Автор: Слаутина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ п.Краснооктябрьский Куменского района Кировской области
Населённый пункт: с. Вожгалы Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у четвероклассников умение решать задачи на доли и дроби в процессе групповой работы
Раздел: начальное образование
Слаутина Е.С.,
учитель начальных классов,
МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский
Куменского района Кировской области
Формирование у четвероклассников умений решать задачи на доли и
дроби в процессе групповой формы работы
Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования у четвероклассников умений
решать задачи на доли и дроби в процессе групповой формы работы. Авто-
ром разработана и апробирована система заданий для проведения групповой
работы, направленной на формирование умений работать с простыми и со-
ставными задачами на доли и дроби. Кроме этого, описаны необходимые пе-
дагогические условия при проведении данной работы: соблюдение этапов ор-
ганизации групповой работы и требований к их проведению, последователь-
ное усложнение видов групповой работы и содержания учебного материала,
прорабатываемого в группах. Более эффективному формированию у четве-
роклассников умений решать задачи на доли и дроби способствует также ис-
пользовании разных способов формирования групп в зависимости от целей
работы, систематичность проводимой работы и учет последовательности изу-
чения задач данного вида в курсе математики.
Ключевые слова: обучение математике, задачи, доли и дроби, группо-
вая форма работы.
Текст статьи.
Умение решать задачи на доли и дроби - важная составляющая курса ма-
тематики начальной школы, которая является одним из показателей уровня
сформированности у учащихся общего умения решать задачи. Это помогает
ученику вырабатывать правильные математические понятия, понимать раз-
1
личные стороны взаимосвязей окружающей жизни, дает возможность приме-
нять изучаемые теоретические положения в практической жизни.
Понятие «задача» в математике имеет множество определений. Матема-
тические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным
предметом, принято называть текстовыми [1]. Задачи на доли и дроби, пред-
ставленные в курсе начальной школы, - текстовые. Они состоят из следую-
щих элементов: данные с их свойствами, отношения между данными, иско-
мые с их свойствами, отношение между данными и искомыми, указание на
необходимость найти искомое [2].
К основным видам задач на доли и дроби, изучаемым в начальной шко-
ле, относятся задачи на нахождение доли числа, на нахождение числа по его
доле и на нахождение дроби числа. Методика работы над задачами данных
видов, в соответствии с общей методикой работы с задачами, предусматрива-
ет 3 ступени [1]:
1) проведение учителем подготовки к решению задач рассматриваемого вида
(установление связи между данными и искомыми величинами).
2) знакомство с решением задач - выбор соответствующих действий.
3) закрепление умения решать задачи данного вида.
Широкие возможности для формирования умения решать задачи на
доли и дроби открывает использование групповой формы работы на уроках
математики. Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-коор-
динированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую
общей цели [3]. Ее ценность в непосредственном взаимодействии между уча-
щимися и опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны
учителя.
Организовать
взаимодействие
учащихся
в
группах
можно
разными
способами («мозговой штурм», кооперативный и конвейерный тип взаимо-
действия, способ по различным трудностям и проблемам). Успешность груп-
повой работы также зависит от того, насколько правильно сформированы
группы.
2
При организации групповой работы выделяются несколько этапов: ор-
ганизационно - подготовительный, собственно групповая работа и итоговая
[4]. Подготовка учителя к проведению групповой учебной работы на уроках
математики предусматривает:
1) определение целей и задач урока;
2) планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения;
3) определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и ис-
полняемых ими ролей;
4) обеспечение необходимыми материалами;
5) выбор способа оценки результатов работы учащихся.
В 4 классе для проведения систематической работы в данном направле-
нии предлагается использовать следующие виды заданий:
Задание 1:
На стоянке 20 автомобилей. Пятая часть всех автомобилей -
внедорожники. Сколько внедорожников на автостоянке?
20·5=100
В стопке 5 тетрадей в клетку, это четвертая часть всех тет-
радей. Сколько тетрадей в стопке?
4·5=20
В книжном шкафу 20 справочников. Это пятая часть всех книг.
Сколько книг в шкафу?
20:5=4
Пятая часть всех жителей дома – дети. Сколько жителей в
доме, если детей четверо?
20:4=5
На покупку тетради Оля потратила четверть своих денег.
Сколько стоит тетрадь, если у Оли 20 рублей?
5·4=20
Обсудите в паре решение каждой задачи и соедините задачу с ее верным
решением. После выполнения задания проверьте по экрану.
Задание 2:
а) В книге а страниц. Сказки составляют пятую часть всей книги. Сколько
страниц составляют сказки? (а : 5)
б) На улице х пятиэтажных домов, что составляет третью часть всех до-
мов. Сколько всего домов на улице? (х ·3)
3
в) В вазе у конфет. Две трети из них - шоколадные. Сколько шоколадных кон-
фет в вазе? (у : 3 ·2)
г) В классе с учеников. Шестая часть учеников заболела. Сколько детей при-
сутствует на уроках? (с – с : 6)
В паре обсудите и запишите на листочке буквенные выражения по дан-
ным задачам. После выполнения задания проверьте по доске.
После составления буквенных выражений выберите в паре одно из бук-
венных выражений и составьте новый текст задачи, подбирая числовые дан-
ные. Объединитесь в группы по 4 человека и продиктуйте свою задачу
остальным участникам группы для решения.
Задание 3: На доске дана схема задачи. В паре выберите задание, кото-
рое будете к ней выполнять, и совместно выполните его.
5 кг
?
Вариант 1: используя схему, дополнить условие задачи числовыми дан-
ными, и решить задачу: «Дыня весит …, что составляет одну … часть мас-
сы арбуза. Какова масса арбуза?»
Вариант 2: составить по схеме новую задачу со своим сюжетом.
Задание 4:
Длина цветника прямоугольной формы равна 20 м, а ширина – 5 м. Его
площадь составляет 1/10 часть площади огорода. Найди площадь огорода.
В парах устно проведите анализ решения задачи по вопросу и запишите
решение. Затем измените условие задачи так, чтобы площадь огорода стала
меньше.
Объединитесь из пар в группы по 4 - 6 человек и продолжите работу в
группах:
расскажите
вариант
задачи
с
измененным
условием
остальным
участникам своей группы и проверьте друг у друга, правильно ли выполнено
задание (уменьшилась ли площадь огорода).
Задание 5:
4
Масса угля в железнодорожном вагоне 60 т. Самосвал может взять
третью часть этого груза. Сколько рейсов надо сделать на самосвале, что-
бы разгрузить 6 таких вагонов?
Для работы с задачей разделитесь на группы по 4 человека, совместно в
группе составьте план решения задачи и приготовьтесь его объяснить.
Задание 6:
На экскурсию отправилось 8 взрослых, и они составили четверть всей
группы. Сколько детей было на экскурсии?
Проведите коллективный анализ данной задачи.
В паре выберите одно из заданий к задаче и выполните его. После того,
как задание выполнено, объединитесь в группы по номеру задания. Исполь-
зуя карточки с верными ответами, проверьте себя и обсудите друг с другом
результаты выполнения задания.
Варианты заданий:
1. Выбрать выражение, которое будет решением задачи, и объяснить его.
8 : 4 + 8
8 · 4 - 8
8 · 4 + 8
2. Найти ошибки в решении задачи и исправить их.
1) 8 · 4 = 32 (чел) – взрослых на экскурсии.
2) 32 + 8 = 40 (чел) – детей на экскурсии.
3. Изменить условие задачи, чтобы она подходила к выражению: 8 · 5 – 8.
Задание 7:
На стройку дома доставили 3360 т строительных материалов. Деся-
тую их часть составляла известь, двенадцатую часть – цемент. На сколько
больше доставлено тонн извести, чем цемента?
Для выполнения задания разделитесь на 6 групп по 4 человека. В груп-
пах прочитайте условие задачи и составьте к данному условию как можно
больше вариантов вопроса задачи (можно использовать как полностью все
условие, так и его часть).
5
Задание 8:
В коробке было 16 конфет. ¾ конфет съели. Сколько конфет осталось?
Выполните задание, данное на индивидуальной карточке.
Содержание карточек (в соответствии с уровнем сформированности уме-
ния решать задачи данного вида):
а) Поставь действия из решения задачи в верном порядке:
• 16 – 12 = 4 (к.)
• 4 · 3 = 12 (к.)
•16 : 4 = 4 (к.)
б) Составь решение задачи по плану:
- находим ¼ часть конфет;
- находим ¾ части конфет;
- из количества всех конфет вычитаем съеденные конфеты;
в) Запиши решение задачи с пояснениями.
Правильность выполнения задания проверяется по экрану и оценивается (ин-
дивидуально).
1) 16 : 4 = 4 (к.) -1/4 часть конфет
2) 4 · 3 = 12 (к.)- съели.
3) 16 – 12 = 4 (к.)
Ответ: 4 конфеты осталось.
Данные задания были апробированы учащимися 4 класса МОКУ СОШ
посёлка Краснооктябрьский Куменского района Кировской области. Они при-
менялись на формирующем этапе проводимого эксперимента по формирова-
нию умений решать задачи на доли и дроби в процессе групповой работы.
Динамика результатов показала положительные результаты.
Таким образом, групповая форма работы является эффективной для
формирования умений решать задачи на доли и дроби. При необходимом
соблюдение следующих условий:
6
1.
В соответствии с целями работы использовать разные способы фор-
мирования групп (по желанию, по уровню сложности задания, сформирован-
ная учителем, случайная группа).
2.
Работу проводить последовательно, с постепенным усложнением со-
держания учебного материала, прорабатываемого в группах.
3.
Организацию групповой работы строить с учетом последовательности
изучения задач данного вида в курсе математики начальной школы.
4. Использовать все 3 вида групповой работы: сначала парную как самую
простую, затем единую (однородную) групповую и дифференцированную
групповую работу.
Список литературы.
1.
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в
начальных классах. - М.: Просвещение, 2010. - 335 с.
2.
Истомина Н.Б. Обыкновенные дроби. – Минск. Тико, 2011. – 680 с.
3.
Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке. - М.: Знание, 1975.- 64 с.
4.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народ-
ное образование, 1998. – 256 с.
7