Напоминание

Биология в школе


Автор: Ференс Юлия Сергеевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ НСВУ МВД России
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья "Правополушарные и левополушарные дети"
Тема: Биология в школе
Раздел: полное образование





Назад




Биологические науки/(какой раздел???)….

Ференс Ю.С.

К.б.н. Севостьянова М.В.

Южный Федеральный Университет, Россия

Название работы

Хронобиологическая норма у каждого человека индивидуальна. Она

обусловлена, с одной стороны, внутренними регуляциями в организме, в том

числе генетическими механизмами, а с другой – взаимодействием организма

непосредственно со средой. Хронотип человека чаще всего определяют в

зависимости

от

того,

в

какое

время

суток

наблюдается

активная

фаза

биологического

ритма

сон

бодрствование.

По

суточным

ритмам

физиологической активности человека относят (в той или иной степени) к

одному

их

хронобиологических

типов,

условно

называемых

«сова»,

«жаворонок», «голубь» (смешанный тип) [2].

Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень

работоспособности,

который

и

позволяет

разделить

людей

на

утренний

(жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих

типов

подъем

интеллектуальной

и

физической

активности

наступает

в

соответствующее описанию время[1].

Схема определения хронобиологического типа человека

Хронобиологический тип

Баллы

«Жаворонок» - чётко выраженный утренний тип

69

Слабо выраженный утренний тип

59 – 69

«Голубь» - индифферентный тип

42 – 58

Слабо выраженный вечерний тип

31 – 41

«Сова» - сильно выраженный вечерний тип

31

Жаворонки в 6-7 утра уже на ногах, продуктивно работают примерно

до обеда, а в 9-10 часов вечера — уже спят. Голуби встают чуть позже

жаворонков, весь день активно трудятся, ложатся спать около 11 вечера. Совы

— утром с трудом поднимаются , до обеда это вялые и медлительные люди,

зато вечером очень энергичны, спать ложатся далеко за полночь.

Согласно статистике в мире насчитывается около 40% «сов» и 25%

«жаворонков». Остальная часть приходится на «голубей». Однако тех, кто

может назвать себя чистой «совой» или чистым «голубем» всего около 3%.

Большинство людей относятся к смешанным типам[3].

Целью нашей работы было определение хронобиотипов учащихся 6,8

и 10-х классов лицея №1

г.Аксай. В исследовании приняло участие 23

учащихся 6 классов, из них 15 девочек и 8 мальчиков, 19 учащихся 8-х

классов, среди них 12 девочек и 7 мальчиков, и 10 учащихся 10-го класса,

среди них 8 девочек и два мальчика. Всего в исследовании приняли участие

52 ученика.

Для определения хронобиотипа нами было проведено анкетирование,

где необходимо было

ответить на специальные вопросы с оценочными

тестами.

Результаты, проведенного исследования представлены в таблице в

процентном соотношении:

Возраст

Хронотип

12-13 лет

14 лет

15-16 лет

23 чел.

19 чел.

10 чел.

«Жаворонок» - чётко

выраженный утренний

тип

1,9%

0

1,9%

Слабо выраженный

утренний тип

1,9%

3,8%

3,8%

«Голубь» -

индифферентный тип

36,5%

19,2%

7,6%

Слабо выраженный

вечерний тип

3,8%

13,4%

1,9%

«Сова» - сильно

выраженный вечерний

тип

0

0

3,8%

Результаты тестирования учащихся лицея № 1 города Аксая показали,

что подавляющее большинство учеников (33 человек) относится к дневному

хронобиотипу – «голубь». Они оставляют 63,5 % от общего числа учащихся.

К

сильно

выраженному

утреннему

типу

«жаворонок»

относится

наименьшее количество учащихся, всего по одному человеку в 6 и 10-м

классах, что составило 3,8%.

Слабо

выраженным

утренним

типом

обладают

5

учеников,

что

составляет 9,6 % от общего числа исследуемых, а к слабо выраженному

вечернему типу относятся 10 учащихся, что соответствует 19,3%.

К

сильно

выраженному

вечернему

типу

«сова»

принадлежит

2

учащихся, что составляет 3,8%.

Полученные в работе данные свидетельствуют о том, что наиболее

распространенным хронобиотипом среди школьников 11, 12, 13,14,15 и 16-ти

лет

является

индифферентный

тип

«голубь».

Для

учащихся

с

таким

хронобиотипом характерна относительно равномерная трудоспособность на

всем протяжении периода бодрствования.

Знание

своего

хронобиотипа

поможет

привести

распорядок

дня

подходящим

для

совершения

наибольшего

количества

дел,

избавит

от

проблем с плохим сомочувствием и улучшит эмоциональный настрой, что

благоприятно скажется на процессе обучения.

Литература:

1)

Поветкин С. В. – Х. Планирование нагрузки с учетом биоритмов.:

ХНАГХ, 2012. С. 56

2)

Хамзеева Г.Г. Определение хронобиотипа учащихся, 2014

3)

Яунакайс

Н .

А . ,

З о л о т у х и н а

А . Ю .

Изучение

зависимости

психофизиологического

статуса

от

хронотипа

человека

//

Журнал

«Вестник Тамбовского Университета», 2010. № 1 С.23



В раздел образования