Напоминание

Формирование у школьников целостного представления об окружающем мире в предметах естественнонаучного направления через использование интегративного подхода в обучении


Автор: Рылова Ольга Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №48 г. Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Формирование у школьников целостного представления об окружающем мире в предметах естественнонаучного направления через использование интегративного подхода в обучении
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 48» г. Кирова

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование у школьников целостного представления

об окружающем мире в предметах естественнонаучного направления

через использование интегративного подхода в обучении»

Из опыта работы учителя химии

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова

Рыловой Ольги Владимировны

Стаж работы – 13 лет

Киров, 2017г

1

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Вступительное слово………………………………………………………………………………. 3

Условия возникновения и становления опыта ................................................................................3-4

Актуальность опыта. ..........................................................................................................................4-5

Новизна опыта. ....................................................................................................................................5

Теоретическая база опыта ………………………………………………………………………….5-6

Технология опыта работы .................................................................................................................6-8

Результативность опыта. ................................................................................. ..…………................9-10

Приложение………………………………………………………………………………………….11

Вступительное слово

Главная

задача

российской

образовательной

политики

обеспечение

современного

качества

образования

на

основе

сохранения

его

фундаментальности

и

соответствия

актуальным

и

перспективным потребностям личности, общества и государства.

2

Говоря о назначении современной школы, Д.Медведев подчёркивал: «Суть и смысл в создании

школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учёбе и

знаниям,

стремление

к

духовному

росту

и

здоровому

образу

жизни,

подготовить

ребят

к

профессиональной деятельности».

Перед школой ставят задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов

работы, которые способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся. Поиск

новых форм и приёмов работы педагога в наше время – явление не только закономерное, но и

необходимое.

Условия возникновения и становления опыта

Все наши замыслы, все построения и

поиски

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский

Работая

в

современных

условиях,

учитель

сталкивается

в

своей

деятельности

с

рядом

противоречий: между возросшими требованиями к качеству знаний и потребностью общества

в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Становление

опыта

происходило

в

условиях

сельской

средней

школы

в

5-11

классах.

Мой

педагогический стаж небольшой – 13 лет, 10 лет из которых пришлось проработать учителем химии

и географии. Когда в 2006 году мне предоставили место учителя химии и географии, я столкнулась с

проблемой, что дети не могут использовать знания, полученные на одном предмете, при изучении

созвучных тем на других предметах и, тем более, в практической деятельности.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи».

За

время

работы

в

школе

мною

были

апробированы

традиционные

методики

обучения.

Но

предпочтение отдано использованию интегративного подхода в обучении, как дающей наиболее

эффективный результат.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в

котором

он

живет,

о

взаимосвязи

явлений

и

предметов,

о

взаимопомощи,

о

существовании

многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не

столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированные

уроки

также

предполагают

обязательное

развитие

творческой

активности

учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из

различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей

жизни. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

3

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую

предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают

представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному

познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных

связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование

различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что

позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают

значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение

учащихся

за

счет

переключения

на

разнообразные

виды

деятельности,

резко

повышают

познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи

и памяти.

В-четвертых,

интеграция

дает

возможность

для

самореализации,

самовыражения,

творчества

учителя, способствует раскрытию способностей. Анализ педагогической литературы по данному

вопросу позволяет сделать вывод о том, что интегрированные уроки, по сравнению с обычными,

имеют ряд преимуществ:

способствуют

повышению

мотивации

учения,

формированию

познавательного

интереса

учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения

учащихся

сравнивать,

обобщать,

делать

выводы,

интенсификации

учебно-воспитательного

процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

не

только

углубляют

представление

о

предмете,

расширяют

кругозор,

но

и

способствуют

формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности

Актуальность опыта

Новый федеральный образовательный стандарт ставит задачу воспитания высокообразованной,

интеллектуально развитой личности с целостным видением картины мира, с пониманием глубины

связей явлений и процессов, составляющих эту картину.

1 . Актуальность применения интегративного подхода в образовании логично вытекает из

самих задач образования. Учебные программы по разным дисциплинам имеют очень мало точек

соприкосновения.

В

связи

с

этим

у

школьников

складываются

отрывочные

представления

о

сущности мироздания, не формируется целостного представления об окружающем мире. Особенно

эта проблема остра в предметах естественнонаучного цикла, которые должны формировать единую

научную картину мира.

4

2.Актуальность данной проблемы социально обусловлена и изменениями в сфере науки и

производства.

Современная

наука

и

производство

развиваются

по

линии

одновременной

специализации

и

интеграции.

Наиболее

существенные

научные

открытия

и

технические

достижения

рождаются

в

области

смежных

наук.

Первостепенное

значение

имеет

развитие

системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

Значимость результатов интегрированного познания так велика, что приобщение школьников к

продуктам научной интеграции становится для школы задачей не менее важной, чем усвоение

знаний конкретных наук.

Актуальность

проблемы

реализации

интегративного

подхода

в

химическом

образовании

обусловлена противоречием между усилением интегративных процессов в современной науке,

производстве и образовании и ориентацией методической системы общеобразовательной школы на

традиционные предметные области.

Новизна опыта

Каждый из нас огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики работают

увлеченно, то и мы испытываем удовлетворение. Умение увлечь ребят работой, и есть, в конечном

счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Новизна

моего

опыта

заключается

в

использовании

интегративного

подхода

в

формировании

интегрального стиля мышления. Это качественно новый, сформированный образованием процесс

познавательной деятельности ученика. Он характеризуется целостностью и целесообразностью,

личностно-индивидуальным характером отражения действительности и вариативностью решения

проблем.

Новизна

опыта

проявляется

в

создании

условий

для

активной

познавательной

деятельности

обучающихся, через различные формы, методы, приемы и средства подачи материала. Выполняя ту

или иную работу, учащиеся овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и

навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот

материал, на котором было построено задание. В процессе выполнения осуществляется выработка

практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество,

самостоятельность, коллективизм, что очень важно в воспитательном отношении.

Теоретическая база опыта

Моя педагогическая концепция направлена на достижение следующей цели:

Создание

условий

для развития системного мышления, умения видеть объект в единстве его

многосторонних связей и отношений на основе интегративного подхода в образовании.

Цель достигается через систему ключевых задач личностного, познавательного, социального и

коммуникативного развития:

5

Способствовать формированию у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в

создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы

окружающей

действительности

-

природной,

социальной,

культурной,

технической

среды,

используя для этого химические знания;

Способствовать формированию у школьников ценности здорового и безопасного образа жизни,

основ экологической культуры, экологически целесообразного поведения в быту и в повседневной

жизни и активности в природоохранной деятельности;

Способствовать формированию и развитию общеучебных (метапредметных) умений учащихся,

обеспечивающих

развитие

интеллектуальных

способностей

школьников,

способности

к

самообразованию и саморазвитию, социальную адаптацию личности.

Мой педагогический опыт опирается на идеи ведущих дидактических теорий в преподавании

таких как:

1.Теории активизации учебной деятельности учащихся (Шамовой Т.И., Марковой А.К.);

2.Теории проблемного обучения (Махмутовой М.И., Лернера И.Я., Матюшкина А.Я.);

3.Теории развивающего обучения (Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.);

4. Теории формирования познавательной деятельности (Талызиной Н.Ф.)

Я опираюсь на опыт работы по проблемам интеграции разных авторов.

1. Анализ образовательной функции межпредметных связей (Л.В Загрекова, В.Р. Ильченко, Е.Е.

Минченков)

2. Анализ воспитательной функции межпредметных связей (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина)

3. Анализ методологической функции межпредметных связей (Л.Я Зорина)

4. Анализ развивающей функции межпредметных связей (В.Н. Максимова)

Интегративный

подход

к

системе

обучения

соответствует

современным

требованиям,

способствует

формированию

интегрального

стиля

мышления.

Способность

учащихся

к

интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний для решения реальных

жизненных

задач

являются

одним

из

критериев

достижения

высокого

уровня

творческого

саморазвития личности.

Технология опыта работы

Идея

опыта

может

быть

использована

педагогами

всех

образовательных

областей

в

образовательных учреждениях разных типов и видов.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на следующие принципы:

1. Принцип свободы выбора.

6

В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ученику право выбора. Но с одним

важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой

выбор.

2. Принцип открытости.

На своих уроках я не только даю знания, но и показываю их “границы”, сталкиваю ученика с

проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

3. Принцип деятельности.

Я считаю, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик

должен с ним работать.

4.

Реализуя принцип обратной связи, я регулярно контролирую процесс обучения с помощью

развитой системы приемов обратной связи.

5. На мой взгляд, принцип интеграции дает возможность для самореализации, самовыражения,

творчества учителя, способствует раскрытию способностей обучающихся.

6.

Я

убеждена,

что

только

применение

комплексных

форм

организации

обучения

формирует

целостные мировоззренческие взгляды школьников.

Сущность моего опыта заключается в интеграции учебного содержания, которая включает

создание таблиц согласования учебного материала по смежным предметам;

внедрение обновленного содержания на учебных занятиях, во внеклассной и внеурочной

деятельности;

использование познавательных заданий интегрального характера,;

формирование надпредметных компетентностей обучающихся.

Наиболее эффективными для использования межпредметных связей я считаю следующие приемы

организации учебного процесса:

постановка межпредметных вопросов

выполнение межпредметных задач

постановка межпредметных экспериментов

обращение к историческим материалам и литературным произведениям

выполнение межпредметных домашних заданий, контрольных работ

использование комплексных наглядных пособий

Мой опыт работы показывает, что систематическое использование межпредметных познавательных

задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает

формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных

предметов.

7

Для межпредметных домашних заданий я вычленяю главные элементы содержания образования,

предусматриваю

возможности

комплексного

применения

знаний

из

различных

предметов

в

самостоятельной деятельности учащихся.

Пример:

Почетный горняк Митрофанов за 30 лет работы бурильщиком в рудниках Криворожского

железнорудного бассейна добыл 1 млн. т железной руды, содержащей в среднем 80% оксида железа

(III). Сколько велосипедов можно изготовить из этой руды, если принять, что на изготовление

одного велосипеда расходуется 20 кг железа?

Пример:

«Парниковый эффект и углекислый газ», «Загрязнение атмосферы – одна из глобальных

проблем человечества

Чтобы воздействовать на эмоциональную сферу учеников, я обращаюсь к историческим материалам

и литературным произведениям.

Пример:

В прихожей Менделеевых на столе лежала скатерть, расшитая женой ученого шелковыми

цветными нитками. Что было вышито на этой скатерти?

Межпредметность – это современный принцип обучения, который ориентирует на применение

комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

В своей деятельности я использую следующие формы организации интегрированного обучения:

школьное научное общество «Архимед+»

конференция «Человек. Природа. Техника»

межпредметная внеклассная работа (кружок «Вездесущая химия», ежегодное мероприятие

«Здорово жить!»

межпредметная экскурсия

межпредметный урок, игра «Брейн ринг», диалог, дискуссия

конкурс исследовательских работ

неделя естественных наук

областного конкурса – фестиваля «Гимн воде»

международный конкурс «Гелиантус естествознание для старшеклассников»

Турнир имени М.В. Ломоносова

Мой педагогический опыт показывает, что традиционные формы обучения, как правило, не дают

одновременного глубокого формирования совокупности качеств, свойственных научному стилю

мышления, в то время как интегрированное обучение позволяет добиться такого формирования.

Интегрированные

уроки

развивают

такие

качества

мышления

как гибкость,

оригинальность,

глубину, целенаправленность, широту, активность, критичность, доказательность.

8

Результативность опыта

На занятиях кружка, которым я руковожу, учащиеся выполняет задания, требующие комплексного

применения

знаний

из

смежных

предметов,

отдавая

при

этом

предпочтение

творческим,

проблемным.

Я руковожу секцией химии в школьном научном обществе «Архимед+», где учащиеся (или группы

учащихся) выполняют творческую, проектную, исследовательскую работу за рамками программы

по одному из учебных предметов (преимущественно с использованием межпредметных связей).

Исследовательская

деятельность

рассматривается

как

стиль

жизни

современного

человека

и

обучение

знаниям

и

навыкам

исследовательского

поиска

становится

важнейшей

задачей

современного образования. Ежегодно в нашей школе проводится конкурс исследовательских работ.

Работы моих учеников показывают, что они умеют обосновывать причинно - следственные связи

между изучаемыми учебными предметами, привлекать знания смежных предметов для решения

комплексных проблем.

Ежегодно мои ученики участвуют с исследовательскими работами межпредметного характера на

школьной и районной научно-практической конференции «Человек. Природа. Техника.», которая

способствует формированию социально активной позиции личности, вырабатывает способность к

целостному видению мира сквозь призму научного поиска, исследования, эксперимента.

Традиционной и эффективной формой внеклассной работы в школе являются недели естественных

наук, которые носят межпредметный характер. В течение нескольких лет они проводятся в школе

под девизом “Планета - наш общий дом”. Темы недель естественных наук последних 3 лет: “Охрана

воздуха”, “Земля, на которой мы живем”, “Вода - чудесный дар природы».

В течение последних трех лет в районе проводится межпредметная игра для старшеклассников

«Брейн-ринг», на которой мои ребята коллективно работают над решением проблем, требующих

комплексного применения знаний из смежных предметов.

С целью стимулирования и поддержания интереса школьников к научному познанию окружающего

мира, формирования у них целостного представления о природе и научного мировоззрения на

основе знаний по физике, химии, биологии и географии школьники старших (5-11-х) классов

принимают

участие

во

Всероссийской

межпредметной

игре

"Гелиантус",

Турнир

им.

М.В.

Ломоносова.

Приемы реализации межпредметных связей и формы организации интегрированного обучения

обеспечивают:

Учителю

Владение глубокими

теоретическими знаниями и практическими умениями реализации

межпредметных связей

9

Знание смежных предметов, умение варьировать их содержание, осуществлять координацию

программ

Видение перспективы развития естественнонаучного образования на основе межпредметных

связей

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса

Уменьшение перегрузки учащихся

У учеников формируются личностные, предметные и метапредметные умения.

Результатом моей работы является то, что все учащиеся успешно овладевают системой знаний,

практическими умениями, предусмотренными программой.

Ежегодно увеличивается не только число участников школьных, районных олимпиад и конкурсов,

но и количество победителей и призёров.

Ежегодно

провожу

открытые

уроки

для

педагогов

школы

и

района,

постоянно

участвую

в

проводимых

педсоветах,

методических

семинарах,

конференциях

педагогических

работников,

круглых столах, делясь опытом работы.

При оценке эффективности уроков химии педагоги школы и района особо отмечают, что знания

обучающихся

выходят

за

рамки

учебной

программы

по

предмету,

ребята

легко

оперируют

понятиями,

общими

для

цикла

естественных

дисциплин,

умеют

решать

задачи,

требующие

межпредметного переноса знаний, выполнять практические работы межпредметного содержания.

10



В раздел образования