Автор: Гутякулова Радима Хизировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а. Бесленей"
Населённый пункт: а. Бесленей, Карачаево - Черкесская республика
Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока
Тема: "Два языка- два мира"
Раздел: начальное образование
В последние годы все сложнее складываются отношения школьников
с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить родной
язык учителю порой бывает очень трудно. На помощь приходят новые
технологии, которые мы используем на уроках довольно успешно. Такие
уроки, как урок - игра, урок – путешествие или внеклассные мероприятия
часто
бывают
плодом
совместного
творчества.
Я
разрабатываю
и
провожу интегрированные уроки (родной язык – русский язык).
Цели урока
: - углубить и систематизировать знания учащихся
по русскому и родному языкам в соответствии с
изученным в предыдущих классах;
-расширить знания учащихся в области
лексикологии, фонетики, синтаксиса;
-
развивать
логическое
и
образное
мышление
учащихся;
-
воспитывать
любовь
к
родному
и
русскому
языкам.
Педагогическая инструментировка
: карточки – задания, карточки
– указатели, карточки – вопросы, схемы, ребусы,
выставки книг, рабочие
тетради.
Описание
игры
.
Перед
началом
игры
формируются
две
команды.
Каждая команда подразделяется на участников (6 человек) и болельщиков (все
остальные). Разница между ними в том, что участники работают у доски, а
болельщики отвечают с места. Болельщики могут помочь своим товарищам,
отвечающим у доски, если те затрудняются. Все письменные задания дети
выполняют в рабочих тетрадях.
За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда
получает очко, а участник – жетон. При подведении итогов подсчитывается
количество полученных очков и определяется команда – победитель, а самые
активные игроки получают оценки.
Игра рассчитана на 45 минут.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет, ребята, впрок,
Четко, смело говорим
И внимательно следим.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну «Два языка
– два мира» . Многие из вас воспринимают эти языки только как школьные
предметы. Наверное, некоторым они кажутся немного скучными, трудными,
2
требующими
много
времени
и
внимания.
Но
это
не
совсем
так.
Если
посмотреть с другой стороны, то окажется, что Родной (черкесский) язык и
Русский
язык
–
удивительные
страны,
в
которых
много
загадочного,
неизвестного, очень интересного.
А теперь, ребята, записываем число и тему урока в тетради.
Сегодня
отправляются
в
путешествие
две
команды.
Поприветствуем
участников
команд!..
А
болельщики?
Они
тоже
отправляются
вместе
с
командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных,
но очень интересных вопросов, связанных с изучением родного и русского
языков.
Наш маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Частереченск,
Синтаксисград, Угадайск и Макъ, Лексикэ, Псалъэ лъэпкъыгъуэ, Синтаксис,
Къащ1э.
Вам
необходимо
быть
очень
внимательными,
чтобы
вы
смогли
записать
все
самое
интересное,
новое,
что
сегодня
откроете
для
себя
и
узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать
своим друзьям. Так как мы одновременно окажемся и в стране Родной язык и
Русский язык, то задания будут даны и по русскому языку, и по родному.
Итак, готовы?! Можно начинать.
Ход игры.
Звукоград – Макъ
Задания.
1.а) Сколько звуков [ш] в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?
б) Сколько звуков [гу ] в предложении:
Махуэ
гуэрым
зы
щ1алэ
гуэр
гум
ит1ысхьэри
губгъуэм
к1уащ.
(«Однажды какой – то молодой парень сел в телегу и отправился в поле»)
2. а) Сколько звуков [ц] в предложении:
Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск?
б) Сколько звуков [ц] в предложении:
Цацэ цык1уэк1к1э цы едж. («Цацэ на прялке прядет шерсть».)
3.
Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя
один звук (букву) другим.
(Дети записывают слово метаграмма в свои тетради.)
а) Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто. (Соль, моль.)
3
б) Д-к1э сыкъыщ1идзэмэ,
Щ1ыгум сыкъыщ1ах.
Д – р м-к1э пхъуэжмэ,
Мэзым сыщопсэу. (Дыщэ, мыщэ.)
(«Если я начинаюсь на –д,
То меня достают из земли.
Если д поменять на м,
То я живу в лесу.» (Золото, медведь)
4.
Логогриф – от греческих слов логос «слово» и грифос «загадка». Это
загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в
результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв).
(Дети записывают в тетрадях слово логогриф).
а) Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет. (Ноша, юноша)
б) Джэджьей ц1ык1ухэр къызошэк1,
Пщ1ант1эм хуиту сэ сыдэтщ.
Хьэрф у –р къызэрызгухьэу
Сыщэк1уэну сэ сыхэтщ (Джэду, джэд.)
(«Цыплят я вывожу,
по двору хожу.
Как пристанет буква у,
На охоту выхожу» (Курица, кот.)
Лексикоград – Лексикэ
Задания.
1.
На доске записаны слова, которые нужно запомнить:
метаграмма,
логогриф,
антонимы,
4
синонимы,
ребус.
(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и
что они означают.)
2.
Запишите синонимы к словам.
Торопиться – (спешить), гузэвэн – (п1эщ1эн)
Бежать – (нестись), жэн – (щ1эц1ывэн)
Большой – (огромный), ин – (абрагъуэ)
Блистать – (сиять), ц1уун – (лыдын)
3.
Антонимы.
а ) Я – антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (Прохлада)
Хуабэ псалъэм и антонимщ,
Псыми жьауэми ар хэтщ,
Къафщ1эт и ц1эр, сытыт ар? (Щ1ы1э)
б) Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (Зима)
Ар гъэмахуэм и антонимщ,
Джэдыгу хужьыр абы щыгъщ,
Махуэ щ1ы1эр и 1эрылъхьэщ,
Псом зэрыфщ1эщ, ар … (Щ1ымахуэщ)
Частереченск – Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр
Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями ( дается одна минута
для размышления) Дети дают ответы на черкесском и русском языках.
1.
Дать определение имени существительного.
2.
Дать определение местоимения.
3.
Дать определение предлога.
5
4.
Дать определение союза.
5.
Дать определение глагола.
6.
Дать определение имени прилагательного.
Синтаксисград – Синтаксис къалэ
Задания
1.
Составьте предложения по схеме:
~~~~~ ─── ═══ ------ .
2.
Расставьте
знаки
препинания,
дайте
характеристику
предложения,
начертите схему:
а) В поле в лесу в саду зазвенели птичьи голоса.
Губгъуэм мэзым садым бзу макъхэр къыщы1уащ.
б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу темную зелень сирени
и садовые аллеи.
Дыгъэ бзийхэр къытопсэ удз гъэгъахэм жыг тхьэмпэхэм.
3.
Устное конструирование предложений с обращениями.
( Учащиеся берут карточки – вопросы.)
а) Обратитесь с просьбой, с приветствием.
-Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 43.
Ц1ык1ухэ, къызэ1уфх тхылъхэм я напэк1уэц1 43.
-Уважаемые
господа!
Приветствую
вас
на
сегодняшнем
заседании
нашего кружка.
Пщ1э зыхуэсщ1 ц1ыхухэ! Фыкъызогъэблагъэ нобэрей зэ1ущ1эм.
б) Обратитесь с вопросом, с призывом:
6
-Марина, сколько сейчас времени?
Маринэ, сыхьэтыр дапщэ хъуа?
-
Дорогие
ребята!
Призываю
вас
принять
участие
в
спортивных
соревнованиях за честь школы.
Ц1ык1ухэ, фыкъыхузоджэ ди спорт зэхьэзэхуэм фыхэтыну.
Угадайск – Къащ1э къалэ
Задания (карточки «С» и «П»):
1.
Терминологический диктант.
- главные члены предложения;
- служебные части речи;
- часть слова;
-единица синтаксиса.
С
П
Сказуемое – сказуемэ
Союз – союз
Суффикс – суффикс
Подлежащее – подлежащэ
Предлог – послелог
Приставка – префикс
Предложение - псалъэуха
2.
Ребус (от латинского res «вещь») – загадка, в которой искомое слово или
фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков.
(Записать слово ребус в тетради).
а)Отгадать пословицу:
(Век живи, век учись.)
7
б) Отгадать ребусы на черкесском языке:
(дудакъ – дрофа)
8
( дыжьын – серебро)
(джэдык1э – яйцо)
9
(жьынду – сова)
Подведение итогов игры и выставление оценок.
«Релаксация»
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе
потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Заключительное слово учителя.
– Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на
достигнутом, он должен идти дальше и дальше, узнавать новое, интересное, и,
конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
Домашнее задание
: Написать сочинение - миниатюру «Одинаково мне
дороги и родной и русский».
10