Автор: Ференс Юлия Сергеевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ НСВУ МВД России
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья "Правополушарные и левополушарные дети"
Тема: Биология в школе
Раздел: полное образование
Биологические науки/(какой раздел???)….
Ференс Ю.С.
К.б.н. Севостьянова М.В.
Южный Федеральный Университет, Россия
Название работы
Хронобиологическая норма у каждого человека индивидуальна. Она
обусловлена, с одной стороны, внутренними регуляциями в организме, в том
числе генетическими механизмами, а с другой – взаимодействием организма
непосредственно со средой. Хронотип человека чаще всего определяют в
зависимости
от
того,
в
какое
время
суток
наблюдается
активная
фаза
биологического
ритма
сон
–
бодрствование.
По
суточным
ритмам
физиологической активности человека относят (в той или иной степени) к
одному
их
хронобиологических
типов,
условно
называемых
«сова»,
«жаворонок», «голубь» (смешанный тип) [2].
Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень
работоспособности,
который
и
позволяет
разделить
людей
на
утренний
(жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих
типов
подъем
интеллектуальной
и
физической
активности
наступает
в
соответствующее описанию время[1].
Схема определения хронобиологического типа человека
Хронобиологический тип
Баллы
«Жаворонок» - чётко выраженный утренний тип
69
Слабо выраженный утренний тип
59 – 69
«Голубь» - индифферентный тип
42 – 58
Слабо выраженный вечерний тип
31 – 41
«Сова» - сильно выраженный вечерний тип
31
Жаворонки в 6-7 утра уже на ногах, продуктивно работают примерно
до обеда, а в 9-10 часов вечера — уже спят. Голуби встают чуть позже
жаворонков, весь день активно трудятся, ложатся спать около 11 вечера. Совы
— утром с трудом поднимаются , до обеда это вялые и медлительные люди,
зато вечером очень энергичны, спать ложатся далеко за полночь.
Согласно статистике в мире насчитывается около 40% «сов» и 25%
«жаворонков». Остальная часть приходится на «голубей». Однако тех, кто
может назвать себя чистой «совой» или чистым «голубем» всего около 3%.
Большинство людей относятся к смешанным типам[3].
Целью нашей работы было определение хронобиотипов учащихся 6,8
и 10-х классов лицея №1
г.Аксай. В исследовании приняло участие 23
учащихся 6 классов, из них 15 девочек и 8 мальчиков, 19 учащихся 8-х
классов, среди них 12 девочек и 7 мальчиков, и 10 учащихся 10-го класса,
среди них 8 девочек и два мальчика. Всего в исследовании приняли участие
52 ученика.
Для определения хронобиотипа нами было проведено анкетирование,
где необходимо было
ответить на специальные вопросы с оценочными
тестами.
Результаты, проведенного исследования представлены в таблице в
процентном соотношении:
Возраст
Хронотип
12-13 лет
14 лет
15-16 лет
23 чел.
19 чел.
10 чел.
«Жаворонок» - чётко
выраженный утренний
тип
1,9%
0
1,9%
Слабо выраженный
утренний тип
1,9%
3,8%
3,8%
«Голубь» -
индифферентный тип
36,5%
19,2%
7,6%
Слабо выраженный
вечерний тип
3,8%
13,4%
1,9%
«Сова» - сильно
выраженный вечерний
тип
0
0
3,8%
Результаты тестирования учащихся лицея № 1 города Аксая показали,
что подавляющее большинство учеников (33 человек) относится к дневному
хронобиотипу – «голубь». Они оставляют 63,5 % от общего числа учащихся.
К
сильно
выраженному
утреннему
типу
«жаворонок»
относится
наименьшее количество учащихся, всего по одному человеку в 6 и 10-м
классах, что составило 3,8%.
Слабо
выраженным
утренним
типом
обладают
5
учеников,
что
составляет 9,6 % от общего числа исследуемых, а к слабо выраженному
вечернему типу относятся 10 учащихся, что соответствует 19,3%.
К
сильно
выраженному
вечернему
типу
«сова»
принадлежит
2
учащихся, что составляет 3,8%.
Полученные в работе данные свидетельствуют о том, что наиболее
распространенным хронобиотипом среди школьников 11, 12, 13,14,15 и 16-ти
лет
является
индифферентный
тип
«голубь».
Для
учащихся
с
таким
хронобиотипом характерна относительно равномерная трудоспособность на
всем протяжении периода бодрствования.
Знание
своего
хронобиотипа
поможет
привести
распорядок
дня
подходящим
для
совершения
наибольшего
количества
дел,
избавит
от
проблем с плохим сомочувствием и улучшит эмоциональный настрой, что
благоприятно скажется на процессе обучения.
Литература:
1)
Поветкин С. В. – Х. Планирование нагрузки с учетом биоритмов.:
ХНАГХ, 2012. С. 56
2)
Хамзеева Г.Г. Определение хронобиотипа учащихся, 2014
3)
Яунакайс
Н .
А . ,
З о л о т у х и н а
А . Ю .
Изучение
зависимости
психофизиологического
статуса
от
хронотипа
человека
//
Журнал
«Вестник Тамбовского Университета», 2010. № 1 С.23