Напоминание

О развитии коммуникативной компетенции учащихся


Автор: Просалова Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Волковская СОШ
Населённый пункт: поселок Новый, Воткинский район, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: О развитии коммуникативной компетенции учащихся
Раздел: полное образование





Назад




О развитии коммуникативной компетенции учащихся

За окном - весна! Наконец - то, выдался тёплый денёчек. Сирень за окном

приветливо машет мне веткой...

Проверяю сочинения. Читаю и радуюсь. Название

красивое - "Дыхание весны":

Ожидание разрешилось внезапно, как это бывает всегда, когда долго ждёшь.

Пришла весна! Мне чудится, я слышу, как шепчутся деревья с землёй, даже слышу, как

раскрываются почки. Солнце то бросает на землю длинные лучи, то вдруг прячется - и

небо вмиг становится серым. Прекрасны и весенние вечера! Неторопливые сумерки

опускаются на землю, крадутся по лесам и ложбинам. Земля слушает дыхание весны,

люди слушают его! [5, с.50]

Хорошо. Как тонко ученица чувствует природу! Я поймала себя на мысли: эта

девочка много читает, занимается в художественной школе, наблюдает и мыслит - и

благодаря этому, создаёт

художественный образ,

превращая его в прекрасную

лирическую миниатюру.

Посмотрела

в

окно,

увидела

мальчишек,

спешащих

на

тренировку.

В

приоткрытое окно услышала: "Я, эта... в кино... Клёвый фильм. В общем, эта... ну...

здорово! Он как даст ему, а он...эта... значит, это самое... как ... упал. А он, так сказать,

того... удрал. Здорово!" Вспомнила слова Д.С.Лихачёва: "Язык человека - это его

мировоззрение

и

поведение.

Как

он

говорит,

так,

следовательно,

и

думает".

Я

задумалась:

"

Как

много

мы,

учителя,

работаем

над

развитием

коммуникативной

компетенции

учащихся,

и

как

много

ещё

предстоит

сделать,

чтобы

научить

ребенка

излагать

свои

мысли

убедительно,

выразительно и культурно. Выработать у него твердое убеждение в том,

что именно культурная речь – это одна из главных отличительных черт

современного, высоконравственного человека".

Вот ключевые проблемы нашего времени, языкового образования

современных

школьников.

Важно,

чтобы

людей,

любящих

и

глубоко

понимающих свой язык, становилось всё больше и больше. Важно, чтобы

выпускник школы овладел коммуникативной компетенцией. И убеждает в

этом

выдающийся

учёный-лингвист

Л.В.

Щерба,

который

утверждает:

"Совершенно ясно, что весь язык сводится к смыслу, к значению. Нет

смысла, нет значения - нет языка"[6, с. 4].

Эффективные пути развития коммуникативной культуры учащихся -

это организация всех видов активной речевой деятельности.

Практика показывает, что ключевым моментом на уроке русского

языка и литературы является работа с текстом. "Учить понимать текст -

значит учить ставить вопросы и отвечать на них, опираясь на структуру,

семантику и прагматику текста"[6, с.7]. При этом важно увлечь школьников

процессом

постижения

тайны

текста.

Эффективные

результаты

в

этом

направлении

даёт

применение

стратегии

работы

с

художественными

текстами - "чтение с остановками". Эта стратегия очень полезна: она учит

прогнозировать

содержание

и

проблематику

текста,

задавать

вопросы

разных типов, усваивать текст.

Успешно

решать

вопросы

по

развитию

коммуникативной

компетенции

помогают

элективные

курсы

и

предметные

кружки:

"Комплексный

анализ

текста",

"Как

написать

рецензию",

"Юный

исследователь», "Литературные тропинки Воткинской земли", программа

которого опубликована в научно-методическом журнале "Родное слово" №

2, 2012г. ).

"Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на

которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего

общества... А маленькими культурными центрами в небольших городах и

сёлах могут стать краеведческие кружки" [3, с.146]. Наша школа тесно

сотрудничает

с

Воткинским

ЛитО

"Слово"

(это

лучшее

литературное

объединение в Удмуртии, ему уже более 80 лет). Мы в курсе всех новинок

этого объединения. У нас в гостях часто бывают поэты - В. Маньков и Г.

Микрюкова, Н. Опалихина и Н. Железкова. При встречах перед ребятами

открывается удивительный, неповторимый мир поэта!

Убеждена, что особое влияние на формирование коммуникативной

компетенции влияет образцовая речь профессиональных актёров. Поэтому

уже на протяжении многих лет мы посещаем Чайковский театр драмы и

комедии, а его актёры со своими моно спектаклями бывают у нас в гостях.

Ежегодно в школе проходят конкурсы чтецов, в том числе и конкурс

"Живая

классика".

У

нас

талантливые

дети,

поэтому

эти

конкурсы

-

настоящие литературные праздники!

Проведение уроков с применением

современных образовательных

технологий французских мастерских и развития критического мышления

через чтение и письмо тоже даёт положительный результат. "Чтение и

письмо - это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит

для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже

знаем, и неизвестного. А письмо - важнейший инструмент для выражения

наших мыслей" [1, с. 5].

Мастерская

это

творческое

занятие,

а

также

ме сто

интеллектуального

развития,

реализации

и

расширения

творческого

потенциала учащегося, формирования у него ценностного отношения к

миру. Работа с текстом на таких занятиях "предполагает столкновение с

той

проблемой,

с

тем

вопросом,

над

которым

размышляет

автор

произведения. Для того чтобы вступить в диалог, ученику необходимо

актуализировать свой личный жизненный опыт, своё видение, понимание

проблемы"[2, с.4]. В ходе мастерской у ученика возникает потребность

в ы р а з и т ь

в

с о б с т в е н н ом

т е кс т е - р а зм ы ш л е н и и

п е р е ж и т о е ,

прочувствованное. Тексты, созданные учащимися, всегда индивидуальны,

своеобразны и эмоционально выразительны.

При

проведении

уроков

в

технологии

развития

критического

мышления через чтение и письмо (далее - РКМЧП)

особое внимание

уделяю

письменной

рефлексии,

что

является

развитием

личности.

Активно

использую

следующие

формы

письменной

рефлексии:

эссе,

бортовой

журнал,

дневник,

синквейн.

Ученики

на

уроках

активны

в

речевой деятельности, материал урока усваивают хорошо. И учащиеся, и

учитель получают удовлетворение от прошедшего урока и на следующий

урок идут с радостью.

Технологии

французских

мастерских

и

РКМЧП

активно

способствуют плодотворному сотрудничеству учителя и ученика, а также

созданию

культурного

пространства,

в

котором

каждый

раскрывает

творческие и умственные способности, развивает устную и письменную

речь, активен и заинтересован.

Воспитание личности — задача сложная, многогранная, актуальная.

Как пространство индивидуальной жизни растущего человека сохранить,

как помочь ему осмыслить происходящее с ним, да и даже просто помочь

высказаться, выплеснуть эмоции?..

Внутренний,

душевный,

процесс

-

это

всегда

тайна.

Иногда

мы

можем так и не узнать ребенка, не раскрыв этой тайны. Чтобы человек не

был просто учеником, в который надо вложить базовый уровень алгебры,

химии, ОБЖ, а чтобы он был личностью, надо пригласить его к творчеству.

А лучше - к сотворчеству! И тогда откроется свет души ребенка, и учитель

почувствует

и

поймёт,

как

необыкновенно

ярок

и

добр

этот

мир,

как

интересен и неповторим этот человек, как дорожит он своими ценностями.

Процесс создания своих текстов на уроке соединяет в духовном мире

ребенка пережитое, прочувствованное, осознанное и придает ему новое

качество - личностную значимость. Этот процесс интересен, потому что

всегда неповторим, индивидуален.

На уроках стараюсь вдохновить ребят

на внимание как к личной жизни, так и к окружающей, побудить их к её

художественному исследованию и воплощению. Чтобы пробудить у детей

желание "останавливать" мгновения жизни в слове, стараюсь наполнить

их жизнь событиями, путешествиями, наблюдениями. Предлагаю ребятам

поразмышлять,

отразить

свои

впечатления

об

увиденном,

понятом,

пережитом, прочувствованном — в слове.

Что привлекает ребят в таком процессе? Конечно же, возможность

писать о себе, о своих жизненных впечатлениях; а также возможность

фантазировать.

Какая-то

благодатная

аура

создается

в

кабинете,

когда

ребята

пишут:

лица

светлеют,

души

распахиваются.

Нет

страха,

тревожности. Постепенно у ребят растет уважение к труду за письменным

столом, понимание необходимости умений: быть смелым в своем речевом

поведении;

быть

искренним,

открытым; быть настойчивым в поиске

нужного слова, знака для выражения мысли.

Так,

родились

сборники

творческих

работ

учащихся:

"Из

безоблачного детства моего" (1994г.; 1999г.), "Планета детства" (2004г.), "В

свободном

полете"

(2007г.),

"Земля

моя,

мой

отчий

дом"(2009г.),

"Свободные мысли"(2012г.). Эти сборники включают в себя сочинения

разных тем и жанров: Каждый мой выпуск взял на память такой сборник, в

котором самое дорогое - мысли

одноклассников: перечитываешь - и

словно снова возвращаешься в незабываемую прекрасную неповторимую

школьную жизнь.

Предлагаю вашему вниманию "летнюю" миниатюру:

Летний сад

Подул ветер, и я сразу услышал, как раздалось: шлёп-шлёп. Как

будто кто-то идёт по саду. Выходишь посмотреть - никого нет. Что за чудо?

Неужели появились садовые домовые? Вдруг за спиной снова "шлёп".

Обернулся – вижу: яблоко катится. Так вот они какие, садовые домовые!

Просто время для яблокопада наступило. Набрал я целую груду яблок и

под весёлые звуки "шлёп-шлёп" съел их. Здорово в саду, когда яблоки

падают [4, с.16].

Сборники были приняты восторженно и учениками-авторами, и их

родителями, и учителями. Это лучшая память о школе, о родных местах!

"Животворящая святыня - это для меня всё-таки мой дом, где всегда

рады друг другу. Дом - это место, что остаётся в твоём сердце навсегда. Не

важно, кем ты будешь, важно то, что ты любишь свой дом, свою Родину.

Дом - это то, что так близко твоей душе, сердцу. Правильно сказал А.С.

Пушкин,

что

дом

как

алтарь:

ведь

к

нему

можно

прийти

в

любой

момент"[7, с.87].

Ведущее

место

в

системе

школьного

образования

занимает

исследовательская деятельность учащихся. В процессе исследовательской

работы ученик "растёт": обогащается его речь, совершенствуются умения

анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, а также готовиться к

устному выступлению. Учащиеся нашей школы – активные участники,

победители

и

призеры

районных,

республиканских,

всероссийских

и

международных НПК по литературе. Лучшие исследовательские работы:

"Мудрость и красота духовной поэзии XIX века", "Быть родником, чтоб

сливаться с рекой… Край родниковый, вот ты какой!", "Времена года в

поэзии Флора Васильева и музыке П.И. Чайковского", "Русские писатели

XVIII века о повреждении нравов в России"; "В мир приходит женщина,

чтоб свечу зажечь", "Образ родины в творчестве Воткинских поэтесс".

Считаю, что через исследовательскую деятельность учащиеся реализуют

с о б с т в е н н ы е

т а л а н т ы ,

п р о х о д я т

п у т ь

с а м о р а з в и т и я

и

самосовершенствования.

При проведении литературных исследований повышенный интерес у

учащихся

вызывают

темы

интегрированного

характера.

Литература,

живопись, кино, история, психология, музыка, театр - все эти направления

создают удивительно плодотворную почву для исследований. Например:

"Роль цветовых номинаций в поэтических сборниках Воткинской

поэтессы

Надежды

Трониной

"Песня

жаворонка"

и

"Жизни

трепетная

нить" (в работе отражены наблюдения психологов и физиологов о влиянии

цвета на человека и результаты исследования роли цветовых номинаций в

лирике Н. Трониной).

"Край ты мой рябиновый!" (объектом исследования стали фольклор,

лирические

произведения

русских

и

удмуртских

поэтов,

репродукции

живописных

полотен,

прикладное

искусство,

где

нашла

воплощение

королева наших улиц - рябина).

"Город, гения взрастивший / В доме у пруда..." (в работе нашли

отражение достопримечательности Воткинской земли, связанные с именем

великого

композитора

П.И.

Чайковского

и

воспетые

в

лирике

поэтов

родного края).

Как

руководитель

стараюсь

создать

для

успешной

работы

творческую атмосферу, постоянно поддерживаю у учащихся интерес к

исследовательской работе, поощряю их творческие проявления. На уроках

русского языка при проведении словарной работы изучаем этимологию

слов, при изучении новой темы проводим мини - исследования "Наблюдаю.

Сравниваю.

Делаю

выводы",

при

закреплении

полученного

материала

наряду с традиционными упражнениями выполняем творческие. На уроках

литературы анализируем художественные тексты, постигаем особенности

стиля писателя. Опорные таблицы, схемы, памятки "Как написать отзыв о

фильме,

о

спектакле";

"Как

написать

рецензию

на

книгу";

"Как

проанализировать

стихотворение,

(рассказ)"

помогают

учащимся

выстраивать устное или письменное высказывание. Свободное владение

русским языком – надёжная основа каждого человека в его жизни, труде, в

творческой деятельности.

Моя

задача

дать

учащимся

ключ

к

анализу

многих

сложных

явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у

них интерес к познанию русского языка и литературы, научить их всем

видам

речевой

деятельности.

На

примере

художественной

литературы

учить

детей

видеть

и

творить

добро,

анализировать

происходящие

события,

заниматься

самосовершенствованием,

любить

и

улучшать

окружающий мир.

Заканчивается ещё один, очень насыщенный учебный год. Ребята

порадовали

своими

успехами.

Всё,

что

делается

в

области

развития

коммуникативной

компетенции

учащихся,

несомненно,

приносит

свои

плоды.

... Любуюсь весенним школьным садом. Он великолепен, чудесен и

бел! Расцвели яблони. Нежный аромат наполняет класс. Вспоминаю слова

французского писателя Эрве Базена: "Всё, что я хотел бы знать о мире, -

это яблоня. Всё, что я знаю, - это ветка. Всё, что я даю детям, - это яблоко.

Всё, что усвоят они, - это зёрнышко. Но из зёрнышка вырастет яблонька".

Литература

1. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

2. Ковальчукова А.В. Город золотой: Мастерские по литературе. - Ижевск:

Изд-во ИУУ УР, 2003.

3. Лихачёв Д.С. Любить родной край. – М.: Интеллект-Центр, 2017.

4. Из безоблачного детства моего. Сборник творческих работ учащихся /

сост. Просалова С.В. - Воткинск: Воткинская типография, 1994.

5. Из безоблачного детства моего. Сборник творческих работ учащихся /

сост. Просалова С.В. - Чайковский: Гарант-Сервис, 1999.

6. Русский язык. 5-11 классы. Анализ художественного текста: Разработки

уроков, опорные конспекты / сост. О.В. Касперская. - Волгоград: Учитель,

2010.

7.

Свободные

мысли.

Сборник

творческих

работ

учащихся

/

сост.

Просалова С.В. - Чайковский: ООО Гарант-Сервис, 2012.



В раздел образования