Напоминание

"Приёмы развития сосредоточенности внимания третьеклассников в процессе изучения имени прилагательного"


Автор: Кудреватых Татьяна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы развития сосредоточенности внимания третьеклассников в процессе изучения имени прилагательного"
Раздел: начальное образование





Назад




Студентка ФГБОУ ВО «ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

Приемы развития сосредоточенности внимания третьеклассников

в процессе изучения имени прилагательного

Код УДК: 811.161.1

Аннотация:

В

статье

рассматриваются

приемы

р а з в и т и я

сосредоточенности

внимания

третьеклассников.

Автор

уделяет

большое

внимание

развитию

сосредоточенности

внимания

третьеклассников

при

изучении имени прилагательного, поскольку на данный момент данная тема

является актуальной.

Ключевые

слова:

внимание,

сосредоточенность

внимания,

имя

прилагательное, младший школьник, развитие сосредоточенности внимания.

Мо е

и с с л ед о ва н и е

п о с вя щ е н о

т е м е

« П р и е м ы

р а з в и т и я

сосредоточенности внимания третьеклассников в процессе изучения имени

прилагательного».

Сегодня

проблемы,

связанные

с

развитием

сосредоточенности

внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство у педагогов,

родителей

и

психологов,

работающих

с

детьми,

поэтому

на

мой

взгляд,

данная тема является актуальной.

В связи с актуальностью данной темы,

в своей работе, я выделяю

проблему исследования: возможно ли развитие сосредоточенности внимания

третьеклассников в процессе изучения имени прилагательного.

Целью

моего

исследования

-

выявить

приемы

развития

сосредоточенности внимания третьеклассников в процессе изучения имени

прилагательного.

Для поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- охарактеризовать сосредоточенность внимания, как психологическое

качество человека;

-

систематизировать

знания

об

имени

прилагательном

и

дать

ему

характеристику;

-

выявить

приемы

развития

сосредоточенности

внимания

третьеклассников, установить их результативность.

В первой главе исследовательской работы мною было рассмотрено

понятие «имя прилагательное», его характеристика, понятие «внимание» и

«сосредоточенность внимания», а так же его специфика. Я пришла к выводу,

что внимание - это избирательная направленность восприятия на тот или

иной объект, а под «сосредоточенностью внимания» понимается выделение

сознанием

конкретного

объекта

и

направление

на

него

всей

полноты

внимания.

К

свойствам

внимания

относятся:

объем,

распределение,

переключение

и

сосредоточенность.

В

связи

с

тем,

что

проблемой

исследования

является

недостаточная

сосредоточенность

внимания

у

третьеклассников,

в

теоретической

части

была

выделена

характеристика

этого

свойства

внимания,

а

именно:

сосредоточенность

внимания

характеризует степень концентрации человека на объекте или отвлечение от

всего постороннего, не связанного с данным объектом. Кроме того были

выделены особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на

нарушение свойств внимания таких как, непроизвольное. Произвольное и

послепроизвольное

внимание.

Были

определены

следующие

направления

педагогического

воздействия

для

эффективной

работы

по

развитию

внимания, использование специальных упражнений, тренирующих основные

свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость

и переключение; использование упражнений, на основе которых формируется

сосредоточенность внимания как свойство личности.

Помимо

общих

требований

ФГОС

к

языковой

компетентности

школьников третьего класса, в учебнике В.П. Канакиной не находят свое

решение и отдельные задачи, поставленные ФГОС. При этом содержание

упражнений

подобрано

таким

образом,

что

большая

их

часть

является

репродуктивными.

Для

того,

чтобы

они

способствовали

развитию

сосредоточенности

внимания

учеников,

нужно

ввести

упражнения

на

усиление

мыслительной

деятельности,

упражнения

должны

содержать

задания,

которые

побуждали

бы

выполнять

детей

интеллектуальные

операции(сравнение, выбор лишнего и т.д).

Для сравнения рассмотрим учебник С.В. Иванова, он предлагает, при

том же количестве учебных часов, другое содержание и иную структуру

занятий,

в

большей

степени

ориентированную

на

проблемное

обучение.

Упражнения этого учебника призваны в большей степени активизировать

логическое

мышление

и

развитие

грамматической

зоркости.

Однако

неоднозначными, и во многом достаточно сложными по возрасту видятся

приемы комплексной работы с текстом, когда нужно и подобрать заголовок, и

выделить основную мысль текста, и составить план – но одновременно и

редактировать

текст,

вставляя

пропущенные

окончания

и

исправить

неправильную последовательность предложений внутри абзаца. Поскольку,

как сказано было выше, сосредоточенность внимания у младших школьников

еще

невелика,

эффективность

такой

работы

может

быть

значительно

снижена, тем более что выполняется такое упражнение около 15 минут, то

е сть,

значительно

дольше

оптимального

времени

с ох р а н е н и я

сосредоточенности внимания (7-8 минут).

Из рассмотренного мною материала, мы можем сделать вывод, данный

материал не всегда доступен по возрасту, и одновременно интересен детям, а

так

же

не

является

средством

развития

сосредоточенности

внимания

у

школьников,

поскольку

как

ранее

было

сказано,

упражнения

являются

больше репродуктивными и не направлены, на активизацию мыслительной

деятельности.

Как

можно

видеть

уже

из

этой

краткой

характеристики,

все

предполагаемые основные направления не

способны привлечь внимание

младших школьников и развить сосредоточенность их внимания на уроках по

изучению темы «Имя прилагательное».

В

практической

части

исследования

мною

были

проведены

диагностики. По результатам констатирующего этапа, я могу сделать вывод о

наличии

нарушения

свойств

сосредоточенности

внимания

у

учащихся

третьего класса, а так же о необходимости вести углубленную работу по

развитию таких свойств внимания, как сосредоточенность внимания.

Эффективность

экспериментальной

работы

наблюдалась

в

положительной динамике показателей, при повторной диагностике проверки

сосредоточенности

внимания.

Повторная

диагностика

сосредоточенности

внимания

позволяет

сделать

вывод

о

том,

что

занятия,

проводимые

с

использованием

комплекса

заданий

по

развитию

сосредоточенности

внимания

у

третьеклассников,

способствуют

устранению

нарушений

концентрации и переключения внимания, при использовании постоянного

комплекса заданий в учебном процессе, периодической диагностики свойств

внимания.

В

результате

экспериментальной

работы,

была

подтверждена

гипотеза

исследования

о

том,

что

если

в

процесс

обучения

младших

школьников

включать

дополнительный

комплекс

заданий

по

развитию

внимания, это будет способствовать повышению уровня сосредоточенности

внимания,

что

позволит

избежать

проблем

с

неуспеваемостью,

как

в

ближайшее время, так и в средней и старшей школе.

Эти

изменения

произошли

с

моей

точки

зрения,

благодаря

использованию

постоянной

работы,

направленной

на

совершенствование

сосредоточенности

внимания

младших

школьников

на

материале

имени

прилагательного. Гипотеза моего исследования подтвердилась.

В

заключение

необходимо

отметить,

что

данная

работа

имеет

практическую значимость. Практическая значимость заключается в том, что

подготовленный

комплекс

заданий

по

развитию

сосредоточенности

внимания, а так же рекомендации могут быть использованы родителями и

учителями начальных классов в процессе изучения имени прилагательного.

Список литературы

1.

«Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования». - Приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации N от 17 октября 2013 г. N

1155 г. / Официальное издание – М.: ЮристЪ, 2013. – 18 с. - с прил.

текста ФГОС.

2.

Амирова Т.А., Ольховиков, Б.А., Рождественский, Ю.В. Очерки по

истории лингвистики. - М.: Наука, 2012. – 560 с.

3.

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. -

СПб.: Изд-во «Речь», 2012. -440 стр.

4.

Даммерт Л.Н. Самооценка учебной деятельности учащимися начальной

школы: возрастной и гендерный аспект // Известия Российского

государственного педагогического университета им. А.И. Герцена -

2012 - Выпуск № 132. - С. 310-318

5.

Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших

школьников // Концепт. - 2015. - № 1. – с. 4-9.

6.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.

Селиверстова . —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

2012. - 400 с



В раздел образования