Автор: Веселова Елена Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №879
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока по ОРКСЭ
Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений"
Раздел: начальное образование
Урок по ОРКСЭ №18
Тема: Род и семья - исток нравственных отношений
Цель:
Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли,
традиции и культура русского народа.
Задачи урока:
- воспитание интереса и любви к семейным традициям.
- развитие творческой активности, развитие речи.
- актуализировать знания детей о семье, роде, о ценности семейных
отношений;
развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;
воспитывать уважение и любовь к родным людям.
- познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ
семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;
Участники: учащиеся 4 класса
Оборудование: компьютер, учебник «Основы светской этики», раздаточные листы
, учебник, .
Ход урока
Великая радость- работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета-
Все счастье земли - за трудом!
-Посмотрим на картины и иллюстрации. К каким изученным нами темам они
подходят?
- Какая тема объединяет все эти иллюстрации?
-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Семья и род - исток нравственных отношений - это тема нашего урока.
- Что обозначает слово «исток»? В переносном или прямом значении оно здесь
употреблено?
-Семья, кто это?
-Вернемся к картинам. Как вы думаете, какие нравственные правила
закладываются в ситуациях, изображенных на картинах?
8 июля в нашей стране празднуют День семьи. Символом семьи является ромашка.
Как вы думаете, почему?
Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?
Я предлагаю каждому из нас ответить на вопрос «За что я благодарен своим
родителям?» и взять себе 1 лепесток.
-Каким старинным словом можно заменить слово «семья»?
-Это слово можно заменить еще словом «династия».
1
-Откройте учебник на стр.39.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике «Родословная Пушкина».
Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.
О чем говорит этот факт?
Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого
списка должно объединять каждый род?
верность традициям
забота
любовь
сквернословие
фамилия
общее увлечение
добрые дела
драка
общие предки
подарки
праздники
ссора
обида
сходство
взаимопонимание
-В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним
словом? (Ценность)
-Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)
-Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)
- Какие из них являются главными, наиболее важными?
-Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)
-Какое отношение дерево имеет к нашему сегодняшнему уроку?
-В жизни каждого человека есть свое дерево.
-Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».
Родословное древо — что это значит?
-
Вдумаемся
в
это
словосочетание:
древо,
несущее
слово
о
роде,
т.
е.
рассказывающее об истории рода, семьи.
–
Как
называются
люди,
объединенные
одной
семьей?
(Родственники,
родные.)
Родственники бывают ближние и дальние. Давайте проверим, все ли из нас знают своих
родственников.
Сейчас
я
раздам
вам
карточки.
Необходимо
соединить
линией
соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка Папин или мамин брат
Бабушка Сын твоей тети и дяди
Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки
Дядя Дедушка твоего отца или мамы
Тетя Мама твоей мамы или папы
Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы
Двоюродная семья Мамина или папина сестра
Племянник Сын твоей сестры или брата
Племянница Дочь твоей сестры или брата
Отчим Муж твоей мамы
Мачеха Жена твоего папы
2
-
Давайте поговорим о ближних. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне
живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? (Конечно, настоящее)
-Как называют давние поколения, которые жили до нас? (предки)
- Как называются люди, которые будут жить после нас, потом? (потомки)
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках,
составлять
свою
родословную.
Незнание
своих
предков
прежде
приравнивалось
к
отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?
(
Родителей — маму,
папу.)
А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын,
дочь.)
Давайте посмотрим притчу «Воробей» и подумаем, какими ценностями пренебрёг
сын?
-Понял ли сын свою ошибку?
-Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки,
любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
Кем они приходятся вам?
(
Бабушками и дедушками.)
-В интернете я нашла письмо одного мальчика к самому заботливому человеку в
каждой семье. Как вы думаете, кому оно адресовано? (бабушке)
«Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!
Вот я и пишу тебе письмо. Ты даже не просила, я сам сел и пишу. Я живу хорошо,
только скучаю по тебе очень-очень. Бабулечка, милая, я теперь помню твои руки, они
все в морщинках. Даже помню, как пахнут они- оладушками и солнышком. Я очень
плохой человек, а ты «ни за что» меня любила. Теперь я научился тебя любить, но ты
этого не знаешь.
Бабушка, родная, я стану хорошим, правда- правда! Мне теперь очень стыдно… Ты
прости меня за то, что не писал тебе писем, за то, что не ходил тебя проведывать,
когда ты лежала в больнице. Я тогда не умел думать, что тебя может просто не
стать.
Я помню, как ты мне в больнице сказала, что человек жив до тех пор, пока его помнят.
Я тебя буду долго-долго помнить, всегда.
Я только успокаиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно…»
– Что заставило мальчика сесть за это послание и найти такие слова для выражения
своих чувств?
А какие записи вносят в окошки?
Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни,
фотографии.
3
Поговорим об этих данных.
Что вы знаете о происхождении вашего
имени
? Что оно означает?
Давайте поиграем. Я вам буду называть значение имени, и кто считает, что речь идет о
его имени должен встать.
-Как вы думаете, как родители подбирали вам имя?
Имя даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей
праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое,
какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Еще одной из традиций в России является присвоение
отчества
ребенку. А вы, ребята,
знаете, что такое отчество?
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом
относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была
невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич»
восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди»
не имели права пользоваться такими отчествами.
Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией,
такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.
Отчества незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая
форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например:
«Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин»
— «Фёдор Лукин».
Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?
Работа с родственными словами.
Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество?
Отечество, отчизна — родная страна, родина.
Слово
отечество
обозначает
страну
предков
(отцов)
человека,
а
также
часто
имеет
эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству
особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
А какие ценности, по вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была
счастливой?
Послушайте китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось
в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы
скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни,
4
Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду
ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как
жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то
писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.
Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три
слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Подумайте и напишите какие слова были написаны на листочке? Напишите на
лепесточке, который вы оторвали в начале урока.
Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение.
-Как вы думаете, в чем ценность нашего сегодняшнего урока?
Домашнее задание
1. Составить генеалогическое древо своей семьи.
2. Нарисовать герб своей семьи.
3. Подобрать пословицы о семье
5