Автор: Лунякина Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа имени Надежды Рушевой ДО "Колибри" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проектная деятельность по теме "Моя семья" Раздел: дошкольное образование
« Моя семья»
« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и
начинают развёртываться дремлющие силы личной души;
здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать
(чему и чем?);
здесь слагаются первые основы его характера;
здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и
несчастья;
здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии
развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Иван Александрович Ильин
Целеполагание
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная
обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.
Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей
любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и
дому
.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги группы.
Цель :
формировать у детей понятие «семья», углубить чувство привязанности и любви к
самым близким людям – членам семьи.
Задачи:
1.
Развивать поисковую деятельность детей, расширять и
систематизировать знания детей о семье.
2.
Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
3.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить
проявлять заботу о родных людях.
4.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
5.
Развивать коммуникативные навыки детей.
6.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1.
Знание детьми информации о своей семье
2.
Установление доверительных детско-родительских отношений.
3.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
4.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
5.
Умение детей заботиться о членах семьи, совершать добрые,
положительные поступки.
6.
Развитие у детей познавательной активности, творческих
способностей.
7.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся
знаний о семье.
Разработка проекта:
1.
Донести до участников проекта важность данной темы.
2.
Подобрать методическую и художественную литературу (стихи,
пословицы), иллюстрированный материал по данной теме.
3.
Подобрать материалы для продуктивной деятельности.
4.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки,
атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические
игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по
теме «Семья».
5.
Составить перспективный план мероприятий.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА:
Разделы
программ
:
Игровая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», "Дочки-матери",
"Больница".
Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»,
«Модницы», «Дополни ряд».
Игры-драматизации по сказкам «Красная шапочка», «Репка», «Гуси-лебеди»
Строительные игры «Мебель для дома», «Дом, который построили мы», «Мебель
для комнаты».
Познавательное
развитие
Тематические занятия «Я и моя семья», «Что означает моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья».
Речевое
развитие
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний
любимец», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка» .
Пословицы и поговорки о семье.
Написание сочинения о семье на тему «Наша семья», «Увлечения нашей семьи»,
«Выходной день в нашей семье».
Продуктивная деятельность
Составление поделок из природного материала
Рисование на темы: «Конкурс детских рисунков», «Моя семья »,
«Мамин портрет», «Мой дом», «Герб моей семьи»
Создание генеалогического древа семьи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель
Задачи
Формы работы с
родителями и детьми
Повышение психолого-
педагогической
компетенции родителей в
области детско-
родительских отношений.
Дать возможность
родителям поделиться
опытом взаимодействия с
детьми уточнить и
расширить представление
детей о семье.
1.
Анкетирование
родителей
2.
Оформление куклы
3.
Наглядно-текстовые
информации:
буклеты, фотостенды.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель
Задачи
Формы работы с родителями и
детьми
Способствова
ть более
тесному
детско-
родительском
у контакту
1.
Оказать
психологическу
ю поддержку
родителям и
детям
2.
Расширить
представление
детей о
родителях и
родственных
отношениях
1.
Конкурс детских рисунков
«Моя семья»
2.
Дидактическая игра «Назови
правильно»
(
формировать представление
детей о родственных отношениях
в семье: каждый из них
одновременно сын, дочь, внук,
брат, сестра и т.д. Учить
правильно называть своих
ближайших родственников)
3.
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Первый этап
Наблюдение ухода за детьми в
ясельной группе, наблюдение за
прогулкой мам с колясками –
уточнить представление о том, как
взрослые заботятся о малышах.
Второй этап
Занятие по конструированию –
предложить построить своими
руками мебель для кукол. Спеть
колыбельную песенку.
Третий этап
Чтение художественной литературы:
«Купание», «Младший брат».
«Бабушкина забота» -обратить
внимание как взрослые заботятся о
детях.
Четвертый этап
Просмотр диафильма «Мойдодыр» -
дать представление о том, что
неряхой быть плохо, в доме должен
быть порядок.
Пятый этап
Беседа с детьми о семье – уточнить
представление об обязанностях в
семье, составе семьи.
4.
Семейный конкурс -
Семейный конкурс «Герб
моей семьи» - формировать
ценностное отношение к
себе и к своим близким.
5.
Физкультурно-
оздоровительные
мероприятия: экскурсии в
лес, парк; подвижные игры
совместно с родителями;
спортивный праздник:
«Мама, папа, я – спортивная
семья»
6.
Выставка совместного
творчества «Шьем игрушки
вместе с мамой»
7.
Совместное, детей ,
родителей, воспитателей
посещение музея Царицыно
8.
Составление
генеалогического дерева
9.
Оформление газеты «Моя
семья»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель
Задача
Формы работы с
родителями и детьми
Подведение итогов:
воспитание любви к своим
Оценить динамику
Распростронения семейного
1 Анкетирование
2 Диагностика
родителям, родственникам
опыта детско-родительских
отношений
3 Развлечение: семейный
праздник «Неразлучные
друзья – бабушка, дедушка,
мама, папа и я»
4 Оформление альбома
«Семья»
МЕСЯЦ
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СЕНТЯБРЬ
1.
Анкетирование
родителей «Какой он
ваш ребенок»
2.
Конкурс рисунков
«Как я провел лето со
своей семьей» Фото
коллаж.
3.
Чтение сказок:
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»,
«Дикие лебеди»
Помочь воспитателям
установить с ребенком
контакт, понять его
личность.
Дать возможность детям и
родителям поделиться
своими впечатлениями о
лете.
Познакомить со сказками,
где члены семьи для героев,
важнее всего на свете.
ОКТЯБРЬ
1.
Оформление куклы
2.
Оформление
генеалогического
дерева.
3.
Наглядно текстовые
информации,
консультации.
4.
Оформление
выставки осенних
поделок . Совместная
работа детей и
родителей.
5.
Совместная поездка
детей, родителей и
воспитателей в музей
Царицыно
«Поездка на бал»
6.
Досуг «Осенинны»
С помощью куклы
способствовать воспитанию
ребенка любви и
привязанности к своей
семье, дому. Повышать
уровень эстетического
развития детей и взрослых;
пробуждать интерес к
истории своей семьи.
Познакомить, наглядно,
детей с культурой России;
приучить посещать,
совместно с родителями,
музеи и выставки, сплотить
родительский коллектив и
коллектив детского сада.
1.
Конкурс детских
рисунков, портрет к
дню матери «Моя
любимая мамочка»,
«Букет цветов для
моей мамули»
2.
Дидактическая игра
Учить детей рисовать
портреты людей,
передавать отличительные
особенности лиц.
Воспитывать гуманное
отношение к родным и
близким.
НОЯБРЬ
«Назови правильно»
3.
Сюжетно-ролевая
игра «Семья»
4.
Семейный конкурс
«Герб моей семьи»
5.
Чтение
художественной
литературы,
заучивание стихов о
семье ( «Бабушкина
забота» «Младший
брат» «Купание» и
т.д.)
Учить, правильно, называть
своих ближайших
родственников.
В играх: уточнить
представление о том как
взрослые заботятся о
малышах; научиться строить
из конструктора мебель для
кукол; петь колыбельные
песенки. Формировать
ценностные отношение к
себе и к своим близким.
ДЕКАБРЬ
1.
Физкультурно-
оздоровительные
мероприятия.
Спортивный праздник
«Мама, папа, я –
дружная семья»
2.
Анкетирование
родителей «Какие мы
родители?»
3.
Выставка
совместного
творчества
родителей и детей
Оформление
выставки в группе
«Новогодняя игрушка
своими руками»
4.
Новогодний досуг
Продолжать работу по
укреплению здоровья,
поддерживать интерес к
различным видам спорта.
Создание и поддерживание
благоприятного
психического и физического
здоровья, укрепление
доверительности.
Повышать уровень
эстетического развития
детей и взрослых,
формировать
доброжелательное
отношение между ребенком
и родителями.
Воспитывать внимательное
отношение к членам семьи.
ЯНВАРЬ
1.
Анкетирование
«Мой ребенок и его
индивидуальные
особенности»
2.
Диагностика
3.
«Самый счастливый,
радостный день в
семье» (фото с дня
рождения,
совместных
праздников);
4.
Сюжетно-ролевая
игра «Дом»
Расширить представление
детей о родственных
отношениях, о своих
родителях; оценить
динамику детско-
родительских отношений.
Сплотить детей и родителей
к совместному творчеству.
Поделиться с другими
своими впечатлениями,
эмоциями о прошедших
праздниках. Формировать
доброжелательное
отношение между детьми и
родителями.
1.
Выставка
совместного
творчества
родителей и детей
«Шьем игрушку
вместе с мамой»
2.
Дидактическая игра
«Назови правильно»
Повышать уровень
эстетического развития
детей и взрослых,
формировать
доброжелательное
отношение между ребенком
и родителями.
Закрепить знания всех
ФЕВРАЛЬ
3.
Творческое
рассказывание детей
по темам: «Наше
путешествие», «Мои
любимые питомцы»,
«Как я помогаю
дома»
4.
Коллажи «Домашние
любимцы», «Что
растет у нас дома»
родственников, привить
любовь и уважение.
МАРТ
1.
Театральная
постановка. Игра-
драматизация
«Красная шапочка»
2.
Подарок своими
руками для своей
любимой мамочки.
3.
«Мир в котором мы
живем: Составление
плана схемы «Мой
дом»
4.
Рисование «Моя
комната»,
«Семейные
портреты», «Обои в
моей комнате»
АПРЕЛЬ
1.
Чтение пословиц и
поговорок о семье.
2.
Совместное
посещение музеев,
театров.
3.
Сюжетно-ролевая
игра «Мебельный
салон»
Познакомить детей с
фольклором, где тоже
говориться о семье и о
уважении к близким.
Сближение детско-
родительских отношений.
Вспомнить как называется
мебель в каждой комнате
квартиры (кухня, столовая,
гостиная, спальня)
МАЙ
1.
Семейный праздник
вечер дружной семьи
Заинтересовать родителей в
продолжении
сотрудничества.