Автор: Фалалеева Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лопанская СОШ №3
Населённый пункт: Село Лопанка Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: неопределённая форма глагола
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Автор: Фалалеева Лариса Алексеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лопанская средняя
общеобразовательная школа №3 (МБОУ Лопанская СОШ №3)
Учитель начальных классов
Цель урока: познакомить учащихся с неопределённой формой глагола.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как
начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую
зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление,
память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя,
делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность,
усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к
изучению русского языка.
Оборудование: индивидуальные карточки- листы с заданиями для учащихся, опорные
таблицы, учебник «Русский язык.4 класс» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока
1.
Организационный момент.
У. Ребята, 12 октября 1492года Христофор Колумб открыл Америку. Я желаю вам
сделать свои открытия на уроке.
2. Актуализация знаний
У. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на остров глаголов.
Учащиеся под диктовку пишут слова:
выкопал, выдержал, угрожает, зашагает, стемнеет, сбегут.
У. Прочитайте вслух написанные слова. Найдите в них общее.(все слова - глаголы, все слова
имеют безударную гласную в корне, в каждом слове есть приставка). Какие можете назвать
различия (число, время). Скажите, что такое глагол? Назовите его грамматические признаки.
Прочитайте написанные на доске пословицы:
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать - последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать - добра не видать.
У. Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла.
(Пословицы можно разделить на две группы. В первую группу войдут пословицы первая,
вторая и четвертая. В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на
жизнь человека. Во вторую группу войдет третья пословица. Её смысл в том, что нельзя
доверять какие - либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе).
У. Назовите имеющиеся в пословицах глаголы. Какая из названных форм глагола вам не
знакома? ( форма глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?»). Ребята, о какой же форме
глагола будет идти речь дальше у нас на уроке? (сегодня мы будем говорить о глаголах,
которые отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?»).
3. Работа по теме
У. Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определите их время,
число и лицо.
Задайте вопрос, определите время , число и лицо глаголов, имеющихся во второй
пословице.
Задайте вопросы к глаголам из третьей и четвертой пословиц.'
От данных глаголов образуйте новые глаголы так, чтобы к ним можно было задать вопрос
«что сделать?».
Определите время , число и лицо глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?», «что
сделать?». (Определить нельзя).
Вывод: форма глагола, которая не указывает на время , число и лицо, называется
неопределенной формой глагола.
У. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (-ть, -ти, -чь).
Какую
схему вы бы составили к сегодняшней теме?
Что делать?
Неопр. форма гл.
-ть, -ти, -чь.
Что сделать?
4. Физкультминутка.
У. Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который
отвечает на вопрос «что делать?», то прыгаете на двух ногах. Если я назову глагол, который
отвечает на вопрос «что сделать?», то прыгаете на одной ноге. Гудеть, загудеть, бежать,
прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.
5. Закрепление.
Упр. 1. Прочитайте слова. Составьте цепочки слов в соответствии с темой урока.
Напишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Б...жать, с...деть, пр..г...в...рить, п...днимать, св...тлеть, ...тдохнуть, п...днять,
выс...деть, п...хв...лить, г...в...рить, п...б...жать, п...св...тлеть, хв...лить, ...тдыхать.
Упр.2. В каждую группу фразеологических оборотов вместо точек вставьте подходящее по
смыслу одинаковое слово. Напишите фразеологизмы.
Задирать ........; вешать ......; водить за ......; остаться с .....; не видеть дальше
собственного ...... .
Хлопать ........; говорить в .......; мозолить .......; пускать пыль в .......;
смотреть чужими ........ .
(Нос, глаза).
Упр.З. Спишите пары предложений. При написании предложений замените одинаковые слова
другими, близкими по смыслу. Выделите окончания у глаголов в неопределенной форме.
Животные Антарктиды не уходят далеко от берега моря.
На берегу моря теплее и легче раздобыть еду.
Кукушки подкидывают яйца в чужие гнезда.
Кукушки сами гнезд не вьют.
Береза в тундре не может вырасти большой. В
тундре суровая зима.
6. Итог урока.
Что нового о глаголе мы с вами сегодня узнали, путешествуя по острову глаголов?
(Познакомились с неопределенной формой глагола).
На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
7. Домашнее задание.
Придумать и записать пять пар глаголов, отвечающие на вопрос «что делать?», «что
сделать?».
Карточки –листы для учащихся
Вопросы к тому, что я знаю:
1.
Что такое глагол?
2.
На какие вопросы он отвечает, что обозначает?
3.
Что можно определить у глагола?
4.
Как изменяется глагол?
Вопросы к тому, чего я не знаю:
1.
Что такое неопределенная форма глагола?
2.
Почему она так называется?
3.
Все ли глаголы имеют неопределенную форму?
Упражнение № 1
Прочитайте слова. Составьте цепочки слов в соответствии с темой урока. Напишите их.
Вставьте пропущенные буквы.
Б...жать, с...деть, пр...г...в...рить, п...днимать, ев...тлеть, ...тдохнуть, п...днять,
вые...деть, п...хв...лить, г...в...рить, п... б...жать, п...ев...тлеть, хв...лить, ...тдыхать.
Упражнение №2
В каждую группу фразеологических оборотов вместо точек вставьте подходящее по
смыслу слово. Напишите фразеологизмы.
Задирать .......; вешать ...,..; водить за ......; остаться с........; не видеть дальше
собственного ..........
Хлопать ......; говорить в ..,.....; мозолить ......; пускать пыль в .......; смотреть
чужими ........
Подчеркните глаголы в неопределенной форме.
Упражнение №3
Спишите пары предложений. При написании предложений замените одинаковые слова
другими по смыслу. Выделите суффикс у глаголов в неопределенной форме.
Животные Антарктиды не уходят далеко от берега моря.
На берегу моря теплее и легче раздобыть еду.
Береза в тундре не может вырасти большой.
В тундре суровая зима.
Упражнение №4
Поставить данные глаголы в неопределенную форму.
Свищу, помню, шифрую, вижу, уносит, задирает, полетит, движет, плаваем.