Автор: Лавренцова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда
Населённый пункт: город Зерноград, Ростовская облапсть
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "А знаете ли вы своего ребенка?"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание: «Знаете ли вы своего ребенка?»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между
родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Ход собрания
Лучший способ сделать детей хорошими
- это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
1. Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем
мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем,
что
наши
суждения
становятся
все
более
приблизительными,
через
10-12
лет
довольно
часто
обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем
наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
О ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к
нему.
Знать, чем он живет, кого и за что любит. Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по
плечу. С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:
состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
замкнутость (повадки интроверта),общительность, направленность личности (личностная, деловая,
коллективистская).
Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"
У нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны окружающие, почему
никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые,
невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить
семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы
сможете
сравнивать
возможности
и
достижения
вашего
ребенка
с
требованиями
возраста,
предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного
периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие
родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и
крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень
часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в
них
личность
и
возможность
более
полно
реализовать
свои
способности!
Как
только
ребенок
заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не
способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их
реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был
счастливым!"
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у
родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение
оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как
правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это
неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания
родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось
осуществить!" А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе,
на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый
родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не
только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства,
сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества
личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не
познав
его
настоящего,
строим
слишком
грубую
схему,
идеальную
модель,
готовим
ему
в
честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли
справиться
сами.
Не
нужно
быть
большим
знатоком
человеческой
природы,
чтобы
понять:
биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной
последовательности.
Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное
общение
со
сверстниками
и
взрослыми,
постоянная,
активная,
соответствующая
возрасту
деятельность.
Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития
состоит
в
том,
что
для
каждого
возраста
характерен
не
только
определенный
состав
видов
деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней
развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его
развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями -
папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И
тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется
возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении
неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности,
проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его
развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то
начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного
воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением
вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности,
неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь
ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать
веру в себя, свои силы и возможности.
А сейчас посмотрим насколько родители знают своих детей.
Как уже говорилось существует 4 типа человеческого темперамента (холерик, сангвиник,
меланхолик, флегматик). Какой же темперамент у вашего ребенка?
Сангвиник
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида
деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции,
быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая,
быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент
характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время
поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного
возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.
Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности,
возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У
сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все
эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро
возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Холерик
Люди
этого
темперамента
быстры,
чрезмерно
подвижны,
неуравновешенны,
возбудимы,
все
психические
процессы
протекают
у
них
быстро,
интенсивно.
Преобладание
возбуждения
над
торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности,
порывистости,
вспыльчивости,
раздражительности
холерика.
Отсюда
и
выразительная
мимика,
торопливая
речь,
резкие
жесты,
несдержанные
движения.
Чувства
человека
холерического
темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко
меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с
увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту
движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.
Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в
процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают,
настроение
резко
падает.
В
общении
с
людьми
холерик
допускает
резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать
поступки
людей,
и
на
этой
почве
он
создает
конфликтные
ситуации
в
коллективе.
Излишняя
прямолинейность,
вспыльчивость,
резкость,
нетерпимость
порой
делают
тяжелым
и
неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Флегматик
Человек
этого
темперамента
медлителен,
спокоен,
нетороплив,
уравновешен.
В
деятельности
проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца.
Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне
выражаются
слабо,
они
обычно
невыразительны.
Причина
этого
-
уравновешенность
и
слабая
подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и
явлениям
жизни
флегматика
нелегко
вывести
из
себя
и
задеть
эмоционально.
У
человека
флегматического
темперамента
легко
выработать
выдержку,
хладнокровие,
спокойствие.
Но
у
флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может
развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Меланхолик
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные
раздражители;
длительное
и
сильное
напряжение
вызывает
у
людей
этого
темперамента
замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто
мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно,
но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело
переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают
общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в
новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в
привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и
работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им
глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Посмотрим хорошо ли родители знают своего ребенка.
Анкета для родителей « Знаю ли я своего ребенка?»
Анкета для родителей № 1
1.Что ваш ребенок любит больше всего на свете?
2.Любит ли он читать?
3. Он всегда выполняет то, что ему говорят родители?
4. Бывает ли так, что родители выполняют что-то за него?
5. Капризничает ли он?
6. Нравится ли ему, когда родители советуют , как поступить в той или иной ситуации?
7. Хочет ли он помочь родителям, когда вы выполняете какую-то работу?
8. Что он делает дома самостоятельно?
9. Как вы ребенка поощряете?
10. Чего он боится?
11. Обижаете ли вы ребенка?
12. Как вы его наказываете?
13. Что он не любит делать больше всего?
Анкета для учащихся
1.Что ты любишь больше всего на свете?
2.Любишь ли ты читать?
3. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят родители?
4. Бывает ли так, что родители выполняют что-то за тебя?
5. Капризничаешь ли ты?
6. Нравится ли тебе, когда родители советуют тебе, как поступить в той или иной ситуации?
7. Хочешь ли ты помочь родителям, когда они выполняют какую-то работу?
8. Что ты делаешь дома самостоятельно?
9. Как родители тебя поощряют?
10. Чего ты боишься?
11. Обижают ли тебя родители?
12. Как родители тебя наказывают?
13. Что ты не любишь делать больше всего?
- Что же ответили на эти же вопросы дети? У кого совпали все ответы?
Скажите пожалуйста, как вы чаще всего называете своих детей?
Какой урок у вашего ребенка самый любимый?
Чем занимаются ваши дети после школы?
А вот , что говорят нам наши дети . ( Прослушивание видео записи)
Анкета для родителей № 2
Достоинства, хорошие черты характера вашего ребенка: ______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Недостатки которые есть у вашего ребенка __________________________________________________
Какие фразы родители часто повторяют детям.
___________________________________________________________________________________________
Вы родители. А какие вы родители
узнаете сейчас.
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желаю-
щие могут выполнить тест на бланках.
Инструкция.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете
с детьми:
1. Сколько раз тебе повторять!
2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
1 балл
3. Не знаю, что бы я без тебя делала.
1 балл
4. И
в кого ты только уродился!
2 балла
5. Какие у тебя замечательные друзья!
1 балл
б. Ну на кого ты похож(а)!
2 балла
7. Я в твое время!
2 балла
8. Ты моя опора и помощник(ца).
1 балл
9. Ну что за друзья у тебя!
2 балла
10.
О
чем ты только думаешь!
2 балла
11. Какая ты у меня умница!
1 балл
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1 балл
13. У всех дети как дети, а ты?
2 балла
14. Какой ты у меня сообразительный!
1 балл
Посмотрим ответы детей: У кого совпали?
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра
лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас
самих.
7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения
способствуют становлению личности.
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами
откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Определите к какому типу родителей вы относитесь?
Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители,
которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что
плохо,
не
опасаясь
лишний
раз
похвалить.
Они
требуют
от
детей
осмысленного
поведения
и
стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают
детским, капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку
зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально
приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше
развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со
сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и
прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся
выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов
поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если
ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше
суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство
вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им
поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие
родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на
вспышки гнева и агрессивное поведение.
Замечательные слова сказал великий педагог
Симон Соловейчик: «Каждое утро взываю к тому
лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то,
что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он
такой же ,как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все
люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю
его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой,
потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его
любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».
Закончить беседу я хочу притчей: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все
вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший!
Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит,
а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец
ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!
Подводя итоги беседы нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему.