите его». Некоторые дети вначале могут отказываться от игры и остаются лишь наблюдателями: «Как же мы будем играть, если у нас нет мяча?», «Я не хочу прыгать через прыгалку, у меня нет ее в руках». Но постепенно они освоятся и будут играть с большим удовольствием. С детьми необходимо проводить следующие игры: все становятся в круг и по команде воспитателя делают разные движения, по сигналу дети замирают в разных позах. Затем воспитатель спрашивает, что ребенок делал. Поначалу движения детей неловкие, неуверенные. Но постепенно становятся более точными. Нужно учить детей придумывать загадки такого типа: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Продолжая работу по развитию творческих способностей дошкольников, необходимо обратится к сказкам. Драматический конфликт, столкновение характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр – драматизаций. Вначале педагог читает детям сказку, а затем проводит с ними беседу по вопросам: - Чем вам понравилась сказка, что в ней было интересного? - Что вы можете рассказать об этой сказке? - Какой герой вам больше понравился и почему?
- Вы бы также поступили на его месте или по – другому и почему? - Вспомните, в каких сказках этот персонаж ведет себя по – другому. - Если бы вы придумали новую сказку с участием этого героя, то каким бы вы хотели его видеть? - Кто не понравился вам в этой сказке и почему? - Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев, покажите их такими, как вам хочется. Прежде чем драматизировать сказку, дети должны рассказать ее по ролям, находя нужные интонации. Педагог проводит индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движением. Для развития чувства партнерства можно предложить детям разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами. Итог всей работы – драматизация сказки «Три поросенка». Сначала нужно рассмотреть с детьми книги, оформленные разными художниками (К.Кротова, А.Савченко, Э.Булатова, О.Васильева). Ребят делят на несколько групп и объясняют, что та группа, у которой сказка получится лучше, покажет ее малышам. Дети сами выбирают костюмы для своих героев, решают, какие иллюстрации использовать при изготовлении декораций. Можно открыть театральную мастерскую, где все делается своими руками. Большую помочь оказывают родители. Чтобы у ребят не пропал интерес к сказке, драматизируют ее по отдельным сценкам. Костюмы и декорации вносят не сразу. В заключении можно сказать, что дети с удовольствием используют в самостоятельной деятельности те знания и умения, которые они приобретают в играх – драматизациях, проявляют свое творчество.


В раздел образования