Напоминание

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС


Автор: Шеншина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ООШ №6
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской области
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1.

Цель

1.2.

Объект

исследования

1.3 Предмет исследования

1.4 Гипотезы и исследования

1.5 Актуальность темы

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1

Особенности формирования читательской компетентности учащихся

начальной школы

2.2

Специфика общения как вида речевой деятельности

2.3 Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

2.4 Виды работы над выразительностью чтения

2.5 Методы и приемы активного метода чтения

2.6 Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

2.7 Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения

и навыки работы с книгой на уроках ФГОС

1.1 Цель: развивать у детей мотив обращения к книгам, формировать конкретные знания,

умения,

навыки,

обеспечивающие

взаимодействие

читателя

с

книгой

и

текстом

на

этапе

реализации ФГОС НОО

1.2

Объект

исследования:

процесс

формирования

самостоятельного

чтения

текста

у

младших школьников

1.3 Предмет исследования: методы формирования читательской самостоятельности

младших школьников на уроках и во внеурочное время .

1.4

Гипотеза

исследования:

формирование

читательской

самостоятельности

у

детей будет эффективным, если:

-

формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников

дифференцируется с

учетом их психофизиологических особенностей;

- содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы;

-

предусматривается

использование

комплексных

средств,

позволяющих

обеспечивать

формирование читательской самостоятельности.

1.5 Актуальность темы:

Качества

человеческого

сообщества

определяются

духовным

и

интеллектуальным

потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности - высокая доля

читающего

населения.

Чтение

детей

-

проблема

неизменно

актуальная

для

педагогики.

В

настоящее время наблюдается её обострение в связи с современной культурной и социальной

ситуацией. Для человека книга всегда оставалась "окном" в мир, через который постигаются

нравственные, эстетические ориентиры. Отсутствие возможности общения через эти "окна" с

миром лишают человека возможности социализироваться, перенимать знания, традиции, культуру.

Это грозит незащищённостью от агрессивной среды и одиночеством.

Формирования

у

учащихся

знаний,

умений,

навыков

и

способов

деятельности,

определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу

умения учиться.

Развитие

читательской

компетентности

у

младших

школьников

стоит

на

первом

месте

для

дальнейшего

успешного

обучения

по

различным

предметам.

Ученик

должен

полноценно

воспринимать

художественную

литературу,

эмоционально

отзываться

на

прочитанное,

высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.

Уроки

литературного

чтения

зачастую

предлагают

ученику

работу

с

художественным

текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном

поиске

необходимой

информации,

что

предполагает

работу

с

такими

видами

текстов,

как

публицистический и научно-познавательный.

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые

формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,

выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у

школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1 Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной

школы

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение

техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на

формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со

звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного

слогового

чтения,

читаются

слоговые

конструкции,

слова,

словосочетания,

предложения,

маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит

формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выразительно читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию

к чтению у младшего школьника.

Учителю,

с

одной

стороны,

следует

предложить

ребенку

высокохудожественные

произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских

умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется

читательская

компетентность,

как

происходит

становление

ребенка-читателя,

какие

этапы

обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать

самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но

стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки -

(«малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что

дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности

животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет

чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают

познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к

личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа России», творческого

подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий,

развивается

формирование

читательской

компетентности

при

чтении

художественных

произведений

не

только

на

уроках

литературного

чтения,

но

и

в

большей

степени

через

индивидуальную самостоятельную работу младших школьников

2.2 Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги

с

читателем.

Книга

через

текст

беседует

с

ним,

передавая

заключенную

в

ней

информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности

читателя

увидеть

в

книге

своего

будущего

собеседника,

по

его

«внешнему

виду»

предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя

чужую, озвучить так, как сделал бы это он». Значит, обучая детей чтению как озвучиванию

чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у

учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведенная коллективом ученых

под руководством Н.Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской

деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с

книгой

нужно

целенаправленно

учить,

поэтапно

формируя

читательские

умения

и

читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи

любого другого читателя. Самостоятельный читатель

а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье,

библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других;

б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его

содержание и смысл;

в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.

Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе

книги,

озвучивании

и

освоении

ее

содержания.

Младший

школьник

как

читатель

нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи.

Они (задачи) состоят в том, чтобы:

1) развивать у детей мотив обращения к книгам

2) формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие

читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно

воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным

типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней

собеседника,

отличать

книги

друг

от

друга;

осознанно

делать

свой

выбор;

учиться

правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать

текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как

текст,

так

и

себя

в

роли

читателя.

По

мнению

Н.Н.

Светловской,

тип

правильной

читательской

деятельности

представляет

собой

«трехступенчатый

проце сс

целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в

процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод

чтения-рассматривания

книги,

книг.

«Его

основой

является

изначальная

аксиома

деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно

смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на

предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти

мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают,

после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей

оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика

деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».

Приоритетной

целью

обучения

литературному

чтению

в

начальной

школе

является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание

себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская

компетентность учащихся

начальной

школы

это

сформированная

у

детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения,

по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

владением техникой чтения;

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и

самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной,

так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного

чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним

из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа

правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом:

работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические

средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим

направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение

основными

видами

чтения

(ознакомительное,

углубленное,

поисковое,

просмотровое).

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения

на

развитие

артикуляции,

зрительного

восприятия,

внимания,

чтение

фраз

с

разной

смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

знание

изученных

произведений,

представление

о

литературоведческих

понятиях,

их

использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения,

предлагаемых

в

учебных

хрестоматиях

для

каждого

класса.

Используемые

приёмы:

ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек

к

произведениям

авторов,

книжек

-

малышек,

проведение

литературных

викторин

и

праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам,

темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую

опорные

таблицы

"Жанры",

"Темы",

учащиеся

моего

класса

постоянно

работают

со

справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и детской

городской библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие

восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как

искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого

года

обучения

уровне).

В

основе

этой

компетенции

лежит

разносторонняя работа

с

текстом.

2.3 Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед

чтением

рекомендуется

задавать

вопросы

по

тексту,

чтобы

нацелить

учащихся

на

осознанное чтение.

1.

Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

2.

Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

3.

Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

4.

Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

5.

Чтение, деление на части. Составление плана.

6.

Чтение по готовому плану.

7.

Чтение, после чтения – пересказ.

8.

Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

9.

Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно

опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

10. Чтение цепочкой по предложению.

11. Чтение цепочкой по абзацу.

12. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

13. . Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса,

стараясь успеть вместе с диктором.

14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

15. Чтение, ответы на вопросы.

16. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

17. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

18. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение

можно заменять логически законченным отрывком.)

19. Чтение до указанного слова или до указанной информации.

20. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо

зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-

15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний

текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

21. Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения,

с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

22. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

23. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

24. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

25. Чтение, составление сценария к диафильму.

26. Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.

27. Беседа с сопровождением выборочного текста.

28. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

29. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения

учителем или учеником.

30. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

31. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

32. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

33. Чтение по ролям.

34. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

35. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

36. “Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на

услышанное.

37. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

38. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой,

досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

39. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком,

запятой, многоточием, тире и т.д.

40. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)

41. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

42. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

43. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно,

громко, быстро.

44. Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

45. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

46. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

47. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

48. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________,_______жи______ и т.д.

49. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

50. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

51. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

52. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное,

б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

53. Чтение, пометка непонятных слов.

54. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги

( мор-ков-ка)

55. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать

устный портрет.

56. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова

записаны на доске)

57. Чтение слов, к которым даны сноски.

58. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при

написании сочинений.

59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень,

Зима” и т.д.

60. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

61. Тетради по чтению для творческих заданий.

62. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

63. Творческие задания на карточках.

Для слабых учеников:

Чтение с проговариванием слогов.

Шепотом.

Выделять посильные для себя части текста.

Хоровое чтение.

Групповое чтение.

Выборочное чтение.

Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

Отстукивание темпа.

Скандирующее чтение.

2.4 Виды работы над выразительностью чтения:

1.

Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

2.

Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

3.

Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно,

зовя,

вопросительно,

удивляясь,

восхищаясь,

ехидно,

грозно,

крича,

смеясь,

гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

4.

Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка,

собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше

восприятие этого стихотворения?

5.

Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на

скакалке,

засыпаете,

подсказываете

кому-то,

укачиваете

малыша,

поёте

песню,

копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение

подходит лучше всего? Почему?

6.

Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли

при этом смысл стихотворения?

7.

Постепенно

ослабляем

голос,

понижаем

от

высокого

до

низкого

и

наоборот.

Следим за плавностью речи.

8.

Читайте

стихотворение,

постепенно

увеличивая

скорость

чтения

и

наоборот,

постепенно уменьшая скорость чтения.

9.

Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было

настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

11. Понаблюдайте,

как

внутри

стихотворения

“играет”

слово,

как

при

помощи

звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

2.5 Методы и приемы активного метода чтения

В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы

ТРКМ

Приемы активного чтения:

Прием “Чтение с пометами”

Прием “Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Чтение с остановками”

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием “Ассоциация”

Прием “Ключевые слова”

Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием “Составление кластера”

Прием “Перепутанные логические цепочки”

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием “Синквэйн” и “Диаманта”

Прием “Цветопись”

Прием “ Пятиминутное эссе”

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Метод “Шесть шляп критического мышления

Прием “Учебный мозговой штурм”

Прием “Письмо по кругу”

Маркировочные таблицы:

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Чтение с пометками и таблица INSERT”

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование

научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только

творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию

активной читательской позиции современного школьника

К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны

уметь:

ставить для себя цель обращения к книгам;

обращаться к библиотечно-биографической помощи;

пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

выделить для себя внешние показатели содержания книги;

осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские

возможности;

выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;

соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения

Виды работы:

- дискуссия;

- коллективное чтение;

- беседа;- беседа – «приманка»;

- состязание чтецов;

- реклама книг;

- литературный праздник;

- литературная игра;

- библиотечный час;

- литературная гостиная;

- час «тихого чтения».

2.6 Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и

интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними

самостоятельно действовать.

Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование

навыка анализа и оценки содержания книги

Действия учителя на заключительном этапе:

работа над увеличением техники чтения

развития творческого мышления

создавать проблемно-поисковые ситуации

использовать прием устного словесного рисования

организовывать словарную работу: использовать разнообразные приёмы

толкования значения новых слов, объяснять значения слов с помощью показа

предметов, учебных картинок, работать с синонимами и антонимами, пословицами

и загадками, самостоятельный поиск незнакомых слов в толковом словаре

Организация работы на основном этапе:

дискуссии;

диспуты;

литературные праздники;

встречи с интересными людьми,

конкурсы сочинений на заданную тему,

проекты. Например: «Самая старая книга в моей семье»

«В моём возрасте родители читали…»

создание рисованных «диафильмов»

исследовательская деятельность

творческие работы. Например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников

возникло желание прочитать книгу от корки до корки

2.7 Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет

результативным

только

при

условии

целенаправленного

и

систематического

взаимодействия

педагога,

школьников

и

родителей.

К

родительским

собраниям,

посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.

Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более

мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить

радостную мотивацию чтения.

Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.

(Приложение 2)

3.Результативность опыта

Работа над опытом продолжалась в течение четырех лет. На первом этапе изучалась

научная

теоретическая

литература

по

данному

вопросу,

накапливался

фактический

материал. Одновременно с этим шла апробация отдельных приемов по теме опыта. На

втором этапе опыт внедрялся, накапливался аналитический материал. Диапазон опыта -

система уроков и внеклассной работы по предмету.

Формирование

самостоятельной

читательской

деятельности

не

может

быть

спонтанным,

сиюминутным.

Это

кропотливая

каждодневная

работа.

Каждый

учитель

должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не

приведут к положительному результату. Время не стоит на месте и роль компьютера и

телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем

становится

все

важнее.

Но

чтение

остается

одним

из

способов

интеллектуального

развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно

воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и

делать свою жизнь духовно богатой.

Читательская

самостоятельность

-

это

личностное

свойство,

которое

характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг,

и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и

времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной

необходимостью.

Точное

и

четкое

выполнение

требований

программы

позволяет

учителю

последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а

главной

целью

занятий

по

внеклассному

чтению

является

формирование

у

каждого

ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е.

в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность

и

потребность

при

новой

системе

обучения

развивается

в

детях

постепенно,

но

обязательно с первого класса.

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству,

развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных

проблем современной школы

4. Библиографический список

1

В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе.

– М.; Просвещение, 2011

2.

Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-

Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.

3

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.

– СПб: “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.

4.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить

критически. – СПб.: “Альянс “Дельта”, 2003. – 192 с.

5.

Журова Л. Е. “Беседы с учителем. Методика обучения”. – М.: Вентана –

Граф, 2002

6.

Калинина

Наталья,

Прохорова

Светлана

Учебная

самостоятельность

м л а д ш е г о

ш к о л ь н и к а .

Д и а г н о с т и к а

и

р а з в и т и е .

Издательство: АРКТИ, Генезис, 2008 г

7.

Ковалёва

Г.

Е.

“Как

дети

читают

и

понимают

текст”

М.,

“Народное

образование” 2006, № 5, 71-76.

8.

Лемяскина

Н.

А.

“Современная

система

формирования

читательской

самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X

межрегиональной

научно-практической

конференции.Ч.1”,

под

ред.

Д-ра

пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

9.

Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.;

Просвещение, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

М. М. ЗОЩЕНКО «ЕЛКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения;

формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе

выборочного чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста

П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы

Предметные:

п о з н а к о м я т с я с

произведением М. М. Зощенко

«Елка»;

н а у ч а т с я формулировать

учебную задачу урока, работать с

текстом в форме игры по

правилам, характеризовать

героев произведения по

вопросам учителя,

идентифицировать с героями

произведения, выстраивать

аргументы защиты, делать

выводы и обобщения по

прочитанному, осуществлять

самооценку работы на уроке

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы

героев поступков из одного

литературного произведения, выявлять

особенности их поведения в зависимости

от мотива.

Регулятивные: читать в соответствии с

целью чтения; фиксировать по ходу урока

и в конце его

удовлетворенность/неудовлетворенность

своей работой на уроке.

Коммуникативные: находить

информацию о произведениях и

творчестве В. Ю. Драгунского через

беседу со взрослыми, учебные книги,

словари, справочники, энциклопедии для

детей, через сеть Интернет, периодику и

СМИ

Личностные:

осмыслить урок,

преподнесенный

родителями Лели и

Миньки;

воспроизводить

наизусть заповедь,

которой

придерживался

писатель М.

Зощенко,

высказывать

стремление

пользоваться ею в

своей жизни

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

I.

Актуали

зация

опорных

знаний.

Проверка

домашнег

о задания

Проверяет домашнее задание.

Проводит беседу о проделанной

работе.

– Какие чувства вызывала

рождавшаяся музыка у тех, кто ее

слышал?

– А что чувствовали вы?

– Как изменилось бы произведение,

если бы писатель не использовал

данные приемы?

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о выполненной

дома работе.

Учащиеся читают используемые

К. Г. Паустовским в рассказе

«Корзина с еловыми шишками»

сравнения, олицетворения.

Читают выбранный ими

отрывок, объяснив свой выбор.

Из рисунков учащихся

организуется выставка.

Учащиеся рассказывают о том,

что хотели передать своей

работой. Затем ученики читают

прочитанные ими дома части

рассказа К. Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»

Осуществл

ять

актуализац

ию личного

жизненного

опыта.

Уметь

слушать

в

соответстви

и с целевой

установкой

II.

Сообщен

– Сегодня на уроке мы вновь

встретимся с хорошо знакомыми нам

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя,

Принимать

и сохранять

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

ие темы

урока.

Определе

ние

целей

урока

мальчиком Минькой и девочкой

Лёлей.

– Помните, как однажды они решили

совершить кругосветное

путешествие и даже отправились в

него с мальчиком Стёпкой? А еще

эти дети очень любили ужины, когда

к родителям приходили гости, так

как им нравилось узнавать забавные

факты из жизни, ну и, конечно,

лакомиться вкусными блюдами.

– Я думаю, что вы помните также,

что из мальчика Миньки

впоследствии вышел замечательный

писатель Михаил Михайлович

Зощенко, а события и приключения,

которые случились с ним в детстве,

не прошли для него бесследно,

многие он запомнил на всю жизнь,

из многих извлек урок.

– Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя

опорные слова.

– Поднимите руку, кто это

произведение еще

не читал.

– Как вы думаете, о чем это

произведение?

– Сегодня мы познакомимся еще с

одним эпизодом из жизни Лёли и

Миньки. Рассказ, который мы

прочитаем, поведает нам о том, как

дети ждали веселый новогодний

праздник, гостей и, конечно,

подарки

формулируют цель урока. По

названию произведения

определяют тематическую и

эмоциональную направленность

текста, выделяют главных

героев. Под руководством учителя

определяют задачи чтения и

составляют план чтения.

– Сегодня на уроке нам предстоит:

• Вспомнить биографию и

творчество М. Зо-

щенко.

• Провести словарную работу,

выяснить значение непонятных

слов.

• Познакомиться с

произведением.

• Проанализировать произведение

и понять его основную мысль

учебную

цель и

задачу.

Анализиров

ать,

находить

общее и

различия,

делать

выводы.

Осознанно

и

произвольн

о строить

речевое

высказыван

ие в устной

форме

III.

Подготов

ка к

восприят

ию

произвед

ения.

Знакомст

во

с

биографи

ей М. М.

Зо-

щенко

Рассказывает о творчестве

писателя, свой рассказ

сопровождает показом его

портрета.

Михаил Михайлович Зощенко

родился 10 августа 1894 года в семье

художника и актрисы. После

окончания гимназии Михаил

Михайлович поступает в

университет, но через год

добровольцем уходит на фронт (идет

Первая мировая война).

Участвует в боях, в которых

отличается храбростью. Трижды

ранен, отравлен газами, после чего

Слушают рассказ учителя,

рассматривают фотографии,

портрет М. Зощенко. Задают

вопросы о его творчестве.

Отвечают на вопросы учителя

Осуществл

ять анализ

объектов с

опорой на

визуализац

ию,

выделять

последоват

ельность

развития

сюжета.

Учитывать

мнение

соседа по

парте.

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

получает заболевание сердца и

демобилизуется. Удостоен пяти

орденов и заканчивает войну в

звании штабс-капитана. Зощенко

возвращается в Петроград.

Зарабатывает на жизнь, пробуя себя

во множестве профессий: контролер

поездов, начальник почты,

сапожник, конторщик, милиционер и

т. д. Вскоре Зощенко встречается с

Чуковским, который ведет

литературные занятия, и тот высоко

оценивает первые произведения

писателя. Так началась активная

литературная деятельность М.

Зощенко. В свет выходят многие

известные произведения. Вскоре

Михаила Зощенко избирают членом

Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко

получил еще в Первой мировой

войне, стала о себе напоминать.

И в возрасте 64 лет Зощенко умирает

в Ленинграде. Похоронен писатель в

городе Сестрорецке.

– Когда родился? Где? Что

запомнили о семье писателя?

– Что вы можете сказать о нем как о

гражданине?

– Какие качества характера можете

еще перечислить?

Осуществл

ять

контроль по

результату

IV.

Работа

над

содержан

ием

текста.

Работа с

толковым

словарем.

Первично

е чтение

произ-

ведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов,

выражений, записанных на доске.

Проверьте свои ответы по толковому

словарю.

Читает рассказ М. М. Зощенко

«Елка» (некоторые отрывки из

рассказа могут читать учащиеся).

– Понравился рассказ?

– Кто главные герои рассказа?

– От чьего лица ведется рассказ?

Работают с толковым словарем.

Золотушный ребенок – больной

ребенок.

Длинновязая – высокая.

Пастилка – кондитерское изделие

из фруктовой массы и сахара.

Церемониться – проявлять

излишнюю мягкость, стеснение.

Крымские яблоки – яблоки,

привезенные

с Крыма…

Фарфоровая ручка – сделанная из

высококачественной глины.

Не ручаюсь – не уверена.

Прослушивают текст.

Отвечают на вопрос, определяют

жанр произведения. Доказывают,

аргументируют свою точку

зрения.

Осуществл

ять анализ

произведен

ия.

Осознанно

и

произвольн

о строить

речевое

высказыван

ие в устной

форме,

обосновыва

ть свое

мнение.

Согласовыв

ать усилия

по

решению

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

– Какими вам показались дети?

– Почему долгожданный праздник

был испорчен?

– Какие слова в рассказе вы считаете

самыми главными, самыми

важными? Прочитайте их.

– Как вы думаете, почему писатель

запомнил эту елку на всю жизнь?

– Чему учит этот рассказ?

– Как вы считаете, прав ли Михаил

Михайлович в том, что об этом

событии из своего детства он решил

рассказать и другим детям? Почему

так решили?

– Чем наряжали елку в то время?

– Как вы думаете, ребята, праздник

получился веселым?

– А рассказ получился веселым?

– Почему веселый и смешной

рассказ создает немного грустное

настроение?

– Лёля и Минька, и их родители.

– Елку наряжали бусами, флагами,

фонариками, золотыми орехами,

пастилками, яблоками...

– Праздник был испорчен, и

хозяева остались одни. Дети и

взрослые поссорились из-за

испорченных подарков. Лёля и

Минька вели себя некрасиво с

гостями, были невежливы и

грубы, выгнали гостей, Минька

ударил мальчика

учебной

задачи.

Договарива

ться и

приходить

к общему

мнению

при работе

в паре

V.

Повторн

ое чтение

и анализ

произвед

ения

Организует повторное, выборочное

чтение и обсуждение содержания

произведения. Выслушивает мнения,

подводит итог.

– Сколько лет было автору, когда

произошел этот случай?

– Как отмечали Новый год в их

семье?

– Что делали дети, оказавшись одни

в праздничной комнате?

– Как оцениваете вы их поступок?

Почему они так поступили, что их

подтолкнуло к этому?

– Какой сюрприз приготовили

родители для гостей?

– Обиженная тетя предсказала

Миньке будущее, что он будет…

– Как хотела наказать мама Лёлю?

Читают произведение по цепочке.

Взаимодействуют с учителем во

время опроса, осуществляемого во

фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной

беседе и дискуссии,

корректируют, изменяют свою

точку зрения. Делают выводы и

свои ответы подтверждают

выдержками из текста

произведения.

– Автору было 5 лет.

– Наряжали елку, готовили

подарки, приглашали гостей и

устраивали для всех праздник.

– Лёля предложила съесть

пастилку. Они испортили сладкие

призы и подарки, приготовленные

гостям.

– Они поступили некрасиво,

думали только о себе, забыли о

гостях и не предполагали, какие

будут последствия. Их

подтолкнуло любопытство,

жадность и зависть.

– Каждому ребенку хотели

Выразитель

но читать.

Пони-мать

на слух

ответы

обучающих

ся. Слушать

собеседник

а. Строить

понятные

для

собеседник

а

высказыван

ия.

Осуществл

ять анализ с

целью

нахождения

соответстви

я

заданному

эталону.

Формулиро

вать свое

мнение и

позицию.

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

– Какую пословицу использует одна

из приглашенных мам?

– Что произошло с фарфоровой

куклой?

– Что хотела мама подарить Миньке?

– Чему удивилась мама?

– В каких словах отражен самый

главный смысл этого произведения?

– Чему учит этот рассказ?

– Обратите внимание на слова

«тепло родного очага». Эти слова не

просто появились на уроке. Тепло,

забота, уют дома исходят только от

поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в

доме тепло, уют, радовало близких?

– Прочитайте и объясните

пословицы:

• На что и клад, если в семье лад.

• Гни дерево, пока молодо, а детей

учи, пока зелены.

• Кто неправильно воспитывает

своих детей, тот расплачивается

слезами.

– Почему не нужен клад, если в

семье дружно?

– Семья – это самое главное, что

есть у нас. Берегите своих родных,

никогда не поступайте так, чтобы

вашим родителям было стыдно за

ваши поступки.

– Сравните двух главных героев –

Лёлю и Миньку. Заполните таблицу

преподнести подарок и угощение.

– Он будет разбойником.

– Хотела поставить в угол носом.

– C вами водиться, что в крапиву

садиться!

– У куклы отломили ручку.

– Мама хотела подарить

паровозик.

– Мама удивилась тому, что дети

остались одни.

Читают слова: «И за все эти

тридцать пять лет я, дети, ни разу

больше не съел чужого яблока и

ни разу не ударил того, кто слабее

меня. И теперь доктора говорят,

что я поэтому такой сравнительно

веселый и добродушный».

Заполняют таблицу. У каждого

ученика на столе листок с

вопросами. Девочки дают

характеристику Лёле, а мальчики

Миньке.

Герой

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5

лет

Рост

Высокая,

длинновяза

я

Удивительн

о

маленького

роста

Характе

р

Исключите

льно

бойкая

Тихий

Что

могут

достать

?

Могла

высоко

достать

Ничего

нельзя

достать

Как ест? Моменталь

но

съедает

Откусывает

Поведен

ие

Не

церемонит

Чуть не

заревел

Строить

монологиче

ские

высказыван

ия.

Адекватно

использоват

ь речевые

средства

для

решения

различных

коммуникат

ивных

задач.

Делать

выводы,

извлекать

информаци

ю из

различных

источников.

Аргументи

ровать

свою

позицию

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые способы

деятельнос

ти

учащегося

ся

VI.

Домашне

е задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить чтение по ролям

(выборочное) или инсценировку

рассказа (части рассказа);

подготовиться к обобщающему

уроку по разделу «Страна детства»

Внимательно слушают, задают

уточняющие вопросы

Принимать,

сохранять

учебные

задачи

VII. Итог

урока.

Рефлекси

я

Оценка результатов выполнения

заданий на уроке, в том числе и

чтения. Организация подведения

итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить

работу на уроке. Проводит беседу.

– Наш урок мне хочется закончить

словами М. М. Зощенко: «Нет, мне,

быть может, не удалось стать очень

хорошим. Это очень трудно. Но к

этому, дети, я всегда стремился».

– Что особенно заинтересовало вас

во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилось ли вам

произведение? Какие чувства оно у

вас вызвало? О чем заставляет

задуматься?

– Понравилась ли вам работа на

уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Если вы были активными, выберите

синий цвет, если вы были

внимательными – желтый цвет, если

вы были

артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

– Смотрите, какое разноцветие

сегодня в классе,

вы действительно активные,

внимательные, артистичные

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное

состояние на уроке. Проводят

самооценку, рефлексию.

Продолжают предложения:

Урок интересный, потому что…

взволновал…

заставил задуматься…

дал понять…

навел меня на мысль

Осуществл

ять

самоконтро

ль учебной

деятельнос

ти

Приложение 2

Памятка для родителей :

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,

можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,

а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий

при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным

для каждого человека книгам.

Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух

раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.



В раздел образования