Напоминание

"Развитие информационной компетентности на уроках литературы в условиях ФГОС"


Автор: Бондаренко Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие информационной компетентности на уроках литературы в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИХ ФГОС Современный этап развития системы образования в РФ можно охарактеризовать как смену педагогических парадигм. Всё более значимыми и востребованными в современной социальной жизни становятся такие качества,как инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, умение искать информацию и работать с нею, способность к осознанному выбору, личная ответственность, умение адаптироваться к быстро изменяющимся жизненным условиям. Именно поэтому на смену «знаниевой» приходит «компетентностная» парадигма образования. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких способов деятельности, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в новых, нестандартных ситуациях. Стандарты второго поколения в числе других выделяет метапредметные (компетентностные) результаты образования, Одним из важнейших метапредметных результатов образования является информационная компетентность. Составная часть информационной компетентности - информационная культура (ИК) – культура взаимодействия человека с информацией. В условиях компетентностной парадигмы образования ведущая роль отводится способу получения знаний, стимулированию самостоятельной учебной деятельности. Одна из педагогических технологий, способствующих развитию информационной культуры, - ТОГИС (Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе) Элементы технологии ТОГИС я успешно использую на уроках литературы старших классах, так как это технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании. Расскажу об ее структуре. Главный элемент ТОГИС – решение деятельностно- ценностных задач, обеспечивающее самостоятельное овладение знаниями и умениями. Акцент в задачах делается на способах решения, а не на содержании. Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса. Изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационных сетей – преимущественно, Интернета Убедившись в успешности этого этапа, перехожу к развивающему дифференцированному закреплению, когда решаются задачи общего, а затем и продвинутого уровня . После решения каждой задачи она обсуждается публично всем классом или его частью. Если в обычной образовательной технологии задачи нужны для закрепления знаний и умений, то во всех вариантах технологии ТОГИС сами знания и умения являются результатом деятельности по решению задач. В этом проявляется фундаментальное различие традиционного и инновационного подходов Главный элемент учебного процесса в технологии ТОГИС – решение деятельностно-ценностной задачи. Деятельностно-ценностная задача имеет трехкомпонентную структуру: - познавательную (содержание-условия, цели-требования); - информационную (поиск и обработка информации); - коммуникативную (коллективная мыслительная деятельность и групповая выработка системы ценностей.
Центральный акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Присвоенное слушателями содержание оказывается следствием их собственной деятельности по решению задач. а) Выделите ключевые слова для информационного поиска. б) Найдите и соберите необходимую информацию. в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию. г) Сделайте выводы. д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей (артефак- тами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов). Вот так выглядит деятельностно – ценностную задачу, которую я назвала так: « Этот мир очарований, этот мир из серебра…». Условие задачи:
Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина,

Гоголя, Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова,

Перова, Репина, аврасова, Чайковского, Мусогорского, Римского – Корсакова,

сменилось эпохой безудержного эксперимента. Художественные прозрения и

открытия осмысливаются самими творцами и формляются в виде теоретических

трудов и эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика

переполнена всевозможными наукообразными названиями: «символизм»,

«акмеизм», «адамизм», « кларизм», «футуризм», « кубофутуризм», « эго – футуризм»,

« кубизм», « экспрессионизм», « лучизм» и т. д. Некоторые из них утвердились

впоследствии в качестве терминов ( символизм, акмеизм, футуризм), другие канули в

Лету.

Перечислите основания для объединения поэтов, композиторов, живописцев

начала века, чьи творческие принципы были столь различны, под общим понятием

« творцы Серебряного века»
Необычна роль преподавателя в технологии ТОГИС. Она состоит из нескольких составных частей: 1) подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы); 2) проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков; 3) управление познавательной и оценочной деятельностью обучающихся и экспертиза решений задач; 4) анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков. Итак, после того как ребята познакомились условием, я предлагаю им выделите из данной задачи ключевые слова для информационного поиска (учащиеся предлагают варианты слов- ключей, они фиксируются на интерактивной доске)
Слова – ключи
Серебряный век Композиторы начала века Живописцы начала века Символизм Акмеизм Футуризм
Затем происходит формирование 6 рабочих групп с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Каждая группа выбирает одно ключевое слово. Группа №1 (историки). Серебряный век Группа №2 (искусствоведы). Композиторы начала века Группа №3 (искусствоведы). Живописцы начала века Группа №4. (символисты). Символизм Группа №5. (акмеисты). Акмеизм Группа №6.(футуристы). Футуризм Ребятам предлагается поработать в группах в Интернете. Время работы 30 минут. Задача каждой группы - раскрыть «тайну» своего ключевого слова. Для этого находим и собираем необходимую информацию по своему ключевому слову, обсуждаем и анализируем собранную информацию внутри группы, формулируем выводы по своему ключевому слову. Используем предложенную мной литературу. Группа через 30 минут представляет свои наработки по ключевому слову. Время ответа 5-7 минут. Обсуждение всего услышанного внутри каждой группы (время работы 7 минут) и формулировка варианта ответа на вопрос деятельно – ценностной задачи. Соотнесение обсужденной информации с имеющимся культурным образцом. Заключительный этап- рефлексия, где мы делаем выводы об усвоении материала. Основным результатом применения технологии ТОГИС для меня стала укоренение в сознании слушателей ценность совместного труда. Кроме того, происходит совершенствование умений организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат – развитое умение свободно работать с информацией. В силу закона парадоксальных интенций Франкла-Куринского хорошие предметные знания в изучаемой области побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.


В раздел образования