"Развитие информационной компетентности на уроках литературы в условиях ФГОС"
Автор: Бондаренко Светлана Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111" Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие информационной компетентности на уроках литературы в условиях ФГОС" Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИХ ФГОС
Современный этап развития системы образования в РФ можно
охарактеризовать как смену педагогических парадигм. Всё более значимыми и
востребованными в современной социальной жизни становятся такие качества,как
инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, умение искать
информацию и работать с нею, способность к осознанному выбору, личная
ответственность, умение адаптироваться к быстро изменяющимся жизненным условиям.
Именно поэтому на смену «знаниевой» приходит «компетентностная» парадигма
образования. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение
учащимися таких способов деятельности, которые позволяли бы им определять свои
цели, принимать решения и действовать в новых, нестандартных ситуациях.
Стандарты второго поколения в числе других выделяет метапредметные
(компетентностные) результаты образования,
Одним из важнейших метапредметных результатов образования является
информационная компетентность. Составная часть информационной компетентности -
информационная культура (ИК) – культура взаимодействия человека с информацией.
В условиях компетентностной парадигмы образования ведущая роль отводится
способу получения знаний, стимулированию самостоятельной учебной деятельности.
Одна из педагогических технологий, способствующих развитию
информационной культуры, - ТОГИС (Технология Образования в Глобальном
Информационном Сообществе) Элементы технологии ТОГИС я успешно использую на
уроках литературы старших классах, так как это технология продуктивного обучения,
ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании.
Расскажу об ее структуре. Главный элемент ТОГИС – решение деятельностно-
ценностных задач, обеспечивающее самостоятельное овладение знаниями и умениями.
Акцент в задачах делается на способах решения, а не на содержании.
Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения
самостоятельной темы учебного курса. Изучение нового материала строится как
коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого
извлекаются из книг, CD-ROM и информационных сетей – преимущественно, Интернета
Убедившись в успешности этого этапа, перехожу к развивающему
дифференцированному закреплению, когда решаются задачи общего, а затем и
продвинутого уровня . После решения каждой задачи она обсуждается публично всем
классом или его частью.
Если в обычной образовательной технологии задачи нужны для закрепления знаний
и умений, то во всех вариантах технологии ТОГИС сами знания и умения являются
результатом деятельности по решению задач. В этом проявляется фундаментальное
различие традиционного и инновационного подходов
Главный элемент учебного процесса в технологии ТОГИС – решение
деятельностно-ценностной задачи. Деятельностно-ценностная задача имеет
трехкомпонентную структуру:
- познавательную (содержание-условия, цели-требования);
- информационную (поиск и обработка информации);
- коммуникативную (коллективная мыслительная деятельность и групповая выработка
системы ценностей.
Центральный акцент в задачах делается на способах их решения, а не на
содержании. Присвоенное слушателями содержание оказывается следствием их
собственной деятельности по решению задач.
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей (артефак-
тами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов).
Вот так выглядит деятельностно – ценностную задачу, которую я назвала
так: « Этот мир очарований, этот мир из серебра…».
Условие задачи:
Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина,
« кубизм», « экспрессионизм», « лучизм» и т. д. Некоторые из них утвердились
впоследствии в качестве терминов ( символизм, акмеизм, футуризм), другие канули в
Лету.
Перечислите основания для объединения поэтов, композиторов, живописцев
начала века, чьи творческие принципы были столь различны, под общим понятием
« творцы Серебряного века»
Необычна роль преподавателя в технологии ТОГИС. Она состоит из
нескольких составных частей:
1) подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и
перечень информационных источников, культурные образцы);
2) проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока
уроков;
3) управление познавательной и оценочной деятельностью обучающихся и экспертиза
решений задач;
4) анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка
блока уроков.
Итак, после того как ребята познакомились условием, я предлагаю им выделите из
данной задачи ключевые слова для информационного поиска (учащиеся предлагают
варианты слов- ключей, они фиксируются на интерактивной доске)
Слова – ключи
Серебряный век
Композиторы начала века
Живописцы начала века
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Затем происходит формирование 6 рабочих групп с учетом индивидуальных
способностей обучающихся. Каждая группа выбирает одно ключевое слово.
Группа №1 (историки). Серебряный век
Группа №2 (искусствоведы). Композиторы начала века
Группа №3 (искусствоведы). Живописцы начала века
Группа №4. (символисты). Символизм
Группа №5. (акмеисты). Акмеизм
Группа №6.(футуристы). Футуризм
Ребятам предлагается поработать в группах в Интернете. Время работы 30 минут.
Задача каждой группы - раскрыть «тайну» своего ключевого слова. Для этого находим и
собираем необходимую информацию по своему ключевому слову, обсуждаем и
анализируем собранную информацию внутри группы, формулируем выводы по своему
ключевому слову. Используем предложенную мной литературу. Группа через 30 минут
представляет свои наработки по ключевому слову. Время ответа 5-7 минут.
Обсуждение всего услышанного внутри каждой группы (время работы 7 минут) и
формулировка варианта ответа на вопрос деятельно – ценностной задачи.
Соотнесение обсужденной информации с имеющимся культурным образцом.
Заключительный этап- рефлексия, где мы делаем выводы об усвоении материала.
Основным результатом применения технологии ТОГИС для меня стала укоренение
в сознании слушателей ценность совместного труда. Кроме того, происходит
совершенствование умений организовать, спланировать и осуществить решение
возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов.
Дополнительный результат – развитое умение свободно работать с информацией. В
силу закона парадоксальных интенций Франкла-Куринского хорошие предметные знания в
изучаемой области побочный результат непроизвольного запоминания вследствие
упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей
позиции.