Напоминание

"Храм и его устройство"


Автор: Науменко Василий Игоревич
Должность: студент
Учебное заведение: ПСТГУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка урока-экскурсии
Тема: "Храм и его устройство"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Храм и его устройство

Урок проводился в форме экскурсии, текст был составлен по экскурсии

священника.

Цели урока:

образовательная

изучить

устройство

храма,

знать

основные

архитектурные особенности, символику, части храма их историческое и

современное назначение;

воспитательная – способствовать формированию личности, способной

ориентироваться в мире духовных ценностей;

развивающая

способствовать

развитию

духовной

составляющей

учащегося.

Тип урока: урок-экскурсия.

Методы обучения: устный опрос, рассказ с элементами беседы.

Прогнозируемые

результаты:

учащиеся

знают

основные

элементы

храмовой

архитектуры,

назначение

частей

храма,

символическое

значение различных архитектурных особенностей, знают

правила поведения в храме.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 минут).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня

мы с вами отправимся в наш храм на экскурсию, где нам расскажут об

устройстве храма. Но перед этим давайте помолимся и будем собираться.

(Молитва).

Проверка присутствующих и отсутствующих в группе.

2 . Начало экскурсии в храме (5 минут).

Здравствуйте дети, вы, наверное, уже многое знаете о нашем храме, но

и многое для вас еще неизвестно. Сегодня мы с вами попробуем узнать что-то

новое. Наша экскурсия начнется здесь. Кто знает, как называется эта часть

храм? (притвор)

Правильно,

а

вы

знаете,

что

притвор является

символом

греховной

з е м л и ?

Зд е с ь

м ол и л и с ь готовящие ся

принять

веру, кающиеся и

некоторые болящие. В отсутствии оглашенных, притворы используются для

прошения милостыни. Тем не менее,

по церковным канонам в притворе

положено совершать некоторые правила и молитвы.

3.Переход в основную часть храма (2 минуты).

А вы знаете, что наш с вами храм основан в 1685 году? Именно тогда

было построено деревянное здание храма. В 1734 году возведен каменный

храм. В таком виде он простоял почти сто лет. И в 1806 году церковным

старостой купцом Ф. Резановым было начато строительство колокольни, и

уже к 1810 году колокольня была закончена. Сегодня мы поднимемся на нее.

4. Экскурсия у амвона (5 минут).

Дети, а вы знаете, как в нашем храме оказались мощи самого Иоанна

Крестителя? (нет) Тогда я вам расскажу, как они у нас появились. Накануне

праздника Собора Иоанна Предтечи в 2008 году настоятелю храма епископу

Бронницкому

Амвросию

была

передана

частица

мощей

святого

Иоанна

Крестителя.

В

дни

Великого

поста

2008

года

епископу

Амвросию

из

Иерусалима

была

передана

еще

одна

частица

мощей

святого

Иоанна

Крестителя. Эти частицы были помещены в ковчег. Мощи святого славного

пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ныне являются главной

святыней нашего храма. Ковчег с частицами мощей находится на престоле

центрального алтаря и выносится для поклонения и молитвенного почитания

по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

Также в нашем храме есть очень древняя икона. Икона св. Иоанна

Предтеча «Ангел пустыни», которая датируется первой половиной XVII века.

И

вы

сейчас

можете

к

ней

приложиться.

(Учащиеся

прикладываются

к

иконе).

5. Рассказ об иконостасе (10 минут).

А сейчас дети ответьте, какая часть храма является главной? (алтарь)

А

место

где

мы

сейчас

находимся,

как

можно

назвать?

(основной

частью)

И что разделяет эти две части? (иконостас)

Все верно. Иконостас в нашем храме тоже очень старый, его возвели

здесь примерно в конце XVII века.

У каждого иконостаса можно выделить основные ряды или как еще их

можно назвать чины:

Нижний ряд в нём располагаются Царские врата с изображением на

двух створках Благовещения и четырёх евангелистов.

Деисусный

чин главный

ряд

иконостаса,

с

которого

началось

его

формирование.

Слово

«деисис»

в

переводе

с

греческого

означает

«моление». В центре деисуса всегда икона Христа Справа и слева

иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа —

Иоанна

Предтечи,

далее

архангелов

Михаила

(слева)

и

Гавриила

(справа), апостолов Петра и Павла.

Третий

ряд —

праздничный,

в

нём

помещаются

иконы

основных

событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.

Ч е т в е р т ы й

р я д —

п р о р о ч е с к и й

в

н ё м

п о м е щ е н ы

иконы ветхозаветных пророков

со

свитками

в

руках,

где

написаны

цитаты

их

пророчеств.

Здесь

изображаются

не

только

авторы

пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие

люди, связанные с предвестием рождения Христа

Пятый ряд — праотеческий в нём располагаются иконы ветхозаветных

святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей —

Адама, Евы, Авеля.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме

креста).

6. Обсуждение таких частей храма, как амвон, солея, клирос (3минуты).

Также

дети,

обратите

внимание,

вдоль

иконостаса

со

стороны

основного

пространства

храма

располагается

небольшое

протяжённое

возвышение его называют солея или внешний престол. Общий уровень пола

алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма.

Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с

которого

священником

произносятся

слова

Священного

Писания

и

проповеди. Его значение велико — в частности, амвон символизирует гору, с

которой проповедовал Христос.

А еще здесь места для певчих их называют клиросами и находятся они

на солее, перед краями иконостаса.

7. Закрепление изученного материала (2минуты).

Что нового вы узнали? (Что такое амвон, солея, клирос, а также когда

был построен наш храм).

Из каких трех основных частей состоит храм? (Притвор, средняя часть,

алтарь).

Какие

святыни

есть

в

нашем

храме?

(Мощи

святого

Иоанна

Крестителя, икона святого Иоанна Крестителя, иконостас).

8. Подъем на колокольню и звонарничество (5 минут).

Дети, а вы знаете, что у каждого храма свой тип основания? (нет)

А хотите узнать, какие они бывают? (да)

Хорошо, тогда слушайте, в основании каждого храма всегда заложена

одна из пяти символичных фигур таких как:

крест – символ креста Христова как основы вечного спасения,

круг – символ вечности,

квадрат – символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон

света, а также – символ духовной крепости,

восьмиугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды,

корабль –

символ Ноева

ковчега,

плывущего

через

«бушующее

житейское» море страстей к тихой гавани (в Царство Небесное).

А как вы думаете, какая фигура заложена в нашем храме? (корабль)

(После учащиеся звонят в колокола).

9. Завершение экскурсии (2 минуты).

Ребята вам было интересно на этой экскурсии? (да)

Тогда

поблагодарите

отца

Алексея

за

такую

интересную

и

познавательную экскурсию. (Спасибо).

10.Организационый момент, возвращение в воскресную школу (2 минуты).

Спасибо вам большое, дети, за то, что вели себя хорошо, а теперь

молимся, и можете быть свободны. (Молитва).



В раздел образования