Напоминание

Урок русского языка


Автор: Сиволоцкая Ирина Матвеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Магнитогорский строительно - монтажный техникум
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка

Тема
. Пунктуационные нормы
Цели:
показать значимость и точность использования знаков препинания в русском языке, их влияние на смысл текста; прививать учащимся навык правильного использования знаков препинания; воспитывать внимательность при постановке знаков, эмоциональность речи при чтении с учётом знаков препинания.
Оборудование:
текст для объяснительного диктанта.
Тип урока
: повторение и обобщение изученного материала. Ход урока
1.. Организационный момент

2.Опрос по домашнему заданию

3. Мотивация учебной деятельности
Беседа  Насколько важна пунктуация в нашей жизни?  Один богач оставил завещание: "Установить статую золотую, пику держащую".  Как городские власти дёшево выполнили это завещание, переставив знак?
4.Постановка цели и задач урока

5.Актуализация опорных знаний

Беседа
- Что такое пунктуация?
- Что такое знаки препинания? - Какие знаки препинания вы знаете? - Сколько существует основных знаков препинания?( 10: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, скобки, кавычки.)
6. Повторение и обобщение изученного материала

а) Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией

-
Система русской пунктуации опирается на смысловой, грамматический и интонационный принципы, находящиеся во взаимосвязи друг с другом. В предложении все знаки препинания разграничивают смысловые отрезки текста: запятая отделяет друг от друга обозначения однородных понятий: тире выражает противопоставленность явлений; точка свидетельствует о законченности мысли. Каждый из знаков читается и интонационно. Однако нужно помнить, что интонационный принцип действует в русской пунктуации как второстепенный. Одинаковость понимания знаков препинания помогает пишущему точнее передать свои мысли и чувства, а читающему - понять их
правильно. Например, в предложении И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув, ( М.Ю. Лермонтов) ученики часто делают паузу в конце первой стихотворной строки ( они считают, что именно там должна стоять запятая) , и соответственно смысл предложения меняется: И шла она легко назад,// изгибы длинные чадры откинув. Или во вступлении к поэме "Руслан и Людмила" учащиеся читают предложение У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. ( А.С.Пушкин) неправильно делая паузу в конце строки: Под ним сидел и кот учёный,// свои мне сказки говорил. По функции, которую выполняют знаки препинания, их можно условно разделить на
отделяющие и выделяющие
. Отделяющие знаки препинания служат для отделения одной части текста от другой. К ним относятся одиночные знаки. К выделяющим знакам препинания относятся парные знаки ( две запятые, кавычки и т. д.) Если границы выделения текста и отделения структурно - смысловых отрезков совпадают, то знаки ставятся в определённом сочетании. Благодаря многозначности большинства знаков препинания, наша письменная речь обходится очень небольшим количеством пунктуационных знкаов, нормы которых регламентированы в специальном своде "Правил русской орфографии и пунктуации" 1956 года.
б) Повторение изученных правил пунктуации.


Взаимопроверка изученного ранее. Работа в парах.

Задание.
Расскажите о правилах постановки знаков препинания в простом предложении (запись на экране) при однородных членах предложения; обособлении второстепенных членах предложения; вводных словах; обращениях.
Комментарий
. В ходе взимопроверки записывают учащиеся на доске основные схемы.
в) Синтаксическая пятиминутка

Задание.
Записать и выполнить синтаксический разбор предложения. Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками, мальчиком, сидевшим сзади, и лошадью.
г) Объяснительный диктант

Задание.
Графически объяснить постановку знаков препинания. Триста восемьдесят четыре гектара заповедной земли. Лес, речка Воронка,пруды, скамейки, аллеи,луга, дорожки. Ясени, двухсотлетние дубы и липы, припорошённые первым снегом. Можно без ошибки предположить, что это самый одухотворённый в мире клочок земли. Горы написанного и признанного миром питались тем, что видел и чувствовал тут писатель за многие годы жизни. Нигде на земле пространство в четыре сотни гектаров так плодотворно не влияло на человека, как эта усадьба. "Этот дуб описан в "Войне и мире", - привычно говорит девушка - экскурсовод... Ркуа,держащая перо, держала тут также и соху, и косу, и шило, и топор, вожжи, ружьё, вёсла. У графа были мужицкие руки." Толстой необъятен, каждый своё найдёт у этого мудреца. ( По Пескову В.М.)
7.Рефлексия

Составление синквейна ( сенкана) о знаках препинания

Образец синквейна

Знаки препинания. Смысловой , грамматический, интонационный. Отделяют, выделяют, сочетаются. Разганичивают смысловые отрезки текста. Ноты при чтении.
8.Домашнее задание
Для всех: 1) выучить теоретический материал по учебнику; 2) выписать из художественных текстов 5-6 осложнённых односоставных предложений. Объяснить графически знаки препинания.


В раздел образования